VРоль императора в развитии китайского дворцового
искусства эпохи династии Тан
Чжоу Ци,
аспирант БГУКИ, г. Минск
Эпоха династии Тан (618 – 907 гг.) была
важным периодом в истории китайского искусства. В это время дворцовая
художественная культура как важная составляющая профессионального китайского
искусства достигает своего расцвета и оказывает большое влияние на развитие
культуры и искусства окружающих Китай стран.
В любую историческую эпоху развитие художественной культуры
не происходит изолированно. Становление и развитие искусства и культуры в целом
имеют определенный историко-социальный фон, зависят от уровня экономического
развития страны, на развитие искусства оказывают влияние политическая система
правления, доминирующие идеологические концепции, мировоззрение и нравственно-моральные
традиции народа. Можно отметить, что действующая в эпоху династии Тан политическая
система и личные предпочтения правителей сыграли важную роль в развитии
дворцового искусства.
Дворцовое
искусство эпохи династии Тан представляло собой сформировавшуюся систему разных
видов искусства. В ее основе лежал комплекс
юэ (музыка, пение и танец), и также входили театр, живопись, каллиграфия
и архитектура. Занимавший привилегированное положение в
художественной культуре Китая на протяжении столетий, комплекс юэ являлся непременным компонентом
сценария проведения обрядовых акций, официальных церемоний религиозного и
светско-этикетного характера.
Период правления династии Тан
стал расцветом музыкального искусства и танца, так как в это время в стране
сохранялась политическая стабильность и мирные межэтнические отношения. Но
главной причиной высокого уровня развития комплекса юэ становится то большое
внимание, которое правители уделяли музыкальному и танцевальному искусствам. Так,
император Чжан Суэн У
Ци разделял мнение, что музыка является импульсом формирования материального
мира из энергии Вселенной и может двигать небо и землю и управлять духами. А императоры
Ли Шимин и Ли Лон Ци и, также, императрица У Цзэ Тянь считали, что музыка и
танец служат не только средством развлечения людей, но могут играть
определенную пропагандистскую роль в политике – прославлять императорскую
власть, демонстрировать
положительные внутренние качества и возможности правителя. Но при этом учитывались только
древние традиции профессионального дворцового искусства, а звучание народной
музыки в таких случаях воспринималось как оскорбление.
Китайские
правители рассматриваемой эпохи имели профессиональное художественное
образование. Например, император Ли Лон Ци был хорошим музыкантом: прекрасно
владел теорией музыки, управлением оркестром, а также был хорошим композитором.
Поэтому не удивительно, что для развития и правового упорядочения художественной
деятельности он создает специальную канцелярию управления музыкой, пением и
танцем – Даюэ. Количество музыкантов, входивших в Даюэ, было очень большим: 140 танцоров, 1382 исполнителя, 10000
певцов. Отдел Даюэ в основном отвечал за национальные обряды и придворный
этикет. Кроме этого, императором основываются канцелярия Гучуй (отвечала за организацию национальных праздников,
соблюдение придворных обрядов, обрядов жертвоприношения, а также за качество
воспитания и подготовки музыкантов), а также учебные
заведения Цзяофан («Придворная школа»), которая выполняла также функцию администрации Управления
дворцовой музыкой ян-юэ, и Лиюань («Грушевый сад»), где обучалось большое количество талантливых
музыкантов и танцоров. К тому же, император лично занимался
организацией и преподаванием в придворном ансамбле песни и танца [1, с. 214]. Так, он принимал участие
в создании и репетициях представления «Ни Шан Юй И» (прошение императора Ли Лон
Ци к богу Луны о помощи в управлении страной). Следует добавить, что Ли Лон Ци
владел сочинением в жанре фа-цюй (в период правления династии Суй и Тан фа-цюй
являлся разновидностью дворцового искусства
янь-юэ – музыки банкетов) и создал много прекрасных музыкальных и
танцевальных произведений.
Известно, что с началом
правления императора Ли Лон Ци было сочинено и переработано много музыкальных произведений,
в которых проповедовалась божественная власть императоров, хвалились их заслуги
в установлении мира и процветания в стране. Например, «Шэн Шоу» («Хвала
императору бессмертной музыки»), «Вэнь Чэнь» (прославление добродетелей
императора).
Императоры династии Тан придавали важное значение искусству
танца. Танцы я-юэ, являясь танцами правящего сословия, были тесно
связаны с политической жизнью страны и занимали важное место в китайской
системе ритуалов: они выполняли функцию политического образования, обучения
придворному этикету. Например, в эпоху династии Тан танец под названием «Кай ан
у» («Танец триумфального возвращения императора») включал в себя шесть частей:
первая часть изображала отправление императора Ли Шимина на поля сражений, со
второй по пятую части показывалось завоевание восточных и северных народностей,
а шестая часть повествовала об окончании войны. Также известно, что в 633 году самим императором Ли Шимином было задумано
представление «Песня боевых действий», где средствами танцевального искусства
должны были изображаться военные маневры: наступление и отступление армии, оборонные
и обходные действия. Сначала он нарисовал движение войск, а затем распорядился обучить 120 танцоров ношению доспехов и алебард, чтобы фигуры
танца верно отражали военные действия. Можно сказать, что в системе дворцовой ритуальной музыки танец я-юэ выступал в
качестве политического и церемониального символа.
Высокого
уровня развития при императорском дворе достигает искусство каллиграфии.
Император Ли Шимин, увлекавшийся искусством каллиграфии, с повышенным вниманием
относился к поиску талантов в каллиграфии и приглашал лучших мастеров во
дворец. В 627 году Ли Шимином создается канцелярия по развитию каллиграфии, а знаменитые
мастера каллиграфии Оуян Сюнь и Ю Шинан назначаются на должности преподавателей
каллиграфии [2, с. 89].
Император Ли Шимин лично написал книгу о Ван Си Чжи, известном мастере
каллиграфии династии Си Цзин, - «Биография Ван Си Чжи». Оригинальные мысли и
идеи об искусстве каллиграфии, а также комментарии автора-императора,
содержащиеся в этой книге, внесли огромный вклад в развитие и процветание
искусства каллиграфии в эпоху династии Тан. Это сочинение в целом занимает
важное место в истории развития каллиграфии.
В заключение можно отметить, что дворцовая художественная
культура периода правления династии Тан достигает высокого уровня развития во
многом благодаря сильной поддержке императоров, их личной заинтересованности,
художественной одаренности и мастерству владения отдельными видами искусства.
Литература:
1.关,也维。唐代音乐史 / 也维
关。 - 北京:中央民族大学出版社,2006。 - 266 页 = Гуань, Евэй. История музыки
династии Тан / Евэй Гуань. - Пекин: Нац. издательство Центрального
университета, 2006. - 266 с.
2.郭,预衡。中国古代文学史 /
预衡,郭。- 上海:上海古籍出版社, 1998。 -293页= Го, Юйхэн. История литературы Древнего Китая / Юйхэн Го. – Шанхай: Шанхайское издательство древних книг, 1998. – 293 с.
3. Кравцова, М.Е. История
культуры Китая / М.Е. Кравцова. – СПб.: Лань, 1999. – 416 с.