Яковенко Т.В., Мельничук О.И.

Стахановский учебно-научный институт горных и образовательных технологий

Творчество педагога как норма педагогической деятельности 

Творчество, пожалуй, один из самых малопонятных процессов в человеческой психике, и оно, как писал К. С. Станиславский, есть напряжение всех духовных сил человека. Известно, что творчество, будучи высшей формой универсально понимаемой креативности [3], выступает в форме приспособления человека к изменениям окружающей среды, в том числе и на уровне качественной корректировки поведенческих сценариев, где творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового, а именно — путем перебора промежуточных вариантов, а также критики и элиминации всего неудачного.

         Категорию творчества как феномена человеческого бытия будем использовать в качестве исходной основы развития человеческого потенциала.  Рядом авторов человеческий капитал  [1] предлагается рассматривать состоящим из трех компонент: витальной (жизненной), социальной и духовной. Витальный капитал — это то «богатство», которое человек получает изначально, при рождении (практически аккумулированная в человеке свободная энергия в ее информационной форме), социальный — приобретается в течение жизни, духовный капитал (внутренняя моральная сила, сознание, психические способности) человек приобретает через свою внутреннюю жизнь путем самосовершенствования.

Согласно А. А. Ухтомскому, у духовного организма (духовного человека) есть функциональные органы — то временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение. Такими органами являются движение, образ мира, действие, творческий разум, разные состояния человека, сама личность. В своей совокупности они и строят духовный организм. Индивида к созданию новых органов, в нашем случае творческого действия, влечет «стесненная свобода одушевленного недостатка» [3], но чтобы уменьшить избыток недостатка, необходимо иметь избыток возможностей и обладать энергией преодоления. Следовательно, функциональные органы — это новообразования, возникающие в  течении жизни и деятельности человека и в процессе его развития и образования. В отличие от витального капитала, который уменьшается в процессе жизнедеятельности, социальный и духовный капиталы растут с течением временем. Они-то и являются базовым основанием для творчества, которое понимается как высшая форма человеческой жизни.

         Что же собой представляет педагогическое творчество с точки зрения использования человеческого капитала? С одной стороны -  требование, идущее из самой сущности человека — быть творящим, с другой — педагогическая деятельность должна быть оснащена, «пронизана» творчеством, т. к.  именно творчество — основа организации всех занятий (принцип С. И. Гессена) — позволяет говорить о продуктивности образования, поскольку вне творчества урок превращается в механическую процедуру [2] .

         В традиции общественной, отечественной и философской мысли — относить педагогов к активной части интеллигенции. Но все же  реальное  положение педагога таково: социальный статус, который определяется принадлежностью к определенной группе и ее престижем, чрезвычайно низок как среди самого преподавательства, так и в обществе. Преподавательство из слоя, прежде принадлежащего интеллигенции, деградирует в неуважаемый, непристижный и малооплачиваемый слой работников образования [3]. Представляется, что массовость не просто размыла границы педагогического труда, но и коренным образом изменила его смысл. Профессия педагога, как род интеллектуальной практической (не производственной) деятельности  по воспитанию, образованию, обучению, стала осуществляться практически «производственным» способом. Как только образование становится сферой производства рабочей силы ( т. е. человеческого потенциала), педагог становится как бы  специалистом-производственником, хоть и  работает он в сфере образования.

Такой тип учителя-производственника  складывался в соответствии с представлением властных структур об учителе, как государственном служащем, оказывающем непосредственное влияние на сохранение и укрепление государственного строя, на воспитание гражданина и работника.

        В то же время педагогическую профессию принято относить к творческим профессиям. Так, согласно типологии  В. И. Андреева, профессия педагога относится к блоку профессий «художник». Тем самым в этой профессии выделяется аспект собственного творчества, мысли и мнения. И если рассматривать образование как всеобщую форму развития человека, общества, где слово «образовывание» достаточно точно передает значение онтологических процессов: мир и человек создаются по «образу и подобию» своей бытийной сущности, — то очевидна творящая (созидающая) роль педагога. Пока же идеалы профессии растеряны, творческая деятельность  заставляет учителя избегать применения в своей работе нестандартных методов обучения и воспитания. Педагоги, с одной стороны, осуждая всякое давление со стороны руководства учебного заведения, с легкостью применяют его в работе с учащимися.

Например, по данным Л. Квашко [2], полученным в результате опросов и бесед, оказалось, что снятие внешнего контроля над работой преподавателя в виде нормативной части его деятельности не изменит ситуацию в сторону освобождения педагога от «внутреннего рабства». Даже при отмене инвариантности образования педагог будет придерживаться прежних установленных правил. Отмена жестких рамок освободит для творчества только 19,4 % учителей, остальная, наиболее консервативная, часть останется на прежних авторитарно-административных позициях.

Ученые высказывают справедливое опасение, что отсутствие связи между правильно поставленными высокими целями, верно сформулированными проблемами в образовании и существующими способами «контроля качества» приводит к игнорированию имеющихся трудностей и не позволит достигнуть желаемых целей, что также препятствует не только творчеству, но и росту мастерства педагога.

         Преподаватели, равно как и учащиеся, на самом деле нуждаются в средствах выявления и развития их индивидуальных способностей и, наконец, в том, чтобы их оценили по достоинству [1]. Есть преподаватели,  учителя по должности – их основная масса, а педагогов, профессионально и творчески действующих — единицы. Большая часть учителей не ориентирована на творчество, не готова к организации этого процесса ни для учащихся, ни для себя, так как не имеет способностей, мотивов, умений, благодаря которым создается продукт — нечто новое. При этом помним, что в разных педагогических системах — разные требования к качествам педагога [2].

         Чтобы творчество преподавателя становилось нормой, нужно в его профессиональном пространстве создавать места, где он может проявить инициативу, обсудить ее с коллегами, объединиться в любые профессиональные группы; где не игнорируются те формы педагогической деятельности, которые не оказывают существенного влияния на контролируемые результаты  [3].

Педагог — это не только тот, кто должен осуществлять в себе человеческий идеал, но и тот, кто научен учить, творить, образовывать, строить нечто новое, более совершенное.

Представляется, что именно индивидуальная культура и есть профессиональное оснащение педагога, то, что становится питательной основой учения человека. Когда же в ходе подготовки педагога его оснащают слабо, да и оснащение на слабом культурном слое не оседает или вырождается в примитивные техники, то мы и получаем низкоквалифицированного представителя профессии, а не педагога-профессионала.

         В идеале, в учебных заведениях должна появиться  иная институция, которая будет воспроизводить процесс образования личности, в которой роль учителя будет состоять не только в том, чтобы конфигурировать возможные траектории движения образовывающих себя людей, но и в том, чтобы быть носителем культуры, ее ценителем и созидателем . И это будет автор, действующий персонально с персоной и действительно реализующий миссию профессии — сотворения и самоопределения личности в культуре. Следовательно, создание условий, стимулирующих мотивацию и самоопределение педагога относительно новаторства, — специальная работа. Очевидно также, что должны появляться такие институции, такая организационная форма, которые позволяют самим учителям, объединившись, оформлять, удерживать и корректировать нормы педагогической деятельности в соответствии с гражданским заказом и стандартом образования.

  Итак, размышляя о природе творчества и его наличии как нормы профессиональной деятельности педагога, констатируем следующее: по самой природе человека как существа творческого, по сути самой профессии, предназначение которой — созидать человеческое в человеке, по социальным ожиданиям педагогическое творчество в качестве феномена человеческого бытия и профессиональной нормы есть действительность. Но в силу личностной и профессиональной несостоятельности большей части педагогов оно практически отсутствует. И будучи необходимостью, с точки зрения воспроизводства родовой сущности человека, к сожалению, лишь случается.

  Конечно, «педагог занимает особое положение, поскольку передает и формирует знания о неизвестном будущем, а также готовит учеников к роли творцов будущего» [1]. И занять это положение он, вне всякого сомнения, может при наличии достаточного уровня рефлексивной культуры и самоорганизации. Следовательно, задача состоит в том, чтобы содействовать социальному творчеству профессионала, полагая его в качестве ресурса преобразований в системе образования.

Литература:

1. Зинченко, В. П. Размышления о душе и ее воспитании / В. П. Зинченко // Вопросы философии. — 2002. — № 2.

2. Квашко, Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? / Л. П. Квашко. — Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002.

3. Степун, Ф. А. Жизнь и творчество  / Ф. А. Степун // Русские философы : антология. — М., 1994.