Шахметова Алма Сапаргалиевна

 

учитель истории СОШ№26 г.Павлодар

 

Основные пути профилактики религиозного экстремизма среди учащихся школ

 

 Серьезную опасность для всего мирового сообщества представляет терроризм, прикрывающийся религиозными лозунгами, религиозно-политический экстремизм, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов, проявлениям регионального сепаратизма.

По данным исследователей, с середины 60-х годов ХХ в. численность фундаменталистских течений всех религиозных направлений в мире возросла в три раза. В настоящее время почти четвертая часть всех террористических группировок, действующих в мире, преследует религиозные цели

Борьба с терроризмом и религиозно-политическим экстремизмом, приобретающим транснациональный характер, становится глобальной международной проблемой и требует координации усилий различных государств.

При этом религиозный экстремизм практически не встречается в «чистом виде», но тесно переплетается и блокируется с терроризмом национально-политической направленности, который использует религиозно-правовые нормы и догмы.

Правовое обеспечение противодействия различным формам экстремизма требует комплексного правового, социологического и политологического анализа этого сложнейшего социально-политического феномена.

В рамках Плана мероприятий по профилактике религиозного экстремизма среди учащихся общеобразовательных школ необходимо проводить встречи, беседы, классные часы, круглые столы и другие мероприятия. Данные мероприятия должны проходить под патронажем органов внутренней политики и юстиции, где озвучиваются вопросы о сущности религиозного экстремизма, деятельности радикальных течений, их опасности для общества и особенно для подрастающего поколения  с показом видеофильмов, раскрывающих сущность проблемы религиозного экстремизма в человечестве в целом.

Вследствие проведения выше названных мероприятий можно сделать вывод — основная причина религиозного экстремизма в человечестве, это неполное понимание сущности религии, течения, людей вводят в заблуждения.

С целью реализации Указа Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2009 года № 332 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» и Приказа № 511 от 03.11.2010 года Министерства образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении типовой образовательной учебной программы «Основы религиоведения» для 9 класса общеобразовательной школы» во всех организациях образования  введен курс «Основы религиоведения».

 Курс рассчитан на 34 часа для учащихся  9 классов. Учитывая, что государственная система образования и воспитания в Республике Казахстан отделена от религиозных объединений  и носит светский характер, цель курса: сформировать социокультурные знания о религии, её догматике и культовой практике, соотношении религии и общественных форм сознания (политики, права, морали, искусства, культуры); воспитание критически мыслящей личности на основе познания научных религиоведческих теорий и основных религиозных понятий и понимания религии как социально-исторического, культурологического и психологического феномена в развитии человека.

Основными задачами курса являются:

-правильное объективно-научное понимание внутреннего смысла религиозных учений, их генезиса и роли в истории развития общества; выработка устойчивых объективных научных знаний понятий и категорий, умение свободно оперировать правильно понимаемыми терминами;

-выработка умения различать смысл, особенности, положительные и негативные стороны в формальных религиозных учениях, понимать символику, их влияние на  особенности развития и роль в современном мире;

-формирование глубоких убеждений недопущения религиозного экстремизма и терроризма в молодежной среде и обществе.

         Религиоведение рекомендовано вести учителям общественных дисциплин высокой квалификации.

При проведении занятий по религиоведению учителю необходимо активно использовать ресурсы школ: интерактивные методы, основанные на общении, сотрудничестве, с учетом социального опыта учащихся.      

Профилактика религиозного экстремизма осуществляется в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки  Республики Казахстан на уроках истории, обществознания, граждановедения, а также во внеклассной работе на часах информирования, классных часах, тематических мероприятиях.

В учебниках нового поколения содержание тем «Мировые религии» - 5 класс, «Зарождение ислама»- 6 класс, «Принятие Русью христианства»- 7 класс и другие рассматривают религию как часть культурного наследия разных народов, а не как признак различий или противоречий между ними.

В курсе  «Человек и общество» 11 класса    учащиеся в объеме 6 часов изучают  тему «Мировые  религии». На занятиях факультативного курса «Граждановедение»  есть раздел «Религия в современном мире», где рассматриваются причины религиозного экстремизма, формируется стиль поведения с представителями различных религиозных конфессий.

Во внеклассной работе  сложилась система проведения в одно и то же время для всех классов часов информирования, на которых дается обзор оперативных событий в мире, нашей стране.

Например, с целью разъяснительной работы по ношению головного убора «хиджаба» и других атрибутов веры рекомендуются проводить беседы, дискуссии с учащимися школ, на которых затрагиваются проблемные вопросы: «Как общество должно противостоять экстремизму?», «Официальная  версия ношения головных уборов, в том числе хиджаба» и др. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев высказался против ношения молодежью хиджабов и паранджи. При этом глава государства заметил, что с уважением относится к тем, кто придерживается исламской веры. «Но у нас своя дорога», заметил он.

«Родители и лица, их заменяющие,  вправе воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями, но не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии. Религиозное воспитание ребенка не должно причинять вред его физическому, психическому здоровью и нравственному развитию».

Государство может допустить только такую религиозную деятельность, которая не вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства.

Общеобразовательные школы  обладают значительным потенциалом, позволяющим эффективно реализовывать  среди воспитанников идеи и призывы политической этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.