Жанарбек Беристен

профессор., кан.философских наук

КазНАИ им Т.Жүргенова

Современное изобразительное искусство Казахстана (2002-2012 г.г.)

 

Сложность и многообразие современного искусства XXI века зависит от тесной взаимосвязи  искусства и общества. В настоящее время, когда открытое общество  стало потребительским,   когда резко возросло техническое производство художественных произведений, искусство тоже превратилось в сплошь потребительскую продукцию. В сегодняшнем современном обществе нет единых стандартов,  каждая группа имеет свои ценностные качества, язык и стиль. Поэтому в плюралистическом обществе множество стилей должны сосуществовать в тесном единстве и содружестве. Все они одинаковы, ничем не лучше и не хуже друг друга. Стилистическое многообразие также наложило свой отпечаток и на историю. В это новое время изобразительное искусство достигло собственных образцовых показателей; своими чистыми концептуальными формами и гармоничностью сформировало не только значительный общественный резонанс, но также  стали появляться произведения, которые смогли объединить важные теоретические концепции  по интересующим нас проблемам.

В современном искусстве Казахстана основные тенденции нашли свое отражение в жанрах традиционной живописи. Причина развития жанров живописи в том, что этого требовали внутренние потребности художников, жаждущих национальной манеры, особенностей, национальных идей, формирующихся в сознании добившегося независимости народа. В живописи, нацеленной на ознакомление современников со своей  историей, именами мудрых предков, обрядами, обычаями и традициями народа как самостоятельной нации, появились произведения, написаннные в национальных традициях.  Эта тенденция изобразительного искусства Казахстана, связанная с национальными, историческими основами, с целью возрождения в живописи традиционных  стилей, культурного наследия интенсивно развилось в историческом жанре. В искусстве живописи, часто отображающей этнографические, национальные манеры исполнения,  исторические события стали изображаться посредством декоративизма, смешивания жанровых особенностей между собой.  На сегодняшний день этот жанр в казахстанской культуре является  одним из востребованных направлений. Национальный исторический жанр стал основной формой изучения казахского изобразительного искусства и главным ведущим направлением.  Посредством таких действий художники не только будят в сознании народа интерес и любовь к историческому прошлому, но и стремятся возродить его роль и значимость. Наряду с этим бытовой жанр, приобретший исторический облик, помогал изображать на холсте теплыми красками этнографические стили, особое лирическое настроение. Этот жанр, ставший в живописи всеобщим явлением, был как бы памятником неисполнившимся мечтам и недостигнутым в прошлые эпохи целям. Поэтому исторические явления в бытовом жанре воздействуют на человека как мираж, тоска по прошлому. Большинство таких произведений втягивают зрителя в дремлющий в подсознании каждого мир кочевников, далекий от настоящей истории, вовсе не связанный с историческими фактами, явлениями.  В этом кроется причина того, что эта проблема стала в один ряд с такими часто поднимающимися проблемами, как исчезновение связи  между занявшими значительное место в казахской живописи жанрами,  отсутствие между ними определенных взаимоотношений.  Вообще в казахстанской живописи наблюдаются два вида исторического жанра. Один из них нашел свое широкое распространение в жанре портрета. То есть казахстанские художники на своих холстах стали чаще изображать лица исторических личностей, известных общественных деятелей. Другая группа  художников стремится в своих произведениях возродить объемные композиции на исторические темы, исторические события, пережитые казахским народом.  Кроме этих двух групп  есть художники, которые, используя иной исторический принцип, придерживаются декоративно-символического направления, это Галым Каражасов, Актоты Смагулова, Нурлан Килибаев.

Художники, являющиеся приверженцами исторической темы, часто изображая на своих холстах  одетых в национальные одежды героев и  сцены, связанные с традициями  и обрядами народа, стремятся передать лирическое, поэтическое настроение.  Эти художники, отказавшись в построении композиции от привычного интенсивно-динамического движения и темпераментных действий, стали больше увлекаться  спокойными, тихими,  статическими сценами.  Вследствие увеличения количества государственных заказов на комопозиционные работы, основанные на исторических сюжетах, художники, увлекающиеся этой темой, приобрели популярность. Стали известны имена таких художников, как  Камил Муллашев, Жумакын Кайрамбаев, Агымсалы Дузелханов, Бакыткан Мырзахметов, Умирбек Жубаниязов, Досбол Касымов, Манат Каспак, Казыбек Ажибек, Талгат Тлеужанов.

А в жанре сюрреализма, в современном толковании  - это как загадочная жизнь, известны имена таких художников, как Есмгали Жуманов, Айбек Бегалин, которые в стремлении показать через искусство вечный смысл жизни, отважно используют свой облик.  Если картина Е.Жуманова «Аттила и Римская волчица» является философским произведением автора, глубоко исследовавшим историю, переворачивающее человеческую мысль вверх дном, тогда как в произведении М.Бегалина «Предсказания Кассандры»  сюжет греческой легенды  передан профессионально в художественно-графической технике исполнения.

Помимо этого, в настоящее время набирающие обороты в изобразительном искусстве Казахстана модернизм и постмодернизм, являются показателями течений открытого современного общества и его общего направления. Вместе они составляют так называемое современное искусство. Конечно, несмотря на все их различия, с эстетической точки зрения они имеют определенное внутреннее родство.

Течения, имеющиеся в искусстве, не подчиняются историческим законам искусства, они существуют только  в условном виде. Течение действует только в определенный период времени и время его существования тоже ограничено. А социальная теория искусства рассматривает значимость искусства по его историческому значению, по тому какую роль он выполняет в обществе.

Очевидно, что модернизм почитает отдельную личность художника, который, руководствуясь неповторимыми, сменяющимсяи, трансцендентными условиями, прилагает все силы и энергию на создание своих произведений.   Как человек художник самодостаточная личность, и как творческая личность он сам выбирает свой путь и прилагает все усилия для создания ни на кого не похожих по стилю неповторимые произведения искусства. В этом направлении работают такие художники, как Абдрашит Сыдыханов, Амандос Аканаев, Ерболат Толепбаев, Гани Баянов, Калиолла Ахметжан, Алпысбай Казгулов, Галым Маданов, Бахыт Бапишов, Аскар Есдаулетов, Болат Турғынбай, Серик Тайнов, Женисбек Абдраман, Курманғазы Акашев, Зейнеп Тусипова, Толеген Сулейменов, Гульжамал Тагенова и другие.

         Если модернизм увлечен поиском глубины, то художнику-постмодернисту свойственно  упрощенчество или нарочитая поверхностность.

         Постмодернисткое искусство определяется, прежде всего, не самим произведением, а его смелостью, если сказать поточнее, отчаянностью  создавшего это произведение художника, его умением не столько удивить окружающих, а сколько даже напугать зрительскую среду. Наряду с этим  постмодернистское искусство характеризуется не одним стилем, а многочисленными смешавшимися между собой стилями.  Разнообразие стилей в постмодернистском искусстве является частью образа жизни современного общества. Необходимо отметить, что развитию постмодернизма в изобразительном искусстве Казахстана оказал огромное влияние общественный фонд «Сорос».

Отдельный независимый образ выполняет роль прототипа вышеназванных многочисленных течений. Сегодня художник волен сам делать свой выбор, раньше этому мешало репрессивное понимание художественного стиля, его искусственное  фальшивое  толкование, все это препятствовало свободному дыханию художественного творения, создавало всяческие препятствия на пути.

Общее понимание современного искусства включает абстрактное изображение  разума, сознания, духа времени, присущего концу прошлого века и сегодняшнему дню, абстрактное охарактеризование его интеллектуальных и эмоциональных черт, стремление понять его.

Опираясь на проведеннные исследования в области постмодернистского течения в искусстве можно определить его основные специфические особенности. Перечисляя вкратце, это:

Плюрализм – это художественное направление, которое в сравнении с другими направлениями, свободно в классике и традициях, вместе  с тем это комические действия; отказ от устоявшихся правил и общественной репутации; и как следствие этого  страсть к коллажам, наговорам, замене метафоры метонимией, парадоксам, сокрушая все, влечение к беспричинным действиям;  фрагментарные споры по поводу восприятия их как отщепенческого, обветшало-устаревшего, бессмысленно-нелепого, незаконного, недисциплинированного в жизни.  Художники этого направления, это Кенжебай Дуйсенбаев, Сакен Нарынов, Мукатов Табылды, Рашид Нурекеев, Асия и Кадыржан Хайруллины, Алма Менлибаева, Сауле Сулейменова, Руслан Халфин, Елена  и В.Воробьевы, Канат  Ибрагимов, Молдагул Нарымбет, Саид Атабеков, Ербол Мелдибеков, Марат Бекеев, Андрей Нода и др..

Основная концепция их творчества: исчезновение понятия «Я», отказ от мысли о возможностях самосознания отдельной личности и преимуществе свойственного классической философии состояния «Я»;  

Преобладание мысли, что жизнь надо не понимать, а воспринимать как есть;

  Отказ от мимесисты, образности; стремление искусства  «вообразить то, что невозможно вообразить», стремление композиции к нарочитой беспорядочности; в запредельную область сознания и жизни, эзотерическому, загадочному,  интерес к миру чудес, доступный только единицам;  постоянно практиковать новые образы и сущности; постоянно создавать посредством техники коллажа непонятные моменты реальной жизни, будящие фантазию «игры с реальной жизнью» неправдивые образы (симулякры); 

Эпатаж, свойство художника поражать свою аудиторию неожиданными выходками, удивлять, нарушая законы и общепринятые правила; имеющимися у него подручными средствами вовлекать массы людей к активному разговору, втягивать в споры, горячие дискуссии, агрессия «авторской маски», усердно добивающейся  совершения обществом и людьми поступков, неожиданных для них самих;

Особое внимание к театрализованной аудитории, страсть к  зрительским  комплиментам.  

Можно было бы и дальше перечислять особенности постмодернистского искусства. Тем не менее, из всего сказанного и так ясно, в чем отличие постмодернизма от всех других видов искусства, и, прежде всего, насколько он выделяется от своих непосредственных  предшественников – реализма и модернизма. Казахстанские постмодернисты, добились больших успехов. Зарубежные искусствоведы особо отметили свободу мысли художников, удививших любителей искусства, широту их мировоззрения в показе  пространства через призму творчества.

         За последнее десятилетие стали заметны крупные поиски в сфере монументального искусства.  Особенности монументального искусства, прежде всего, его свойства в синтезе организуют понимание художественного произведения именно с этой точки зрения. Эти свойства в определенной мере определяют активное участие зрителя в анализировании изображаемого предмета.  Наряду с этим, их анализ необходимо уточнять именно с точки зрения общественного сознания.

Процесс расширения и углубления художественных приемов,  несомненно одна из весьма важных проблем теории и практики современного монументального искусства, где соединение национальных значений вполне закономерное явление. Одним из способов решения этой проблемы являются свойства духовного капитала народа, изображение его культурных особенностей.  Известные монументалисты, украсившие казахстанские мечети в национальном стиле Ешкенов Газиз, Жамхан Айдар, Муканов Малик, используя современные технологии в декорировании Алматинского метрополитена, подняли его на новый художественный уровень.  Эти произведения, созданные в синтезе монументального искусства  с декоративным искусством, стали гордостью и украшением города Алматы.

Новый век рождает  новое мышление у человека, новое отношение к истории.  История перестала восприниматься в сознании человека как некое статистическое, веками незыблемое, вечное.  Рыночная экономика настолько внедрилась в сознание людей в русле исторической тенденции, что глубокие изменения и явления, происходящие в эпоху данного поколения, идентифицируя современную эпоху с прошлым веком и будущим, зародили совершенно новые возможности ассоциирования.

Соврешенно очевидно, что эти изменения  оказали большое воздействие и на эстетические возможности человека. Отсутствие государственных заказов, преобладание новых компьютерных технологий в сфере графики оказали определенное влияние и на творчество художников, приверженцев  классической графики. Только определенная группа графиков, такие как  Каметов Кадырбек, Тимур Ордабеков, Амангелди Аманбаев, Ералы Оспанов  своими творческими поисками не растеряли своих прежних позиций. Каждый график в определении духа прошлой  истории,  истины сегодняшнего дня,  обособляется своим  идейным содержанием.

Значение этого периода, особенно его идейное и эстетическое влияние на тесную связь человека со своей эпохой, для искусства монументальной скульптуры, основывающейся на показе его места и роли в историческом процессе, велико.  Обращаясь к скульптуре и ставя вопрос ребром, в произведениях, посвященных отдельным личностям, в искусстве целой эпохи, имеющим проходящие и смешанные формы, легко заметить сильно отличающиеся друг от друга творческие точки зрения. К тому воздействию, которую оказывает монументальное скульптурное произведение, добавились еще огромные исторические возможности. Этого направления придерживаются такие художники, как Нурлан Далбай, Павел Шорохов, Марат Айнеков, Омирзак Шанов, Кадрхан Какимов, Болат Досжанов, Шокан Толеш, Адилет Жумабай, Тилеу Мырзагелди, Азат Баярлин, Даулет  Досмагамбетов, Бакытбек Мухамеджанов,Тлеуберди Бинашев, а также можно встретить в произведениях других скульпторов.   

Также искусство скульптуры и архитектуры, особенно в пространстве природы, площади или здания, нельзя рассматривать отдельно друг от друга, в поиске тонкой связующей между этими двумя видами искусства  в нашей стране существует масса возможностей.

Сегодняшние скульпторы в постоянном поиске сочетания различных динамических переплетений и впечатляющих форм архитектурных скульптур, которые всегда декоративны и при этом строго сохранют свои художественно-пластические особенности.  

Поиски истинно национальных особенностей в современном декоративно-прикладном искусстве казахов привели к глубокому пониманию существующих в творческом наследии народа особенностей художественных решений.  В этой области многим известны имена таких художников, как Алибай и Сауле Бапановы, возродившие традиционное искусство войлока и поднявшие его на новый художественный уровень,  Жангир Умбетов и Амангуль Иханова,  создавшие картины из кожи в технике «кушкон», Раушан Базарбаева, изобразившая в гобеленах природную лирику и метафизическое пространство, Сержан Баширов, возродивший посредством традиционного прикладного искусства древние арехтипы, Зейнелхан Мухамеджан и  Омирзак Рыстан, поднявшие на новый творческий уровень народное искусство вышивки, а также подобные поиски других мастеров искусства.  В этой связи мы имеем возможность ближе подойти к значению понятия возрождения и синтеза. Мы считаем, что в национальном искусстве возрождение и синтез в смешанном виде возможно толковать с точки зрения его процессуальной формы.

Процесс развития нового вида искусства еще продолжается. Он обогащает творчество художников требующими  еще более глубоко изучения художественными приемами. Представление публике, на суд привередливого зрителя творческих достижений в этой области остается требованием времени.