Виитман В. Р., Дайнатович Т.Ю.
НИ
Томский политехнический университет, Россия
Особенности занятий по скульптуре со
студентами дизайнерами различных направлений.
Умение правильно
распределить время – характеристика системности, опыта и предприимчивости студента.
Творческие профессии постоянно сопровождаются авантюрными, стрессовыми
ситуациями. Развитие темы может продолжаться бесконечно, а заказчик ставит
временные рамки (свободное творчество, как идеальный вариант – практически
исключение). Когда останавливаться творить и свое творение начинать воплощать в
зримую объемную форму? Ведь процесс воплощения идеи в проект – это и есть
«мерило» времени, определяющее профессионализм композитора.
Учебные планы высшего художественного
образования содержат циклы общеобразовательных, общепрофессиональных и
специальных дисциплин. Соседство мастерских по рисунку, живописи и скульптуре с
традиционными аудиториями вносит диссонанс в обычный временной режим учебы.
Преподаватели жалуются на молодых «мэтров», которые говорят, что они привыкли
на спец. предметах отдыхать произвольно.
Для дифференциации этих процессов
предлагается организовать зонирование, т. е. обусловить вход в творческую
мастерскую декором, отражающим специфику данного помещения. Психологический
настрой на то, что здесь «играют по другим правилам» предопределит разницу
временных ритмов. Попробуем упорядочить такой специфический предмет как
скульптура и пластическое моделирование. Для начала расшифруем, что такое
скульптура в целом.
Скульптура подразделяется на круглую
скульптуру (произведение обработано со всех сторон и может рассматриваться со
всех точек обзора) и рельеф (изображение связано с фоном и может
рассматриваться с ограниченного количества точек зрения). Скульптура
выполняется обычно путем высекания из камня, дерева, лепки из глины, воска,
отливки из металла, гипса, шамота, вырезания из дерева, кости. Скульптура
подразделяется на: 1 - станковую, к
которой чаще всего относятся портреты; 2 - монументальную (памятники, где те же
портретные черты имеют более обобщенный характер и несут в себе черты
определенной типизации образа) и 3 - декоративную, служащую для украшения
дворцов и общественных зданий, садов и парков (изображения мифологических и
литературных персонажей, фигур аллегорического характера, изображения животных,
вазы, урны, гермы и т.д.). Изображение человека в скульптуре, также как и в
живописи, может быть исполнено в полный рост, поясное, погрудное (бюст);
круглая пластика может сочетаться с рельефом: памятник в виде круглой
скульптуры с рельефами на постаменте. Скульптура малых форм – это произведения
мелкой пластики, изготовленные из фарфора, фаянса, камня, отлитые из металла,
гипса, стекла и других материалов.
Важнейшей задачей при изучении курса
«Скульптура и пластическое моделирование» является не просто освоение методов
лепки регулярной формы, но и постижение технологии работы с глиной, природными
особенностями которой является способность менять влажность и плотность во
время сеансов работы над композицией. Акцентирование внимания на стадиях моделировки формы в зависимости от процесса
высыхания и твердения глины, подчинение процесса лепки этому естественному ходу
событий и наоборот – изменение структуры глины для решения локальных задач
приучают студентов к чуткому «прислушиванию» к материалу, изучению диапазона
его изобразительных возможностей. Проведение аналогий и сравнений работы с
пластилином, гипсом, камнем и другими материалами помогают
быстрее и осознаннее наработать опыт и понимание специфики скульптуры в целом и
возможностей адаптации и применения данного вида изобразительного искусства
непосредственно к художественному проектированию, к его
пространственно-объёмной составляющей – макет. Макетирование и работа над рельефом имеют много общего, это очевидно.
Рельеф может отображать фактуру, передать которую традиционным для дизайна
картоном или плотной бумагой не всегда возможно и которую передают с помощью
графики в иллюзорно пространственном эскизе. Но форма подачи проекта в макете
всегда выигрывает в силу того, что «не художник» легче понимает
пространственный проект будущего пространственного объекта.
Дисциплина «Скульптура и пластическое
моделирование» изучается в течение двух учебных семестров, как правило, на
втором курсе, после проведения части аудиторных занятий по дисциплинам
«Рисунок» и «Живопись». Содержание курса построено по принципу взаимосвязи с
другими специальными дисциплинами, такими как рисунок, живопись,
проектирование, а также в соответствии с принципом осуществления необходимой
последовательности и преемственности в изучении материала. В процессе освоения
дисциплины изучаются основные вопросы
по теории скульптуры, истории развития скульптуры, виды скульптуры, инструменты
и материалы, применяемые в скульптуре, теория и практика создания скульптурного
произведения. Одним из важнейших разделов в процессе освоения скульптуры
является пластическая анатомия. Знание строения человеческого тела является
необходимым в процессе освоения профессии дизайнера. Освоение пластической
анатомии происходит в процессе практических занятий при лепке этюдов черепа и
головы.
Практические задания выполняются
основным методом освоения скульптуры и навыков пластического моделирования и
включают в себя задания, выполняемые в виде этюдов с натуры, а также задания,
содержащие творческие задачи. В процессе практических занятий планируется
выполнение ряда заданий: натюрморт из геометрических тел; лепка ракушки, частей
головы Давида (уха, губ, носа, глаза), черепа человека, портрета или головы (с живой
натуры). В процессе практических занятий студенты также получают теоретические
знания по технике и технологии скульптуры.
Задания по проектированию 4-5 курсов
подразумевают завершение композиции интерьера, экстерьера или среды
декоративными элементами, которые могут выступать не только как доминанты, но и
в качестве композиционного центра.
Исходя из этого, декоративная составляющая проекта может быть выполнена
непосредственно из глины, пластилина или гипса в соответственном масштабе в
виде рельефа или декоративной скульптуры.
Основной формой контроля успеваемости
студентов является оценка, вынесенная комиссией на семестровом просмотре.
Всякий творческий процесс подразумевает
прелюдию состояния творчества. Например: (1) кто-то из художников начинает с
уборки мастерской, постепенно настраиваясь на состояние «процесса»; (2) другой
предпочитает забраться в ванну с теплой водой и, закрыв глаза, представить оригинальную
композицию, (3) кто–то заготавливает монотипии абстрактных цветных пятен и до боли
в глазах, всматривается и «расшифровывает» тему, а кто–то (4) без всякой
прелюдии просто знает то время суток, когда он готов к творчеству…
1. Первый этап –
традиционное лекционное введение в предмет, его можно провести в аудитории
общеобразовательных дисциплин с искусствоведческим подходом в виде иллюстрированного
рассказа об истории скульптуры, стилевой хронологии, видах современной
скульптуры.
Студенческая мастерская представляет собой
оборудование и материалы, которые создают атмосферу то ли кустарного
производства, то ли склада изделий, что кардинально отличается от типовой
аудитории для теоретических гуманитарных занятий. Как правило, образцы
станковой скульптуры, рельефы, реквизит, разнофактурные материалы и
инструменты, скульптурные станки «погружают» студента в состояние той самой
прелюдии. Современная экипировка молодого человека обязывает совершить «ритуал
разоружения» - извлечение из карманов и сумок мобильных телефонов часов и т.
п., всех тех предметов, которые могут понадобиться. Облачение в халат или
фартук завершают подготовку.
2. Следующий
этап – заготовка массы. Для работы с рельефом и для круглой скульптуры
необходима основа – плинт или болванка, это хорошо промятый пласт или массив
однородного состава. Вот тут собственно и начинается формирование временных
ритмов «работа – отдых». Если основа – плинт, то по трудоемкости набора массы в
процессе набивки короба планшетки глиной необходимо сделать перерыв. Такая же
ситуация при подготовке каркасной
глиняной болванки ‑ основы головы: физически трудно без
перерыва набрать необходимый объем. При лепке частей головы или черепа – масса
набирается без перерыва. Важно, чтобы заготовка основы закончилась одновременно
всеми студентами группы.
В силу учебных обстоятельств,
творчество студента – процесс, зависящий от преподавателя. Он, педагог,
регулирует «степень свободы творчества». Умение приспособиться к материалу и
приспособить его к себе, почувствовать глину, оптимальную последовательность
действий, основанную на физических
свойствах подсыхающей в процессе работы глины – это элементы творчества
начинающие реализовываться студентами уже на начальной, рутинной стадии.
Задача педагога – доходчиво донести характер начальных
действий и стимулировать на интеллектуальную смышленость (гений Микеланджело
все детство и юность как потомственный каменотес изучал мрамор, а мы форсированно
используем опыт предков).
Произведенная подготовка к творчеству
«разогрела» желание понять изнутри специфическое действо и …
3. Следующий, основной этап ‑ работа
над композицией - требует более чуткого прислушивания к своему
собственному «я». Проведем аналогию с работой над рисунком, где ощущение
раскованности, размашистости, масштабности видения общей пластики приходит уже
в процессе рисования, спустя час или полтора, или через 10 минут – в
зависимости от психофизического состояния и степени погруженности в тему.
Имеется в виду достаточно опытный
рисовальщик – студент второго, третьего курса. Ситуация со скульптурой иная.
Так как глина, в зависимости от количества и формы массы, ведет себя
по-разному, то каждое новое задание – это вновь первый опыт, предполагающий
начальное состояние исследования материала и его изобразительных возможностей. В
связи с вышесказанным, однозначная разбивка времени работы и перерывов, в период работы над композицией, нежелательна.
Общая часть выступления преподавателя,
где он разъясняет суть задания, его возможные варианты, последовательность
работы над композицией, требует внимания всей аудитории, и от того какой создан
микроклимат, будет зависеть интенсивность работы по сути задания. Ритмика
перерывов будет зависеть от промежуточных, индивидуальных консультаций и умения
студентов реагировать на «правила игры» инициативно, не паразитируя на повторах:
«а покажите еще раз, а то я не понял », и так, пока преподаватель сам не выполнит
суть задания посредством руки студента или, показывая своей рукой, сам не вылепит
объект. Важно чтобы студент уловил алгоритмы этапов. Если есть этап поиска
больших отношений, то студент не должен в первую очередь досконально
прорабатывать детали (1) – нос, глаза, губы при лепке головы или подробно (2) -
глазные впадины и пересчитанные зубы при лепке черепа. Для начала ему самому
нужно буквально «вымучить» соразмерность пропорций: лицевая часть (от
подбородка до верхнего завершения лба) – «крышка» (горизонтальный размер головы
– ото лба до профиля затылка).
В силу индивидуальности творческих
способностей и отсутствия опыта лепки, регламентировать перерыв как групповой
нежелательно. Цикл «работа – отдых» может совпасть у двух, трех студентов, в
противном случае будет нерациональное использование времени. Поэтому, даже
хорошо, если студенты будут прерываться по одному или по двое
Предложенная схема – ориентир на
рациональное использование времени в процессе работы над заданиями, предусмотренными
программой. Условность схемы связана еще и с тем, что уже ко второму курсу
группа превращается в некий единый созидательный организм со своими, присущими
только ей особенностями и восприятия темы, и скоростью реагирования на
поставленную задачу. Этим обусловлено ответвление схемы на «окончание урока», с
продолжением работы во время следующего сеанса.
Мотивацией к
созданию творческой, неординарной, проработанной, иллюзорно завершенной
композиции может послужить заведомое предложение включить наиболее удачную,
претендующую на произведение работу в портфолио.
Привитие навыков
аналитического мышления, рационального использования времени, самоорганизации на творчество – это процесс формирования личностных качеств, соответствующих
концепции образования предпринимателей.
Литература:
1. «Скульптура в России XVIII-начало XXвв.», И.В.
Рязанцев, М., 2003г.
2. Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. – М., 1968.
3.. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле
скульптора. – М., 1960г.
4. Марков В. Фактура. Принципы творчества в
пластических искусствах. М.: «Издательство В. Шевчук», 2002.
5. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы.
М.: изобразительное искусство, 1982.
6. Савицкий С.П. Работа с глиной, гипсом и папье–маше.
М.: Просвещение, 1975.