музыкальное краеведение как средствО эстетического воспитания: исторический аспект

                                                                                                                               Арипбаева Л.Ш.

                                                                                 ЮКГПИ, г.Шымкент

                                                                                 Казахстан

 В настоящее время, характеризующееся коренным изменением в развитии науки, образования, культуры и искусства, выдвигаются новые задачи всестороннего развития подрастающего поколения и, прежде всего, школьников. Духовное развитие личности, эстетическое воспитание предусматривают не только изучение общего теоретического курса эстетических знаний, но и воспитание вкуса, чувства гармонии, практическое применение полученных знаний в окружающей повседневной жизни, искусстве. В этом важном государственном деле особое значение должно быть отведено теоретическому и практическому изучению национального наследия народа, всего лучшего, что создано его многовековой историей.

Современное искусствознание, эстетика, культурология, педагогика определяют национальное творчество народов как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих совокупность знаний и являющихся важнейшим средством, развивающим и закрепляющим этнический опыт воспитания. В современных условиях эффективность воспитательной работы во многом зависит от понимания молодым поколением истоков народного искусства, его традиций и современных тенденций развития, и потому так ярко в исследованиях последних десятилетий прослеживается  педагогическая направленность в изучении истории народного творчества,  национального искусства. В таком формате музыкальное краеведение Южного Казахстана представляет собой одно из важнейших средств эстетического и этнического воспитания детей. В данной статье  информация о музыкальном краеведении казахского народа  представлена в формате ее практического воспитательного  потенциала.

Национальное искусство Казахстана по своему характеру, тематике и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным вкладом в общую сокровищницу искусства. Его богатое жизненное  содержание, глубокий идейный смысл, большие художественные и национальные возможности, своеобразие и самобытность представляют большую общественную ценность. Национальное искусство отражает художественные вкусы казахского народа, раскрывающие прекрасное в природе и человеке. Выступая в единстве моральных, эстетических и трудовых традиций народа, оно позитивно влияет на развитие эстетических чувств, на выбор идеалов, на определение жизненных приоритетов. При условии педагогически  грамотного использования его возможностей оно становится действенным средством нравственного и эстетического воспитания школьников, совершенствования их вкусов, духовных потребностей, формирования патриотических чувств, гордости своей Родиной и своим народом.

В этнокультурологии, эстетике, педагогике актуальной является проблема внимательного и бережного отношения к культурному наследию прошлых поколений, исследования путей его использования в современной школе на основе осознания его национальной ценности,  его огромного богатства, его развития с  учетом прогрессивных методов и традиций. Воспитание у молодежи уважения к культурному наследию народов необходимо и в целях патриотического, интернационального воспитания, формирования уважитель­ного отношения к культуре соседних стран, к мировой культуре.

В последние десятилетия вопросы теории и методики эстетического воспитания школьников, молодежи, вопросы национальных традиций в искусстве разных народов, в народной педагогике освещаются в трудах В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, А.А.Балян, Б.Т.Лихачева, Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Шорохова, С.С.Булатова, С.Ф.Абдуллаева, К.Ералина, Г.Н.Волкова. В философском плане эти вопросы рассматриваются в работах А.И.Бурова, В.В.Ванслова, МАЛившица, Г.А.Недошивина, В.А.Разумного, В.К.Скатерщикова, М.В.Овсянникова, Б.ГЛукьянова и др.

Особенностям традиционной художественной культуры казахского народа посвящены фундаментальные исследования этнологов, этнографов, историков, искусствоведов, писателей (Х.А.Аргынбаев, Ч.Валиханов, Б.Г.Ерзаковин, А.В.Затаевич, А.Кунанбаев, А.Х.Маргулан),   уделявших огромное внимание возрождению и сохранению традиционных форм бытования различных видов народной художественной культуры казахов: декоративно-прикладного искусства в его разных видах и песенно-музыкального творчества.

Значительный интерес представляют педагогические исследования М.Х.Балтабаева, У.Джанибекова, М.Е.Ержанова, Н.К.Камаловой, Б.И.Каракулова, С.А.Кузембаевой, М.К.Кукеевой, Ю.Д.Сапаровой, посвященные проблемам сохранения и возрождения традиционной народной художественной культуры казахов. В частности, диссертация М.Х.Балтабаева посвящена основам музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи средствами казахской традиционной художественной культуры. История и теория казахского народного танца рассматриваются в исследованиях Д.Абирова, О.Всеволодской-Голушкевич, Ж.Жиенкуловой, С.Жукеновой, Л.П.Сарыновой. В диссертации А.А.Жолтаевой традиционный казахский танец исследуется в системе этнохудожественного образования.

В книге «Из истории проблемы музыкального краеведения как средства эстетического воспитания в жизни казахского народа» рассматриваются место и роль личности музыканта и национальных музыкальных инструментов в кочевой культуре казахов, анализируется история формирования и создания казахских музыкальных коллекций в музыкальных фондах России, раскрывается содержание и характеризуется степень освещения музыкального краеведения Южного Казахстана на страницах дореволюционной и современной печати.

Краеведение надежный помощник в познании мира для каждого любознательного человека находится сегодня на новом подъеме. Повсеместно изыскиваются его оптимальные организационные формы, адекватные современному развитию и потребностям общества, расширяется проблематика. Традиционно выполняя воспитательные, рекреационные, просветительские задачи, краеведение все активнее содействует научной и производственной деятельности. В задачи краеведения входит выяснение и изучение национальных, этнографических особенностей, учет и охрана памятников культуры, изучение устного народного творчества и др.

Большие возможности обращения к музыке прошлого времени имеются при изучении музыкального краеведения. В общеобразовательной казахской школе особое внимание уделяется обзору литературных, исторических источников, посвященных казахской музыке XIX  начала XX века. Эта работа включает поисковые мероприятия, составление библиографических очерков о музыкантах этнографов, краеведов нашего южного края. Этим самым мы возрождаем отечественное краеведение и возможности его использования как ценного теоретико-методологического багажа в современных условиях. Изучение деятельности различных представителей школ музыкального краеведения является непременным условием сохранения и развития ее лучших традиций, имеет огромное воспитательное, научное и практическое значение. Обращаясь к наследию, важно за документами и фактами видеть конкретных людей, исследование жизни и деятельности которых дает возможность судить об их вкладе в копилку человеческих знаний; осмысление этого процесса носит не только прикладной, практический характер, но и соотносится с системой общечеловеческих ценностей, с ее непреходящей идеей сохранения культурного наследия общества.

Казахская музыка XIX века, как правило, была объектом изучения «извне», т.е. представителями других народов и иных культурных миров. Этим занимались этнографы, музыковеды, ученые, которые бескорыстно, несмотря на все трудности разъездов по степям и аулам, настойчиво проводили свою работу. Однако, использование довольно богатого и разнообразного круга музыкальных исторических источников, накопленных в конце XIX начале XX вв., ведется еще очень слабо. Большинство исследователей недооценивают познавательные и эстетические возможности этих источников. Одна из причин такого явления кроется в недостаточной осведомленности научной общественности о содержании и местонахождении различного рода музыкальных источников и недостаточном освещении результатов изысканий в печатных источниках.

Неоценимое значение для изучения дореволюционной музыки Южного Казахстана имеют документальные источники, сохраненные в рукописях в разных государственных архивах, музеях, библиотеках Ташкента, Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Казани, Омска, Алматы и др. Эти материалы составляют информационную основу для изучения дореволюционной истории музыкального искусства. Музыковеды, используя труды своих предшественников, тщательно исследуют и описывают феномен казахского профессионального и народного музыкального творчества.

Настало время максимально приблизить эти материалы, документы к  образовательной среде для использования в учебно-воспитательном процессе. В этом плане ценным представляется  биографический материал о А.А.Диваеве. В 1880 г. этот человек был прикомандирован письменным переводчиком к Чимкентскому уездному управлению, в 1881 г. к Аулеатинскому уездному управлению, позже был переводчиком при военном губернаторе Сырдарьинской области. Первые и основные этнографические материалы  были собраны А,А.Диваевым именно в этот период. Он также известен как педагог, музейно-архивный работник, библиограф. В 1904 г. А.А.Диваев участвует в создании любительского театра в г.Ташкенте, по окончании службы, с 1906 г., руководит школой, с 1918 года  местом его работы становится Туркестанский университет и Туркестанский восточный институт, где он читает курс казахской этнографии. В 1923 г. в Ташкенте был открыт музей со специальным отделом казахской этнографии, носящим имя   А.А.Диваева.

Изучая наш край, исследователь не выбирал одно направление, в  его работах может почерпнуть для себя информацию этнограф и археолог, фольклорист и музыковед, историк и краевед. Но особое место в  изысканиях А.А.Диваева занимает фольклор - эпосы, песни, легенды, сказания. В 90-е годы XIX века, путешествуя по Аулеатинскому уезду, ученый встречает некого Кожагула, у которого записывает колыбельную песню, затем он дополняет ее из текста такой же песни, уже записанной в Чимкентском уезде, и издает несколько вариантов «Колыбельной» в «Известиях Туркестанского отделения Русского географического общества». Во время вторичного посещения Сырдарьинской степи он записывает уже другие колыбельные песни, которые в 1905 году появляются в «Сборнике материалов для статистики Сырдарьинской области». А.А.Диваев особо выделяет поэтические достоинства народных песен, останавливается на теоретических основах казахского стихосложения, для чего подвергает их обстоятельному разбору. Нам представляется, что знакомство с биографией А.А.Диваева, направлениями его научных интересов,  результатами его исследований должно привлечь внимание учащихся. Это огромное поле деятельности для научных ученических изысканий по линии Малой академии, открывающее   перспективы для изучения широкого круга культурологических вопросов на теоретическом и практическом уровне. Безусловную ценность представляет в познавательном и воспитательном аспекте исследования А.А.Диваева, посвященные музыкальному творчеству.

В спектре внимания ученых XIX века были в основном песенные жанры, музыкальные инструменты, социально-бытовые форматы музицирования,  колоритные фигуры профессиональных музыкантов. Для школьников особенно интересны работы А.Ф. Эйхгорна, в которых дается описание музыкальных инструментов, стили вокального пения, а также записи музыкальных образцов. А.Ф.Эйхгорн имел довольно полное представление о музыкальном фольклоре населения Южного Казахстана:   сопровождая в качестве военного капельмейстера Ташкентского  гарнизонного оркестра высокое начальство в разъездах но краю, он
записывал мелодии, делал записи на выступлениях профессиональных
музыкантов и акынов перед избранной публикой. Записывал он также песни
ямщиков, носильщиков, джигитов-проводников. А.Ф.Эйхгорн не издал свой
труд в связи с отъездом в Германию. Его рукопись была приобретена видным
русским ученым-музыковедом Н.Ф.Финдейзеном (1868-1928 гг.)
, который отдал ее музыковеду В.Е.Чешихину, опубликовавшему большой очерк «Среднеазиатский музыкальный этнограф 1870 г.». Рукопись в переводе на русский язык была издана в 1963 г. в Ташкенте под названием «Музыкальная фольклористика в Узбекистане». Высоко оценивая музыкальные способности казахского народа, А.Ф. Эйхгорн связывал его музыкальную уникальность с   кочевой жизнью, постоянным пребыванием на природе.  Через эти примеры мы привлекаем школьников к исследованию проблем музыкального краеведения. Чтобы активизировать творческую поисковую работу учащимся можно предложить домашние задания, предусматривающие сбор информации о трудах ученых дореволюционного периода.

Заметный след в истории краеведения Казахстана оставила деятельность Общества изучения Киргизского (Казахского) края в Оренбурге. В составе Общества имелись историко-археологическая и этнографическая секции. Членами и активистами проводилась работа по сбору, сохранности, изучению, описанию археологических, этнографических, исторических памятников. На основе собранных  материалов формировались музейные экспедиции, создавались научные работы. К примеру, член Общества А.В.Затаевич собрал и опубликовал записи множества народных казахских песен; эти записи вошли в золотой фонд казахского бытового и исторического фольклора.

Неоценимо печатное наследие членов Общества. Только за 1921-1929 гг. вышло 10 томов «Трудов». Многие из этих публикаций, представляющих ценность как исторические источники, стали библиографической редкостью. Некоторые затеряны на страницах специальных или общих, порой малоизвестных, забытых или полузабытых изданий. Как известно, Общество имело свои отделения в Уральске, Семипалатинске, Алма-Ате, Петропавловске, Акмолинске, Кустанае, Чимкенте и других городах. В Государственном Областном архиве (г.Шымкент) есть фонд 210 «Южно-Казахстанское отделение областного Общества изучения Казахстана». Фонд содержит 54 единицы хранения за 1926-1931, 1934-1939 гг. Сохранились протоколы совещаний бюро, заседаний правления, общих собраний школьных краеведческих кружков и ячеек, переписка по вопросам деятельности Общества, сведения об охране архитектурных монументальных памятников старины, краткие очерки по истории заповедника «Аксу-Джабаглы», заявки с описанием местности и месторождений полезных ископаемых по районам Южно-Казахстанской области.

Важную роль в эстетическом воспитании школьников имеет знакомство с материалами по истории формирования и создания казахских музыкальных коллекций в музейных фондах России (Музей антропологии и этнографии им. Петра I в Санкт-Петербурге, Музей этнографии народов России в г.Санкт-Петербурге, Музей Востока в г.Москве и др.). Богатый краеведческий материал, посвященный местным музыкантам, описанию музыкальных преданий, народных поверий, музыкальных бытовых образов, содержится в дореволюционных периодических изданиях: «Туркестанские ведомости», «Военный сборник», «Живописная Россия», «Музыка и жизнь», «Окраина», «Этнографическое обозрение», «Оренбургский листок» и др. Бесценным источником музыкальной фольклористики  является  «Туркестанский сборник». Источником богатейших по содержанию краеведческих публикаций, ценных в научном и фактографическом отношении, служат периодические издания Русского географического общества и его местных отделений Туркестанского, Оренбургского, Семипалатинского. Силами русских ученых было немало подготовлено публикаций музыкально-этнографического характера, изобилующих краеведческими материалами региона Южного Казахстана.

Материал такого плана должен быть востребован на уроках отечественной истории, литературы, музыки и пения, без сомнения, он должен  найти применение в многочисленных воспитательных мероприятиях, организуемых для учащихся во внеурочное время.  Задача современной педагогики сохранять все прогрессивное, ценное в воспитании и обучении молодежи. Знакомство и изучение структурных пластов национальных особенностей и национального своеобразия традиций и культуры, искусства конкретного региона  обогащает мировосприятие школьников, учит их быть патриотами и гражданами своей  страны.

 

Литература

 

1.Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа.М., 1969.

2. Беляев В. Древнерусская музыкальная письменность –М., 1962.

3. Беляев В. О музыкальном фольклоре и древней письменности .М.,1971.

4. Некрасова М.А. Народное исусство как часть культуры . М., 1983.

5. Рубцов Ф. Статьи по музыкальному фольклору.Л., 1973.

6. Советская музыкальная литература. Выпуск 1. М., 1977.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

 

 

1. Ф.И.О. докладчика           Арипбаева Ляззат

 

2. Ученая степень                кандидат педагогических наук

 

3. Ученое звание                 старший преподаватель

 

4. Организация   Южно-Казахстанский государственный

                            педагогический институт                                  

 

5. Должность     ст. преподаватель кафедры музыки и пения

 

6. Служебный адрес        160002, Шымкент, ул Байтурсунова, 13

                                               телефон: 21-03-70

                                               E-mail:  sto0906@mail.ru