К проблеме содержания понятия «театрализация»
в школьном образовательном процессе
Никонова Н.И.
Многие современные программы и методики обучения
включают в себя разнообразные приемы, ситуации, упражнения, эксперименты и
творческие задания. Именно практические задания, построенные на игровом
моделировании, дают возможность школьникам перейти от пассивного потребления
информации к активному участию в процессе познания. Основываясь на высказывании
великого мыслителя Конфуция: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я
запоминаю. То, что я делаю сам, я понимаю» [1, c.37], – осмелимся предложить, что театрализация в
образовательном процессе является одним из средств особого постижения мира,
других людей и, наконец, самих себя.
Театрализация использовалась как метод передачи знаний
еще в первобытной архаической культуре, гуманисты Возрождения применяли этот
метод в своих школах для изучения античного наследия. Советские педагоги и
психологи 1920-х годов пытались научно осмыслить и распространить его в
преподавании. А.С. Макаренко, А.В. Луначарский,
С.Т. Шацкий считали необходимым разработать особую методику
театрализации ряда школьных дисциплин. Педагоги Н.Ф. Бунаков, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский выделяли
театральную игру как неотъемлемый элемент и важнейший
принцип организации школьного образовательного процесса. Позднее Л.С.
Выготский подчеркивал существенную
роль игры в психическом развитии ребенка, а также в образовательном процессе («Воображение
и творчество») [2].
Понятие
театрализации активно разрабатывается в 70-80 гг. XX века как возможность преподнесения идеи в
художественной форме театральными средствами; как метод; «явление,
принадлежащее области искусства, связанное с образным решением, <…>
обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия» [3, с.6].
Театрализация
изначально носит эстетический характер и связана со стремлением к совершенству.
А.П. Ершова определяет понятие «театрализация» как «вид искусства, явление особое,
выходящее за рамки привычного быта» [4,c.48]. Благодаря использованию театрализации в
школьном образовательном процессе закладываются основы художественно-эстетического
воспитания учащихся.
Исследование
понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе непосредственно
связано с театральной технологией.
Театральная технология – это особая техника действия, основанная на системе К.С. Станиславского, на
«теории действий» и «параметрах взаимодействий» П.М. Ершова; это социоигровые,
интерактивные методики, которые интерпретируются и «приспосабливаются» к
изучению любого предмета, способствуют как детскому, так и педагогическому
творчеству [4]. Примечательно, что «любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология –
на науке. С искусства все начинается, технологией
заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [5, с.5]. Причем, в образовании
в полном объеме можно технологизировать только обучение, а развитие и воспитание
– только частично.
Согласно
исследованию Н.В. Борисовой, применение в образовании театральной технологии
предполагает изменение:
·
статуса преподавателя (от
передатчика информации на менеджера учебного процесса);
·
содержания образования (от
информации о деятельности плюс немного деятельности на деятельность,
основанную на информации). В качестве содержания образования выступает социокультурный контекст, в котором осуществляется
жизнедеятельность человека;
·
организационных форм обучения (от традиционных на формы активного, инновационного обучения:
игра, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т д.);
·
характера общения (учителя
и обучаемого, обучаемых между собой);
·
атмосферы взаимодействия (партнерство, равенство, ответственность, положительный
эмоциональный фон) [5, с.17].
Интересен в аспекте статьи действенный анализ этюда, предложенный М.О. Кнебель [6], состоящий из трех
этапов: литературный текст автора; собственный, импровизированный текст
актера в этюдах; освоенный актером литературный текст автора.
Итак, театральная технология трактуется как
научное проектирование и воспроизведение педагогических действий, гарантирующих
успех, направлена на повышение качества образовательного процесса.
Таким образом, анализ
различных подходов к интерпретации понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе,
описаний театрализации как педагогического и культурного феномена, выявил
множественность трактовок.
С позиций заявленной темы
статьи уточним понятие театрализации:
1) театрализовать
событие или текст – значит, «интерпретировать его сценически, с использованием
сцены и актеров для того, чтобы поставить ситуацию. Визуальный элемент сцены и
постановка дискурсов (сценической речи) – суть признаков театрализации» [7,
с.364-365]; 2) действие по значению глагола театрализовать – т.е. приспособлять
для театра; для представления в театре; сцены; связанный с театром, с его
деятельностью; посвященный театру; приспособление для сцены (литературного,
недраматического произведения); внесение элементов драматического действия; 3)
театрализацией называют игры-драматизации, если они разыгрываются в обычной
театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме
массового сюжетного зрелища.
Следовательно, понятие «театрализация»
может применяться широко: 1) для интерпретации события (текста) сценически, с
внесением элементов драматического действия; 2) как игра-драматизация в
театральной форме; 3) как форма массового сюжетного зрелища.
Подробнее остановимся на
некоторых приемах театрализации художественных произведений на уроке
литературы: персонификация –литературный персонаж или писатель участвует в
уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); «кто
я?» – ученик в костюме персонажа рассказывает о нем,
учащиеся угадывают, кто он; «вымышленная
встреча» -выступление
критика или оппозиции критиков (речь, программа, основные моменты и
др.); сценка – небольшое
представление посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию
с применением театральных атрибутов и др.
Наиболее интересными
могут быть задания, связанные с актерской
и режиссерской интерпретацией. Учащиеся в этом случае выступают как актеры
или как режиссеры. Работа в качестве актеров позволяет школьникам
прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а
значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то,
о чем автор порой прямо не заявляет. «Актеру» нужно ответить на
один-единственный такой простой и такой сложный вопрос: «Что я должен передать зрителю?».
Режиссерская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия
в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех
героев и постигать авторскую позицию. «Режиссер» должен четко представлять, зачем
и почему он что-то делает.
Не менее захватывающей
является оформительская работа: создание
эскизов костюмов, декораций,
портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям. Выполненные
учениками работы не остаются незамеченными, проводятся защиты творческих заданий
учащихся. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик
обязательно заново анализирует произведение и создает свою художественную
интерпретацию, таким образом, анализ, целью которого является личностное
интерпретирование текста, становится результативнее
и глубже.
И, наконец, одно из самых
эффективных заданий – инсценирование текста (перевод
текста в сценический вариант). «Прежде всего, инсценирование побуждает учеников
к творческому претворению литературных образов и, как все приемы активизации
читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых,
инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее
прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование
обостряет внимание к художественному тексту. Однако, для того, чтобы эта работа
не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания» [8,
с.196].
Таким образом, дидактические средства театрализации в
школьном образовательном процессе можно оформить в виде следующей таблицы:
Таблица 1
Цель |
Структура |
Результат |
Признаки |
Намеренное интерпретационное
воспроизведение определенного сюжета (в соответствие со сценарием)
средствами театрального искусства |
1.Восприятие 2.Осмысление 3.Анализ 4.Понимание 5.Интерпретация 6.Рефлексия Создание в процессе взаимодействия
участников; строится по принципу «если бы» |
Развитие личностных качеств
(внимание, воображение, фантазия, мышление, воля, память); возможность
испытать поведение, чувства, эмоции литературного героя; качественное
усвоение содержания обучения |
Важны все участники события;
важен собственно процесс подготовки спектакля; ведущую роль играет
художественно-образное начало; реализация в моделируемых формах |
Театрализация – это использование средств
театра в школьном процессе. В нашем случае театрализованная игра,
элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства
(условность атрибутов, особенности произношения речей) с интерпретацией художественного
произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, автор), а
также с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения
(коллективность, коммуникативность, индивидуальность, распределение ролей,
необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на
уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций,
костюмов, репетиций. Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной
постановкой.
Таким образом, общими признаками
интерпретируемого понятия являются игровая ситуация, действие, проблематизация
обучения (конфликт рассматривается как постановка проблемы), творческое
принятие личностью позиций и отношений, которые ей были раньше не свойственны
и для нее не характерны. Использование театрализации обеспечивает гуманизацию
всего школьного образовательного процесса, выраженную в формировании чувства
личной и социальной ответственности, в появлении высокого уровня предметной и
личностной рефлексии, знаний, опыта, гуманистически направленной системы ценностных
ориентаций.
Литература:
1. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности
педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., стер.- М.:
Издательский центр «Академия», 2007. - 368с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 93с.
3. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод
культурно-просветительской работы. / Театрализация как творческий метод
культурно-просветительной работы / Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИК 1982. -141с.
4.
Ершова А.П.,
Букатов В.М. Режиссура урока общения и поведения учителя. Пособие для учителя.
М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.- 232 с.
5. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект
педагогического выбора. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем
качества подготовки специалистов, 2000.-146с.
6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Искусство, 1976.-
156 с.
7. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.- 504с.
8. Методика преподавания литературы. Под ред. О. Ю.
Богдановой и В. Г. Маранцмана. В 2-х частях. Ч. 1. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002.- 400с.