К. филол. н.Авилова Е.Р.
Технический институт (филиал)
Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Россия
Телесный код в поэзии русского авангарда (на примере творчества
поэтов-футуристов)
Образ тела в
контексте художественной литературы необходимо рассматривать не как
биологический, но как аксиологический феномен.
Категория телесности определяет систему
отношений между субъектом и объектом. Её специфика напрямую зависит от
специфики отношений возникших между материальным (объективным) и духовным
(субъективным) началами. Таким образом, можно утверждать, что тело, которое
находится в том или ином художественном контексте представляет собой реализацию
определенной системы ценностей.
Авангардная ориентация на материю
очевидна. Именно здесь телесность максимально стремится отказаться от
культурного наслоения и предстать в форме максимально приближенной к
биологическому телу.
С этой точки зрения становится понятным
снятие авангардом оппозиции между духом и материей, так как эсхатология здесь реализуется
только на телесном уровне. В.В.Бычков пишет: «С помощью категории телесности
осуществлялся выход философского мышления за пределы трансцендентальной
субъективности» [1, с. 38].
Например, Е.В.Тырышкина отмечает, что «в
авангарде именно материя – в широком смысле слова – становится источником
трансцендентного (Т) – в предыдущей культурной традиции Т было достоянием
области духа. В качестве материи в авангарде осознается и внешняя реальность, и
авторская телесность, и художественный материал, в том числе и слово. Теперь
место трансцендентного объективного (ТО) занимает не Бог (как это было в
символизме) и не Искусство, Великая культура (как это было в акмеизме), а –
энергия самой материи» [5, с. 227].
Следовательно, в авангарде все авторское
внимание сконцентрировано именно на материально-предметном мире. Таким образом,
перед нами появление материи в ее чистом виде. Ситуацию «телесного хаоса» можем
прочитать в контексте авангардного эсхатологизма. Возможно, здесь мы имеем дело
с древней мифологической концепцией как бы вывернутой наизнанку: если в
мифопоэтическом дискурсе пространство выстраивается по модели человеческого
тела, то здесь это пространство, также как и тело разрушается.
Таким образом, перед нами авангардная
эсхатология прочитываемая в рамках телесного мифологизма. В традиционных мифах
находим мотив рождения мира из части человеческого тела. Например, миф о Богине
Тиамат (Шумеро-аккадская мифология). Аналогичную ситуацию мы находим и в поэзии
футуризма. Например, космогонические описания В.Хлебникова, где вселенная
становится человеческим мозгом.
Авангардная
телесная деструкция может прочитываться не только как попытка разрушить грань
между материей и духом, но и функционировать на более частном уровне,
пониматься как стремление разрушить грань между личностью и окружающим миром.
Такое стремление объясняется стремлением лирического героя слиться с природой,
раствориться в первоначале.
В авангардном сознании
стираются границы между человеком и объективным миром. Разрушение внешнего мира
приводит к деструкции человеческого сознания и телесной целостности.
Мотив физического разложения
тела инспирирует отношение к телу как к механизму. В связи с последним мотивом
в некоторых стихотворениях появляется мотив дурной болезни, сифилиса,
соотносящийся с гниением и распадом:
Деревня как гнилушка
Чуть-чуть видна дали
Так утлая тарушка [2, с.
59].
Образ мертвого тела в творчестве Д.Бурлюка
коррелирует с образом мертвых, механических слов (подобную корреляцию в
творчестве Крученых). В стихотворении «Какой позорный черный труп…» мертвое
разлагающееся тело на уровне смысловой организации стихотворения
непосредственно соотносится со словом.
Мотив мертвых слов у Д.Бурлюка, также как
и А.Крученых, помимо того, что связан с образом разлагающегося тела, прямо
соотносится с мотивом зла, бесовством.
Таким образом, телесная деструкция
становиться одним из исходных пунктов авангардной эсхатологии, диктуя
своеобразные мотивы и образы, переосмысление роли поэтического слова.
Авангардная эсхатология это внутреннее
свойство предметного мира, своеобразная концентрация разрушительной энергии,
которая является некой движущей силой природного процесса. В определенный
момент эволюционного развития эта энергия достигает максимальной внутренней
концентрации и нарушает сложившийся миропорядок.
Для авангардного мышление мир – это
непрерывно организующаяся материя, по словам Р. В.Дуганова «превращение или,
вернее сказать, выворачивание наизнанку и как бы обнажение сущности из-под
внешней видимости является важнейшим свойством поэтического слова» [3, с. 157].
А.Туфанов следовал матюшинскому
принципу: «Художник увидел мир без границ и делений» [4, с. 186]. Следовательно,
на авангардной эсхатологии основано и большинство всех лингвистических
экспериментов.
Таким образом, Возврат к телесности как
реакция на рационалистическую философию стал одной из главных особенностей
модернисткой парадигмы
В футуризме –
вещь равна себе и она обусловливает слово. Следовательно, картина мира футуристов «вещецентрична».
Именно поэтому возникает футуристическая концепция тела – тело овеществляется,
акцентируется только материальная его сторона, тем саамы снимается оппозиция
между материей и духом.
Литература:
1. Бурлюк Д., Бурлюк Н. Стихотворения. СПб.:
Академический проект, 2002. – 586 с.
2.
Бычков, В.В. Художественно-эстетическая феноменология авангарда и
модернизма / В. Бычков, Л. Бычкова // Корневище 2000: Кн. неклассической
эстетики: сборник / Рос. акад. Наук. - М., 2000. – С. 37 – 63.
3.
Дуганов Р. Самовитое
слово // Искусство авангарда: Язык мирового общения. Материалы международной
конференции 10 – 11 декабря. -Уфа, 1993. - С. 41-54.
4. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда.
- СПб.: МСМХСУ, 1995. – 438 с.
5. Тырышкина Е.В. Русская литература 1890-х – начала
1920-х гг.: от декаданса к авангарду. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2002. - 150 с.