Скопкарёва С.Л. , проректор по НИР ИПК и ПРО УР,

канд. филол. наук, доцент

Человек и космос в художественной системе писателей  ХХ века

Период становления советской литературы приходится на порубежную эпоху, охватывающую конец ХХ – начало ХХI вв. Знаковым в этой связи является философская картина мира, представленная в трудах известных философов того времени (Н. Бердяев, В. Соловьев, Н. Федоров и др.), что нашло органичное воплощение в художественных исканиях писателей ХХ века. В произведениях 20-30-х годов очевидно прогнозирование социалистической концепции мира и человека в соответствии с идеями космоса, столь волновавшими человечество.

Появившийся философский трактат Н. Федорова «Философия общего дела» продекларировал идею о том, что человечество  должно объединиться идеей преемственности рода. Эти идеи восприняли и воплотили в своих произведениях Н. Заболоцкий и М. Пришвин. Кроме того, в их творчестве можно увидеть отголоски теории В. Вернадского о ноосфере, рассматривающей человека не только как явление социальное, но и природное. Возникшая в этот период теория К. Циолковского о том, что человек – это животное космоса, нашло подтверждение в трудах А. Чижевского, разработавшего теорию магнитных бурь и их влияния на состояние здоровья человека.

На этом фоне родился талант Н. Заболоцкого, достиг зрелости талант М. Пришвина и А. Платонова. Указанная триада имен авторов здесь не случайна. Их объединяет общее:

-мечта о счастье как главной цели человека;

-непосредственные поиски счастья;

-поэтическая вера в разум природы;

-рассматривают человека в соотношении с природой, законами бытия, воплощенными в природе.

Так, в повести М. Пришвина «Жень-Шень» (1932)  представлен символичный образ  – цветок женьшеня, который напоминает форму человеческого тела. Стремление героя приручить, а порой и подчинить себе природу есть нарушение ее законов и соответственно законов космоса. Воплощенные здесь идеи космизма, позволяют читателю убедиться в том, насколько важно знать законы природы. Именно поэтому китаец – свой человек в природном мире. Идеями пантеизма (слиянности человека и природы) пронизано все произведение М. Пришвина, органично воплотившего идеи космизма, в том числе и ноосферной теории, на страницах художественного произведения. В этом произведении писатель представляет нам поэтическую эмблему жизненного роста человека.

Современник М. Пришвина Н. Заболоцкий в цикле «Столбцы» (1929) высмеивает обывательскую систему ценностей, подменяющих подлинную шкалу духовно-нравственных ориентиров. Мир обывателя приобретает, в представлении поэта, зловещие, а порой и зоологические черты. По мнению Н. Заболоцкого, природа живет человеческими эмоциями. Отрицая мир мещанства, где человек порвал связь с природой, автор противопоставляет ему космос природы, ее гармонию.

Мысль о мудрости природы берется Н. Заболоцким из изученных космологических концепций К. Циолковского и В. Вернадского. В соответствии  с вышесказанным поэт делает вывод о назначении человека осознавать себя мыслящею природою.

В этой связи интерес представляет феномен М. Булгакова, обратившегося в повести «Собачье сердце» (1925) к проблеме продления человеческой жизни, а в перспективе и ее бессмертия. Эксперименты в области медицины убедительно опровергнуты писателем, увидевшем трагические метаморфозы в сущности человеческой природы. Нежелательное вмешательство человека в космические законы основательно представляет вниманию читателей М. Булгаков, поскольку природа безжалостно мстит противоестественному вторжению.

В названных произведениях ощутима взаимосвязь человека с космосом. И это так, поскольку душевный мир человека пульсирует одновременно с пульсацией солнца.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                     Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 2004.

2.                     Соловьев В. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. – Нью-Йорк, 1990.

3.                     Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела // Грёзы о Земле и небе. – СПб., 1995.