Философские науки/2. Социальная философия
К.ф.н.Чижова И.А.
Г.Тольятти, Россия
Особенности социокультурной
адаптации мастеров современного народного творчества России
Процесс рассмотрения проблемы
социокультурной адаптации мастеров современного народного творчества России
чрезвычайно сложен, это объясняется ускоряющейся динамикой общественного
развития и различными взглядами на происходящие события. Актуальность данного
исследования определяется необходимостью осмысления содержания адаптационного процесса в современном
искусстве, а также поиском путей решения накопившихся социокультурных проблем.
Своевременность данного исследования
связана со многими аспектами. Во-первых, проблема адаптации к новым условиям
для большинства людей стала первоочередной, т.к. переходный период развития
российского общества обусловил резкое изменение социокультурного положение
многих деятелей искусства. Во-вторых, по данным социологических исследований,
многие российские деятели культуры, как и граждане России, постоянно испытывают
состояние стресса, хронической неудовлетворенности, растерянности, потери социальной
идентификации [1]. Это свидетельствует о том, что они не могут добиться
приемлемого, с их точки зрения, уровня материальной обеспеченности и соответствующего
положения в социокультурном окружении. Повышение уровня адаптированности и
культурной компетентности людей будет способствовать большей степени их
самореализации, удовлетворенности жизнью, принятию себя и толерантности к
другим, умению справляться с неблагоприятными обстоятельствами окружающей
среды, повышению самоуважения. Это означает необходимость поиска новых подходов
к существующим проблемам социализации современного народного творчества в
России.
Проблема адаптации является одной из
недостаточно изученных тем в современной теоретической социологии. Интерес к
ней носит волнообразный характер. Теоретически обосновала и выделила новую
отрасль социологического знания – социологическая адаптация, в 60-70-е годы XX века, Л.В.Корель [2]. По её мнению «социологическая
наука не готова вооружить сегодня управленцев сколько-нибудь внятными
теоретическими подходами, конструкциями и практическими предложениями,
касающимися особенностей» адаптации.
Социокультурная адаптация - это постоянный
эволюционирующий процесс активного приспособления индивида к условиям
социальной среды и восприятия основных культурных традиционных устоев общества.
Соотношение компонентов, определяющих характер поведения, зависит от целей и
ценностных ориентаций индивида (группы), возможностей их достижения в социальной
среде. Ярче всего социокультурная адаптация проявляется в периоды кардинальной
смены деятельности человека (или группы с которой он себя идентифицирует) и его
социокультурного окружения.
При социализации, как правило, творческий
человек должен принять свою новую социальную роль и воспринять изменившиеся
культурные традиции. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от
того, насколько общество адекватно воспринимает индивида и как индивид воспринимает
себя и свои социокультурные связи, а искаженное или недостаточно развитое
представление о социуме и культуре ведет к нарушениям социокультурной
адаптации. Следовательно, деятели творческих профессий в процессе адаптации
воспринимают не только новую социальную роль, но и способствуют сохранению
традиционных устоев общества и отечественного искусства.
Процесс социокультурной адаптации
осуществляется в двух мирах: виртуальном, созданном при помощи технических
достижений – это существенная часть современного предметного мира и окружающей
среды одновременно, а также реальном мире.
Творчество народных мастеров в основном находит свое отражение в
художественной сфере общественной жизни. К сожалению, пока виртуальный мир в
полной мере не отражает особенности народного творчества России. Это именно та
область, где необходимо в будущем осваивать новые виртуальные специальности,
деятельность которых приведет к пропаганде основ народного творчества среди
молодежи и будет способствовать доступности народного искусства.
Можно выделить следующие детерминанты
искусства и как значительной его части – народного творчества:
·
особенность эпохи и
достижения культуры, во время которой происходят преобразования;
·
особенность места
происходящих трансформаций;
·
особенность цели,
поставленной в процессе адаптации;
·
особенность социального
и культурного состояния среды, структуры общества и индивидуумов, которые
идентифицируют себя с ним;
·
особенности развития
всех сфер общественной жизни;
·
особенности
социокультурного когнитивного развития: эмоционального интеллекта,
представления о мире и месте человека в нем, культурных и цивилизационных достижений.
Современное общество характеризуется
нестабильностью и высокой социокультурной динамикой. Для деятелей народного
творчества и граждан России трансформация является в большей степени
непредсказуемым феноменом, однако, именно традиции помогут обществу найти в
универсуме неизменяемый и передающийся из поколения в поколение способ
символического представления о мире.
Наибольшим изменениям, во время трансформации общества,
подвергается социальная сфера и сфера культуры [3]. Они регулируют нормы морали
и ценности, которые могут не только преобразовываться, но и заменяться полностью
[4]. Личность народного мастера не всегда успевает отреагировать на преобразования,
что и ведет к изменению поведения и содержания исповедуемых ценностных
установок, взаимодействия и взаимоотношения в обществе [5]. После
социокультурного кризиса меняется ценностная ориентация личности, а именно
возрастает значимость прагматических ценностей [6], что ведет к снижению роли
эстетических ценностей. Процессы трансформации, с одной стороны, затронули
некоторые системообразующие основания ценностных ориентиров и оказали влияние
на привычные механизмы социализации, которые вызвали определенный кризис идентичности,
с другой стороны - способствовали формированию новой идентичности: ценностей,
социальных стандартов, благоприятствующих развитию рыночных институтов и
структур гражданского общества. Все это явилось одним из важных факторов
адаптации граждан России к условиям резко меняющегося общества и способствующих
изменению рынка сбыта народных мастеров. Россия самобытна народным творчеством,
и именно государство обязано проводить грамотную политику, которая обеспечит
дальнейшее развитие традиционных народных промыслов. Гарантом сбыта изделий
признанного художественного достоинства, используемых для создания подарочного
фонда, а также для реализации этих изделий на крупных выставочных площадках в
России и за рубежом, должно, в это трудное для мастеров народного творчества
время, стать государство.
Успешная адаптация деятелей искусства и, в
том числе, мастеров народного творчества, проявляется, во-первых, в осознании
человеком своих собственных приоритетных потребностей, мотивов, ценностей,
личностных смыслов. Во-вторых, в согласовании индивидуальных и групповых
потребностей, интересов, норм, ценностей, целей, представлений о допустимых
способах достижения целей, о необходимых для этого усилиях и достаточных
вознаграждениях. Социокультурная адаптация выражается в большей степени во
внешних навыках и умениях, а постановка цели и выбор главных жизненных смыслов
являются существенными компонентами личностной адаптации. Эти два вида
адаптации не обязательно совпадают в полной мере, но успешность этого процесса
способствует устойчивому развитию России.
Неодинаковый общественный престиж
различных профессий оказывает социокультурное влияние на человека и
способствует принятию решения об участии в адаптации. В современном российском обществе эта дифференциация выражена
особенно сильно. Профессия мастера народного творчества пока не нашла своего
достойного признания. Так, на протяжении долгого времени численность мастеров и
художников народного творчества, а также количество и объем производства
сокращаются. С одной стороны, небольшой
заработок мастеров, которые не обеспечены в должной мере заказами и рынком
сбыта. А, с другой стороны, сокращение численности мастеров, что обусловлено
самим процессом передачи умений и навыков в этой профессии, которые могут передаваться
только от мастера к ученику (даже учебные заведения, такие как Тольяттинский
техникум технического и художественного образования, без мастеров-специалистов
не сможет научить своих подопечных). Но, получается замкнутый круг: мало
работающих мастеров (не имеют достойной зарплаты), а появившийся уникальный
мастер уходит из этой профессии, не передавая своего искусства (молодой мастер
не видит перспектив дальнейшего развития). Следовательно, мы можем подойти к
такому моменту в истории нашей культуры, когда возродить мастерство в исконно
традиционной манере будет невозможно. Например, бесследно исчезла, уже в наше
время, вырковская глиняная игрушка (рязанская губерния), манеру и технологию которой
восстановить без личного участия мастера трудно. Причины происходящего
очевидны. Во-первых, мастер в своем творчестве одинок, а чтобы защитить
интересы профессии надо объединиться, однако такой «воли» у мастеров
прикладного творчества нет, да и практически быть не может. Поэтому все
творческие союзы в полной мере не защищают своих участников. Во-вторых, нет
людей, способных за символическую оплату своего труда осуществлять процесс
производства. В-третьих, в стране произошла замена ценностного отношения к
искусству на идеал обладания материальными богатствами и желания чрезмерных
удовольствий. В-четвертых, распад деятельности крупнейших центров народных
промыслов, которые иногда попадают в не очень «сведущие частные руки».
На развитие личности мастера народного
творчества оказывает огромное влияния все изменения, которые активно происходят
в настоящий момент во всех сферах общественной жизни России. Так вместо
плановой экономики прививаются рыночные отношения в стране, где не существует в
достаточном количестве индивидов, готовых активно, а главное успешно,
действовать в духе капитализма. Возникает проблема несоответствия между типом
экономики и деловыми характеристиками индивида, вынужденного приспосабливаться
к возникающим реалиям жизни, к тому же и общество не всегда адекватно воспринимает
новые социокультурные отношения [7]. Именно процесс адаптации поможет социуму
адекватно реагировать на происходящие события в стране.
Тенденции общественного развития,
сопровождаются ломкой социокультурных стереотипов, бурным ростом культа личной
свободы и личного успеха, характерного для западного общества и получившего
развитие в России. В то время, когда
привычные ориентиры деятельности утрачивают прежнюю значимость, общепринятые
ценности и нормы устаревают, и требуют выбора новых целей, основанных на других
мировоззренческих принципах. Социокультурная адаптация при кризисном состоянии
общества характеризуется структурной неопределенностью, и те неизбежные сложности
и проблемы, которые сопровождают эти процессы в любом обществе, в данном случае
значительно усиливаются. Решение этих проблем предполагает философский,
социологический и культурологический анализ самого феномена адаптации,
выявление теоретических оснований и структуры его концептуализации. При этом
понятие адаптация необходимо рассматривать не просто как приспособление, а как
двухсторонний процесс, включая сюда как специфику ценностно-мотивационного и
смыслового ядра личности, согласования его с индивидуальными способностями и
возможностями, так и требования внешнего социокультурного окружения.
В России существуют множество
социокультурных проблем, которые решить одномоментно невозможно. Создание
общества социальной справедливости, которое должно быть построено с учетом
цивилизационных особенностей нашей страны - это один из путей, помогающий
решить поставленный круг вопросов и обеспечивающий устойчивое развитие
универсума в России и восстановления престижа профессии мастера народного
творчества. Только возрождение духовности поможет людям ощутить нравственное и
физическое здоровье, а также осознать собственное достоинство и обнаружить для
себя вектор развития адаптации общества и личности в нем. При этом, чем
активнее и успешнее идет процесс адаптации мастеров современного народного
творчества в России, тем устойчивее будет развитие экономики, техники и образования.
Литература:
1.
Социальная идентификация
личности. Под ред. Ядова В. А. - М.: ИС РАН. - 1994. - 298 с.
2.
Корель Л.В. Социология
адаптации. Вопросы теории, методологии и методики. Рос. Академ. Наук. Сиб.
Отд-ние, ин-т экономики и организации промышленного производства. - Новосибирск:
Наука. - 2005. - 424 с.
3.
Моль А. Социодинамика
культуры. - М.: Прогресс. - 1973. - С. 297 - 406 с.
4.
Ерасов Б.С. Социальная
культурология. - М.: Аспект Пресс. - 1994. - Ч.1. – 384 с.
5.
Гришина Н.В. Кризисы и
конфликты в жизни человека. Психология. Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект. -
1998. - С.356-365.
6.
Журавлева Н.А. Динамика
ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений:
автореф.дис.канд.психол.наук. - М.: ИПРАН. - 2002. - 21 с.
7.
Зеленов Л.А. Собрание сочинений: в 4 т. -
Н.Новгород: Гладкова О.В. - 2006. - Т.2. – 143 с.