Философия/6. Философия науки
Соискатель кафедры философии
КубГТУ Петренко Н.А.
Кубанский государственный
технологический университет, Россия
Диалектика понимания и
объяснения
Диалектика
- это учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия
и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Как
философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во
времена античности. В древней Греции диалектика была выражена в рассуждениях Гераклита. Согласно Гераклиту, все
течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в
постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить
превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов
его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрсвующее и спящее,
молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то и обратно то, изменившись,
есть это». Он утверждал, что нельзя
дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток
изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в
обобщении: «Изменяется не просто кое-что, а все существующее» [1].
В
полной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля,
который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих
предшественников. Г.В.Ф. Гегель развил концепцию форм диалектики: резонирующей
(мышление субъекта, который обнаруживает противоречия в предмете), негативной
(диалектика стремится сделать шатким все, что считается прочно установленным) и
позитивной (диалектика созидания). Позитивная диалектика выступает логикой
развития предмета, взятого в его имманентном движении [2].
Г.ВФ.
Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей
и развития через диалектические отрицания. Источник развития заключен в
саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. На
идеалистической основе Г.В.Ф. Гегель доказывал относительное единство
диалектики, логики и теории познания. Логика включает рассмотрение жизни.
Значит, вводится момент практики в теорию познания [2].
Герменевтика,
согласно П. Рикёру, - это этап в работе по присвоению смысла, этап между
абстрактной рефлексией и конкретной рефлексией, это выявление мышлением смысла,
скрытого в символе. «Глубинным» он считает следующее требование герменевтики:
всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние, дистанцию между
минувшей культурной эпохой, которой принадлежит тот или иной текст, и самим
интерпретатором. Явно или неявно всякая герменевтика выступает пониманием
самого себя через другого [3].
П. Рикёр различает понятия «интерпретация»
и «понимание». Последнее есть искусство постижения значения знаков,
передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их
внешнее выражение. Поэтому, считает французский философ, слово «понимание»
следует закрепить за общим явлением проникновения в другое сознание с помощью
внешнего обозначения. А слово «интерпретация» необходимо, по его мнению, употреблять
по отношению к пониманию, направленному на зафиксированные в письменной форме
знаки [3].
Интересные
соображения П. Рикёр высказывает по проблеме соотношения понимания и
объяснения. Прежде всего он отмечает, что познание не следует отождествлять с пониманием.
Последнее, по его мнению, имеет интуитивную основу по причине изначального
родства между интерпретатором и тем, о чем говорится в тексте. В этой связи П.
Рикёр «борется на два фронта»: с одной стороны, он отвергает иррационализм
непосредственного понимания, с другой — усиленно отвергает рационализм
объяснения, применяющий к тексту структурный анализ знаковых систем [3].
Двум
этим «односторонним установкам» французский философ противопоставляет
«диалектику понимания и объяснения». При этом понимание он трактует как
способность воспроизводить в себе работу структуризации текста, а объяснение —
как операцию второго уровня, срастающуюся с пониманием и состоящую в прояснении
кодов, лежащих в подоснове этой работы структуризации, в которой соучаствует
читатель. Тем самым, диалектика понимания и объяснения «работает» на уровне
смысла текста [3].
Таким
образом, суть указанной диалектики П. Рикёр видит в том, что понимание
предполагает объяснение в той мере, в которой объяснение развивает понимание.
Это «двойное соотношение» П. Рикёр резюмирует в девизе: «больше объяснять,
чтобы лучше понимать». Причем приоритетным в этом соотношении он считает
понимание, поскольку оно не перестает предварять, сопутствовать и завершать
объяснительные процедуры [3].
О проблемах понимания и объяснения в
последнее время стали много писать и дискутировать, эта тематика привлекает
специалистов по теории познания, логики и методологии различных наук, растет
интерес к этой проблеме в широких кругах представителей наук о человеке,
обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов,
историков и социалистов.
Современная культура все чаще имеет дело с
ситуациями, когда возникает необходимость в понимании. Как следствие усложнения
социальных отношений выросло количество и изменился характер индивидуальных и
массовых коммуникаций, следует указать на то, что в современных условиях часто
возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного
анализа.
Понять – значит приобрести. Такое знание,
которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным,
превращает ранее разрозненное в систему. Под
пониманием большинство философов имеют в виду специфический способ освоения и
познания человеческой реальности – внутреннего мира человека, мира его
культуры, продуктов его практической деятельности.
В
настоящее время для человека чрезвычайно важно использовать накопленный
потенциал научного знания на благо всех живущих на земле, так как сегодня
особенно ясно, что наука и технология опираются на весь объем человеческой
культуры, заложенных в традициях, языке, восприятиях реальности, нравственных
нормах и мировоззренческих идеалах.
Понимание
– личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы,
духовного развития и т.п., одновременно
оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы
человеческого общения.
Объяснение как философское понятие
рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в
ходе научного исследования. Объяснение предназначено для раскрытия сущности
изучаемого объекта. В реальной практике исследователя объяснение осуществляется
путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам. По
своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через собственный закон и
объяснения с помощью моделирования.
Объяснение тесно связанно
с описанием – этапом научного исследования, состоящего в фиксировании данных
эксперимента или наблюдения в помощью определенных систем, принятых в науке.
Подводя итоги, в данной
статье, важной задачей является показать диалектику понимания и объяснения, как
комплексную проблему теории познания, взгляд на понимание и объяснение, как на
процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов духовной
деятельности человека, раскрытие философской основы духовных ценностей общества
на современном этапе.
Литература:
1.Философия и методология науки.-М.:Наука, 1996. С.149
2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - Спб.:Наука, 1992. С. 92-96
3. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. - М.:Наука, 1995. С.70-83