Карасев Ф. В.
Самарский государственный архитектурно-строительный
университет, Россия
Методы регенерации городских усадеб
XIX- начала XX веков
Революционные события 1917 года и последовавший
за ними приход к власти большевиков отбросили в прошлое значительный культурный
пласт, основу которого составляли городские усадьбы России. Культ новизны,
навязываемый массовой культурой, входит в противоречие с эстетикой обветшавших
старинных зданий в исторических центрах городов.
Имеющий колоссальное историческое, мемориальное
и художественное значение фонд памятников прошлого бездумно и стремительно
растрачивается.
Однако, в последние десятилетия возник
неподдельный интерес, отмеченный переосмыслением собственной истории, принесший
позитивные сдвиги в отношении государства и общества к историко-архитектурному
наследию.
При значительной сохранности главных зданий
усадеб XIX-XX веков, частично, чаще всего и полностью утрачены
хозяйственные постройки, сады и парки усадьбы. Не учитывая ценность
хозяйственных построек, их зачастую разрушают, оставляя от городской усадьбы
как единого комплекса лишь главный дом и в лучшем случае сохранившиеся флигеля.
Усадебные комплексы составляют неотъемлемую
часть городской застройки формируя фронт улиц и ткань исторической среды города,
поэтому первостепенными задачами ставятся:
- сохранение усадьбы в структуре исторического
квартала (района) города;
- сохранение и обустройство камеральных дворовых
пространств;
- воссоздание первоначального облика здания и
приспособление памятников архитектуры к новой функции.
Эти задачи порой не всегда совместимы, так как
каждый объект уникален. Для того, чтобы грамотно восстановить памятник
архитектуры приходится компилировать несколько методов регенерации.
Это, прежде всего: историческая
реставрация, предусматривающая восстановление первоначального облика здания,
либо облика, существовавшего на каком-то определенном этапе его жизни; реконструкция
(частичная или полная) - изменения
объема здания, его формы, высоты, сохранение только исторического фасада и так
далее в соответствии с возлагаемыми на него функциями; консервация – промежуточный
этап реставрационных работ, сохранение памятника в том состоянии, в котором он
дошел до наших дней; имитация – полное восстановление здания из современных
материалов.
Наиболее распостраненные приемы регенерации: а) увеличение этажности здания; б) комплексная реставрация фасадов; в) сохранение только исторического фасада.
При выборе метода регенерации важно учитывать
типологические особенности усадеб:
- по местоположению в структуре города;
- по степени сформированности объекта;
- по имущественной принадлежности;
- по существующей сохранности.
Важной составляющей, определяющей метод
регенерации, является выбор критериев. Основным является выявление ценности объекта
архитектурного наследия, а именно, его месторасположения относительно
исторического центра города, стилистической принадлежности и авторства.
Соответственно, чем дальше усадьба от центра, тем радикальнее будет метод
регенерации, если объект не уникален с точки зрения других позиций.
В России для развития туризма и повышения
привлекательности исторических центров городов активно действует программа
реставрации фасадов (покраска без применения цемента и других современных
материалов, в какой-то степени являющаяся своеобразной консервацией,
способствует сохранению памятника).
Что же касается внутриквартального пространства,
то чаще всего за вполне презентабельным главным зданием усадьбы находятся
полуразрушенные вспомогательные постройки (чаще всего новодел конца XX
века), не представляющие особой ценности. Все это в современных условиях неприемлемо
и может быть преобразовано во внутриквартальную пешеходную зону, насыщенную
бутиками, магазинами, офисами, как, например, в Праге или Берлине.
Упоминая зарубежный опыт сохранения и
использования городских особняков, типологически близких русским городским усадьбам,
следует отметить разработанную и четко функционирующую систему частного
владения. Как правило, государство предоставляет льготные программы на приобретение
и реставрацию усадеб. Комплексы активно включены в жизнь общества, и поэтому
возможность использования появляется у любой усадьбы, независимо от размера и
степени её сохранности.
Проектирование в исторических городах имеет свои особенности,
определяемые наличием ценного историко-культурного наследия, которое требует
сохранения. Главным принципом современного архитектора должен стать принцип
"Не навреди". Для этого необходимо знать корни и традиции ведения
строительства в историческом городе. В изучении и анализе нельзя обходиться
лишь натурным обследованием архитектурных памятников, сохранившихся до наших
дней. Необходимо исследование архивных данных, так как именно они являются
ключевыми источниками, хранящими связь времени и пространства. Изучение
архивных материалов как обязательной части предварительной научной работы по
обеспечению сохранности и возрождения памятников архитектуры жилищного
строительства имеет принципиальное значение.
Очевидно, что проблема сохранности, реставрации и восстановления
городских усадеб XIX-XX веков характерна для всей России.
Литература:
1.
Попова,
Н. А. Реконструкция и реставрация историко-архитектурного наследия / Н. А.
Попова. - Саратов.: Аквариус, 2003. – 53 с.
2.
Щенков,
А. С. Реконструкция исторической застройки в Европе во второй половине ХХ века:
историко-культурные проблемы / А. С. Щенков. - М.: Ленанд, 2011. – 280 с.