преподаватель информатики
в Туркестанский гуманитарно-технического колледжа.
(г. Туркестан)
Общие модели разработки приложений в визуальной
объектно-ориентированной среде
Объектно-ориентированная технология развивается в различных
областях вычислительной техники как средство решения проблем связанных со
сложностью создаваемых систем. Объектный подход применяется не только в
программировании, но также в проектировании интерфейса пользователя, баз
данных, баз знаний и даже компьютерной архитектуры. Смысл такого широкого
подхода состоит в том, что он позволяет применить объектную ориентацию для
решения всего круга проблем, связанных со сложными системами. В основе
объектно-ориентированного проектирования лежит представление о том, что
программную систему необходимо проектировать как совокупность взаимодействующих
друг с другом объектов, рассматривая каждый объект как экземпляр определенного
класса, причем классы образуют иерархию.
Повышение интереса разработчиков к этой методологии
обусловлено тем, что методы структурного анализа и проектирования не
обеспечивают дальнейшего снижения трудоемкости разработки.
Объектно-ориентированный подход наиболее естественно соответствует реальному
процессу разработки систем и не только программных, который является
итеративным и может потребовать внести изменения в уже разработанные и
отлаженные компоненты системы. Составными частями объектно-ориентированной
методологии (ООМ) являются:
- объектно-ориентированный анализ;
- объектно-ориентированное проектирование;
- объектно-ориентированное программирование.
Объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированное
программирование - это методология программирования, которая основана на
представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых
является реализацией определенного класса, а классы образуют иерархию на
принципах наследования. В данном определении можно выделить три части:
1) объектно-ориентированное программирование
использует в качестве элементов конструкции объекты, а не алгоритмы;
2) каждый объект является реализацией определенного
класса;
3) классы организованы иерархически.
Объектно-ориентированное проектирование.
Методы программирования, прежде всего, подразумевают правильное и эффективное
использование механизмов языков программирования. Методы проектирования
напротив, основное внимание направляют на правильное и эффективное
структурирование сложных систем.
В данном определении содержатся две важные части:
1) объектно-ориентированное проектирование ведет к
объектно-ориентированной декомпозиции;
2) используется многообразие приемов представления
моделей, отражающих логическую (структуры классов и объектов) и физическую
(архитектура модулей и процессов) структуру системы.
Именно поддержка объектно-ориентированной декомпозиции
отличает объектно-ориентированное проектирование от структурного
проектирования.
Объектно-ориентированный анализ. На объектный
подход оказали влияние предыдущие этапы развития программных средств.
Традиционные приемы структурного анализа основаны на потоках данных в системе.
Объектно-ориентированный анализ (ООА) направлен на
создание моделей, более близких к реальности, с использованием
объектно-ориентированного подхода; это методология, при которой требования
формируются на основе понятий классов и объектов, составляющих словарь
предметной области.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОГРАММНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ
•
Приложение
является законченным программным продуктом,
направленным на решение функциональной задачи
(или комплекса
задач).
•
Приложение выполняется
независимо от среды, в которой был
разработан рабочий проект.
•
Приложение
имеет интерфейс пользователя.
•
Приложение
включает алгоритмическую часть обработки данных.
МОДЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ
ОПЕРАЦИОННОЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
•
Программный код выполняется в порядке следования команд или условных операторов в непрерывном режиме
до тех пор, пока не встретится команда END.
•
Имеет важное значение порядок написания команд в тексте программного кода.
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
•
Смысл программирования состоит в
конструировании
объектов, в изменении и анализе свойств объектов.
•
командный код начинает выполняться только при
СОБЫТИИНО-УПРАВЛЯЕМЫЕ ПРОГРАММЫ
условии совершения какого-либо СОБЫТИЯ
Схема работы приложений
• Система бездействует до тех пор, пока не случится какое-либо
событие.
• Произошло событие>Начал выполняться участок программного кода,
называемый процедурой
обработки именно этого события.
•
Завершение процедуры обработки данного
события.
• Система снова бездействует до тех пор, пока не случится еще какое-
либо событие.
Источники
событий
• Действия пользователя над управляющими элементами (как правило
мышью)
•
Прерывания системы
•
Состояние аппаратных ресурсов
СТРУКТУРА МОДЕЛИ
ПРОЕКТА ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРОЕКТ —
совокупность файлов, входящих в приложение и хранящих
детальную информацию о его
компонентах. Проект выполняется только в среде его разработки.
МОДЕЛИ КОМПИЛЯЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ
КОМПИЛЯЦИЯ - процесс преобразования проекта VB, в исполняемое
приложение с запускным файлом вида *.ЕХЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и
проектирование с примерами приложений на C++, 2-е изд,.Пер.
с англ. -М.: "Издательство Бином", СПб:"Невский диалект",
1998.
2. Буч Г., Рамбо Д.,
Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя: Пер. с англ. - М.:ДМК,
2000.
3. Липаев В.В., Филинов Е.Н.
Мобильность программ и данных в открытых информационных системах. - М.: Научная
книга, -1997.
4. Боггс У.,Боггс
М. UML и Rational Rose,Hep.
с англ. -М.: Издательство "ЛОРИ", 2000.
5. Вендров A.M.
Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем:
Учебник. -М. Финансы и статистика, 2000.
6. Курицына В.В. Лабораторный практикум. Visual Basic. Знакомство с
Visual Basic. Москва
2006.