Юров О.В. к. полит. н.
Западно-Казахстанский
государственный университет
г. Уральск, Республика
Казахстан
Избирательные
технологии
как форма диалога
между властью и обществом
В условиях
тоталитарного общества общественное мнение формируется под влиянием идеологии,
которая пронизывает все стороны жизни. Подобное общество легко управляемо во
многом потому, что оппозиционные идеи преследуются и их носители изолируются.
Отношения господства при такой власти основаны на открытом воздействии, от
навязывания и убеждения, до насилия. Но государственная пропаганда рано или
поздно вызывает отторжение, т.к. гуманитарные технологии не развиты и механизмы
взаимодействия власти и общества не обновляются.
В условиях
гражданского общества, общества свободных индивидуумов объединенных системой
права также должен существовать минимум единомыслия и общих ценностных
ориентаций. Классики политической науки утверждают, что власть держится не
только на насилии, но и на согласии. Согласие формируется как коллективная воля
на основании культурного ядра общества, которое базируется на совокупности
представлений о мире и человеке, добре и зле и т.п. Для формирования
культурного ядра надо воздействовать на повседневное сознание, сознание
среднего человека.[1]
Принято считать,
что в условиях демократии, предполагающей плюрализм мнений и альтернативность
путей развития, основным средством управления становиться скрытое
психологическое воздействие на личность
– конструирование или манипуляция сознанием. Манипуляция призвана, не
только заставлять человека сделать то чего желают другие, она заставляет его
хотеть это сделать. Эта формула позволяет говорить о возникновении нового типа
социального управления, основанного на внушении. Можно назвать несколько
важнейших принципов воздействия на сознание человека.
1. Первым шагом к завоеванию
духовного господства, является формирование собственной интеллигенции, т.к.
создание и распространение идей главное ее призвание. Выработать собственные
суждения большинство людей не в состоянии, они их приобретают как вещь.
2. Самое эффективное
воздействие – повторение, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а
на веру. «Массы … не могут усваивать философию иначе, как веру».
3. Необходимо обеспечить
постоянное воздействие на подсознание словом, символом, жестом, путем обращения
к инстинктам, сублиминальным кино.
4. Требуется создание «нового
языка», «метафор», «стереотипов», соответствующее «комментирование фактов», с
целью формирования необходимых ассоциаций.
5. Следует обращаться к
эмоциональной сфере человека, к воображению, чувствам жалости, юмора,
негодования, страха.
6. Демократия должна
отождествляться с наиболее справедливым способом общественного устройства, а
национальные политические лидеры и организации с демократическим процессом. [2]
Возможности подобного
типа управления настолько велики, что философы Адорно
и Хоркхаймер назвали в книге «Диалектика Просвещения»
подобное общество «наиболее изощренной и злокачественной формой тоталитаризма».
Современный французский философ С. Московичи поддерживает это мнение: «Западный
деспотизм …предполагает захват орудий влияния или внушения, каковыми являются
школа, пресса, радио и т.п. …внешнее подчинение уступает место внутреннему
подчинению масс, видимое господство подменяется духовным, незримым господством,
от которого невозможно защититься». [3] С этической точки зрения можно
бесконечно спорить о том, что более нравственно или безнравственно, открытое
или скрытое воздействие власти на общество, но считается, что эффективность
управления в результате конструирования сознания достаточно высока.
Подобные
принципы являются результатом научного абстрагирования и технологического
конструирования механизма управления общественным мнением, что и предопределило
их видимый невооруженным глазом цинизм,
в основе которого лежит отношение к человеку как к вещи. Или в лучшем
случае как к потребителю рекламируемой продукции, что и предполагает принятие
решений на уровне подсознания и эмоций.
В реальности,
социально-политическая система основываться только на технологиях манипуляции
общественным сознанием не может. Уже в силу того, что значительная часть
населения постсоветского пространства является активным участником формирования
своего собственного и общественного мнения. Во-первых, это связанно с
доставшимся от перестроечных времен чувством нигилизма, отрицанием идеологий и
недоверием к СМИ. Во-вторых, в результате роста индивидуалистических настроений
произошла смена приоритетов, на смену общественным ценностям пришли
индивидуальные или узко корпоративные интересы. Новое состояние общественного
сознания принято называть мозаичной культурой.
Современный
социально активный человек не в силах избежать манипуляции сознанием, но не
приемлет роль объекта, и стремиться обладать таким присущим субъекту качеством
как свобода воли. Возможность принимать решения сознательно и самостоятельно
является важнейшим фактором самоутверждения личности. Для реализации этих
требований должна быть установлена взаимовыгодная, обратная связь между властью
и общественностью, т.е. создана модель социального взаимодействия. Для власти
подобная модель не менее необходима, т.к. ее эффективность зависит от
способности выявлять и решать встающие перед обществом проблемы.
В настоящее
время на практике все чаще реализуется коммуникативная модель связи власти и
общества. Она находит свое выражение, прежде всего в пропагандистской работе и
избирательных технологиях. Так в Республике Казахстан, на выборах в парламент
страны в 2007 г. проправительственные организации
организовали свою предвыборную работу на основе PR-технологий. При изучении
методических и информационных материалов, направлений пропагандистской работы
партии Нур-Отан и созданных под ее эгидой
общественных объединений, можно выделить ряд основополагающих принципов,
которые подтверждают мнение о формировании основ коммуникативной связи власти и
общества. Это, прежде всего, работа с лидерами мнений, создание органов
общественного самоуправления, раскрытие связи государственных программ с
интересами регионов и социальных групп, информирование общественности о
результатах государственной политики (на примере Послания Президента Республик
Казахстан).
Указанные
политические технологии имеют в Казахстане ряд особенностей и в целом отражают
трансформацию традиционного общества в гражданское, или, по мнению некоторых
представителей правящей элиты, представляют собой национальную модель
демократии.
Давно известно,
что сформировать самостоятельное мнение человек может в результате диалога с
себе подобными. В любой группе формальной или неформальной возникающей по
производственному, территориальному или родственному признаку существуют лидеры
мнений, харизматические личности, пользующиеся авторитетом и выступающие в
качестве посредников между информационными потоками и членами своей группы.
Информационно-пропагандистская работа, направленная на лидеров, таким образом,
приобретает адресный характер, и ее результаты путем неформального общения
ретранслируется на каждого члена группы. В условиях сохранения, а в некоторых
случаях культивирования родовых связей и в целом патриархальных традиций,
подобная схема диалога власти и общества является весьма эффективной.
Формирование
региональной системы общественной поддержки управления выборным процессом
осуществляется в Казахстане путем создания органов территориального общественного
самоуправления, неправительственных объединений, негосударственной структуры
подготовки кадров, что позволяет реализовать на практике идею общественного
партнерства, активировать связи внутри общественности, в частности между
этническими группами, укрепить авторитет государственных органов власти. Органы
общественного самоуправления имеют как формальный характер; советы
общественности, советы старейшин, так и характер клиентелы. Неправительственные
объединения, создаваемые провластными партиями, выполняют
целый ряд стабилизирующих функций; направляют общественную активность в
конструктивное русло; выполняют роль социального лифта; выступают с позиций
«независимого оценщика» правительственной политики, что повышает доверие со
стороны граждан и т.п.
Информационно-пропагандистская
работа партии Нур-Отан тесно увязывает
государственные задачи и программы с интересами регионов и социальных групп. С
этой целью готовятся и распространяются материалы, раскрывающие направления
государственной политики и планы ее реализации исполнительными органами власти
на местах. Строительство школ, организация ярмарки рабочих вакансий,
газификация жилых домов, открытие новых производств и т.д., позволяют
представителям соответствующих групп идентифицировать реализацию личных
интересов с деятельностью власти. Подобный подход позволяет адресно
и максимально использовать пропагандистский потенциал программ
социально-экономического развития страны.
Для обеспечения учета интересов граждан в
процессе реализации социальных, экономических и культурных программ большое
значение имеет ежегодная работа пропагандистских групп по разъяснению Послания
Президента, которая включает четыре цикла. Первый цикл – разъяснение основных
положений Послания. Второй цикл – ознакомление с планируемыми мерами по
реализации послания в области, городе, районе. Третий цикл – ход реализации
Послания. Четвертый цикл – итоги реализации послания по республике, области и
т.д. Таким образом, создается механизм участия граждан в развитии страны и
региона, и даже недовольство результатами или промахами власти не
сопровождается ее отрицанием. В средствах массовой информации региона также
проводиться пропаганда Послания по методике развертывания информационного
повода, состоящая из четырех этапов; презентационного, дискуссионного,
результирующего, итогового. Подобная методика позволяет привлечь внимание,
смоделировать «заочный» диалог власти и общественности, и актуализировать
вопросы, поднятые в Послании.[4]
Безусловно, что
коммуникативная модель связей с общественностью также несет в себе элемент
манипуляции сознанием, путем установления контроля над социальной активностью
граждан и ее канализацией в нужное русло, определением приоритетов развития,
актуализацией проблем, которые власть в состоянии решить, но подобный механизм
диалога, взаимовлияния власти и общества позволяет решать как
общегосударственные задачи, так и реализовывать региональные и социальные
интересы.
Ссылки:
1. См. А. Грамши «Тюремные
тетради».
2. Принципы и методы
воздействия на общественное сознание, т.е. форма диалога власти и общества
основанная на скрытом воздействии, подробно рассматриваются в работе С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием».
3. Эти и подобные оценки
демократии как системы, при всей их радикальности и эмоциональной окрашенности,
отражают реально существующую проблему перманентного характера, связанную с
необходимостью непрерывного совершенствования механизма взаимодействия власти и
общества. Научный анализ этих процессов должен носить телеологический характер.
4. Использованы методические и
информационные материалы Западно-Казахстанского филиала Нур-Отан.