УДК
355. 233. 2
Жахан Ж.Ж.
Южно
Казахстанский государственный университет им.Ауезова
ПИК,
Казахстан
Народное
воспитание и преемственность поколении казахского народа
Во все времена вопрос «Что делать?» был одним
из самых актуальных вопросов в различных сферах человеческого
бытия. Не обошел он и нас. Что делать, чтобы спасти не только
нынешнее поколение, но, пожалуй, и будущее от бездуховности, безнравственности,
невежества, реализовать в полной мере
социальную функцию воспитания и образования детей? И если мы хотим «поднять» наше воспитание и
образование до мировых стандартов, за
которые так ратуют «наши реформаторы от педагогики», то мы не должны выбрасывать «за борт»
педагогическую науку и массовый опыт
школ.
Воспитание должно стать важнейшей
составной частью реформы школы, которая пока ограничивается главным
образом образовательным процессом — содержанием, новыми программами, учебниками и технологиями
преподавания. Воспитательные контексты находятся в тени, и об этом нужно сказать особо, ибо сложившаяся ситуация
свела два разных, хотя и
взаимосвязанных, процесса обучения и воспитания в один, объединив их одним термином «Образование».
Предполагалось, что все может быть
«схвачено» термином «образование». На деле такие воспитательные
процессы, как обретение нравственной культуры личности,
становление ее ценностных ориентации, гражданской позиции и эстетической
культуры стали не просто «вторичными», а нередко выпадали из
реального образовательно-воспитательного процесса, особенно в
массовых общеобразовательных школах.
В условиях роста национального
самосознания, возрождения культурных и духовных традиций,
языка возникает необходимость основательного, более глубокого
знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его
национальной культурой, обычаями и традициями, т.е. скрепляющим элементом
должна быть духовная связь между прошлым, настоящим и будущим, ее носителями являются
— образование, учителя, традиции.
В предлагаемой вниманию читателей
монографии «Теоретические и прикладные основы народной педагогики
казахов» дается теоретическое и практическое обоснование основных идей
казахской народной педагогики, где процесс развития личности
рассматривается как целостный многоаспектный и многофакторный процесс,
продолжающийся длительное время, предполагающий преемственность поколений на
вековых гуманистических традициях казахского народа.
Общий анализ памятников казахской
народной педагогики говорит о том, что они содержат огромный объем
информации по вопросам воспитания и обучения, о семье, семейных
традициях, о родителях и детях, о дружбе и любви, об отечестве и
приумножении его богатств, достойных широкого применения в
современных условиях в практике воспитания. Преимущество народной педагогики
состоит в том, что она, будучи хозяйкой «у себя дома», не только
оказывает непосредственное, каждодневное влияние на воспитание
молодого поколения с раннего детства, но и служит как бы посредником,
связующим звеном между мудростью народа и обществом. На протяжении
всей истории человек был и остается объектом и субъектом
воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с
эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляют
ядро народной педагогики. Житейские правила и приемы воспитания — это первые законы,
с которыми человек встречается в своей жизни,
и они рождаются в семье. Многие обычаи, ритуалы, традиции казахского народа, по
существу, стали неписанными законами воспитания,
своего рода моральным кодексом семьи в нашей стране, ибо в них выкристаллизовался вековой опыт воспитания молодого поколения. Любой родитель, учитель,
воспитатель и все те, кто так или
иначе причастен к делу воспитания, в тех или иных воспитательных ситуациях
могут и должны использовать бесценную народную мудрость. Народная мудрость не только содержит ценные мысли о
воспитании ребенка, о формировании
его личности, о привитии юному поколению любви к труду, благородных нравственных качеств, светлых идеалов, взглядов и убеждений, тонких эстетических чувств и вкусов, но и в ряде случаев представляет элементы дидактики, указывающие,
в каком возрасте, какими приемами и
методами следует прививать эти благородные человеческие качества. Все это свидетельствует о воспитательном потенциале народной педагогики, заслуживающем
пристального внимания родительской и
педагогической общественности. Обычаи, традиции, ритуалы, пословицы и поговорки, сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии,
если родители личным примером
соблюдают, поддерживают принципы и идеи, выраженные в них. Каждая поговорка, пословица, каждый обычай,
ритуал, если они разумны, правильно
применимы, соответствуют духу и традициям казахской
семьи, если они понятны и близки сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным
уроком.
Долгое время у нас считалось, что школа — главный
воспитатель детей, а семья — ее помощник и союзник. Однако жизненный опыт
показывает, что именно семья есть главный
воспитатель личности. Именно в семье создается
неповторимый образ каждого ребенка, творящий его как личность. А отсюда
следует другой важный вывод: родители не менее, чем школьные педагоги, должны быть вооружены педагогическими знаниями и умениями.
Многие из закономерностей и механизмов
народной педагогики имеют широкий диапазон действия и могут успешно применяться
не только в семейном или самодеятельном, но и школьном воспитании,
особенно в связи
с утверждением личностно ориентированного учебновоспитательного процесса. И здесь сфера свободного времени учащихся, да и самих
учителей должна быть одним из определяющих факторов в процессе воспитания. Каждая нация должна «вырасти», т.е.
осознать необходимость национального
образования, участвовать в создании инфраструктуры для организации обучения родному языку, литературе,
искусству, в целом приобщении
учащихся к своей национальной культуре.
Многое из того, что происходит в последнее время в нашем
обществе, вселяет надежду, что наступит
время, когда особенно острой будет потребность
в массовом приобщении молодого поколения к идеям народной педагогики казахов. Элементы старинной обрядности все
активнее включаются в сегодняшние
обычаи и ритуалы.
Сейчас заметны движение и
интерес молодежи к народным обычаям и традициям своих предков, к исконно
национальному музыкально - поэтическому, хореографическому, изобразительному
творчеству, к народным казахским
костюмам, жилищу, к народному миропониманию. Все это следует рассматривать как стремление к духовному возрождению. Главное
— не упустить этот момент. Помочь подрастающему поколению узнать «свои корни», развить интерес и потребность
к истории своей национальной культуры — вот в чем задача всех, кто
призван воспитывать, и, прежде всего,
работников образования и культуры.
В таких работах нуждаются, на мой
взгляд, не только представители многочисленных народов,
населяющих многонациональный Казахстан, но и сами казахи, в силу
разных причин не владеющие родным языком. Руководствуясь
содержанием данной монографии, используя ее в качестве
научно-методического пособия, родители, педагоги, воспитатели
могут постараться привить подрастающему поколению знания о сложившихся веками
традициях и обрядах казахского народа, переплетенных ярким
орнаментом пословиц и поговорок, постичь всю самобытную
красоту и мудрость народного гения, над которым не властны ни время, ни суровые жизненные
обстоятельства, развить чувство гордости за героические свершения своих
предков. Ведь только зная свои национальные «корни», уходящие вглубь веков,
можно воспитать у детей и молодежи уважение к достоянию прошлого, искреннюю
любовь к родной земле и вырастить из них настоящих истинных патриотов своей
родины, которые сохранят и бережно передадут накопленные знания будущих
поколения.
Литература
1. Калыбекова А.А. Теоретические и прикладные
основы народной педагогики казахов Алматы: БАУР, 2006.
2. Шаханова М. Мир традиционной культуры
казахов. Алматы: Казахстан, 1998.
3. Шорманов М. Казахские народные обычай. –
Караганда: Арка, 2000.