Принципы формирования ментальности студентов в ходе реализации
андрагогического подхода к высшему
образованию
Cагинов К.М. доктор Ph D, Евразийский
национальный университет имени Л.Н.Гумилева, Ниязова А.Е. к.п.н., Западно-Казахстанский государственный университет имени
Махамбета Утемисова.
Концептуальные положения личностно-ориентированной
педагогики являются базисом педагогической системы формирования ментальности
личности и социума, так как ее высшей целью является самоактуализация и
самоопределение личности. Следовательно, приоритетной задачей становится
моделирование образовательного пространства для целостного формирования
ментальности личности, но при этом необходимым моментом является учет
социально-психологических аспектов развития личности. В частности, в ходе
реализации учебно-воспитательного процесса вуза, более природосообразным будет
использование андрагогической модели обучения [1;
2].
Андрагогический
подход органично сочетает в себе постулаты гуманистической и технократической
образовательных парадигм. По этому поводу, Ю.А. Репецкий и И.Н. Степанов, характеризуя
образование взрослых в рефлексивно-акмеологическом аспекте отмечают, что главными характеристиками деятельности по обучению
взрослых, во-первых, являются активная, ведущая роль самого обучающегося,
во-вторых, совместная деятельность обучающегося и
обучающего в подготовке и реализации учебного процесса. Фактором, реализующим такую деятельностную парадигму
является атмосфера обучения: дружеская,
неформальная, основанная на взаимном уважении, совместной работе при поддержке
и ответственности всех участников учебной деятельности [3]. Главным выводом является то, что андрагогические
методы обучения в отличие от педагогических, более эффективны в ходе
личностно-профессионального развития студентов в условиях вуза. Следовательно, насущной
проблемой, требующей своего разрешения
становится превращение образования в
сферу менталеобразования личности, а также необходимости применения андрагогического подхода к
высшему образованию и соответственно построение и реализация менталеформирующей модели в условиях вуза.
Данная
проблема стала объектом исследования таких зарубежных ученых как М.Ноулз, Д.Дьюи, российских ученых, как С.И.Змеев,
М.Т.Громкова, А.И.Кукуев. В их трудах
раскрываются особенности и принципы, методы и средства образования взрослых.
Рассмотрим особенности образования взрослых в условиях вуза. Основной целью
является поиск модели образования на основе
принципа природосообразности по мере взросления человека, в соответствии с особенностями социально-психологического
развития
его личности,
накопления жизненного опыта, наряду с педагогическими принципами, все шире
применять в его обучении андрагогические
принципы, подчеркнем, соответствующие задачам опережающего развития.
Как указывает Дж.Спиро, американские
специалисты в области образования взрослых выделяют «девять распространенных
принципов, согласно которым обучение взрослых:
1)
характеризуется
созданием атмосферы уважения среди участников;
2)
характеризуется
полным использованием опыта слушателей;
3)
обеспечивает
применение того, что было выучено;
4)
опирается на
решение проблем;
5)
способствует
критическому отражению;
6)
обеспечивает
исследование, действие и отражение (практика);
7)
происходит
при сотрудничестве преподавателя и слушателя;
8)
принимает во
внимание готовность к обучению;
9)
поощряет
самостоятельность со стороны слушателя» [4].
Интерес к проблеме
обучения взрослых нашел свое развитие
в педагогических исследованиях советского периода, в частности, в
работах П.П. Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого (основы обучения и
переподготовки педагогических кадров); Л.И.Анциферовой, Ю.Н. Кулюткина,
В.Г.Онушкина, Г.С. Сухобской, Е.П.Тонконогой, (особенности деятельности
взрослых обучающихся); С.Г.Вершловского,
А.В.Даринского, А.В. Пинта, А.Д.Бокарева (дидактические принципы обучения
взрослых) и др. Сформулированная этими
исследователями традиция стала фундаментом для современного этапа
научной рефлексии указанной проблемы.
Одно из направлений этой рефлексии связано
со становлением и развитием в странах постсоветского пространства андрагогики
как самостоятельной научной дисциплины. Коллективом ученых во главе с
С.И.Змеевым разработан стандарт андрагогического образования основанных на
принципах обучения взрослых. Концепция московских ученых строится на двух
исходных посылках:
- ведущая роль в процессе обучения
сохраняется за самим взрослым;
- обучение есть совместная деятельность
обучающего с обучаемым.
[5].
Концепция санкт-петербургских ученых
несколько отличная: «образование взрослых – единственный цивилизованный путь
возвышения личности и высвобождения ее потенциальных творческих возможностей» Некоторые ученые отмечают, что ориентация
образования на узкоутилитарные цели, когда оно не имеет самоценности, а служит
инструментом адаптации к прошлому и настоящему, исчерпывает себя сразу, как
только реализованы цель и мотив учения, удовлетворена конкретная
образовательная потребность [6].
Иной точки зрения придерживается другой
российский ученый А.И.Кукуев, утверждающий,
что андрагогика в настоящий момент не признается самостоятельной наукой, а
является отраслью педагогики об образовании взрослых. Мы разделяем мнение
автора о том, что андрагогический подход является связующим звеном между
гуманистической парадигмой образования и теорией образования взрослых. Ученый в своем исследовании определяет
андрагогический подход как соответствующую ценностям и целям парадигмы гуманной
педагогики осознанную ориентацию андрагога на реализацию в своей деятельности
совокупности ключевого, основных и производных понятий андрагогического подхода
как инструмента мыследеятельности; совокупности определенных методологических
принципов и принципов обучения, преподавания и учения; метода анализа опыта как
основного метода андрагогической деятельности [7].
Всесторонний анализ выработанных различными научными сообществами принципов
обучения взрослых убедительно показывает, с одной стороны, практически полное
совпадение позиций исследователей во взглядах на сущность этих принципов, с
другой стороны, продуктивную взаимодополняемость имеющихся различий во взглядах
ученых на их количество и содержание. Наша точка зрения выражается в
интегративной сущности андрагогического подхода как наиболее эффективного
средства
профессионально-личностного
развития субъекта образовательного процесса вуза.
Реализация развивающей психолого-педагогической работы по формированию
ментальности студентов в условиях вуза требует их опоры на соответствующие
принципы. На основе системного анализа особенностей образования взрослых и теории ментальности, мы провели категориальный синтез и определили следующие
менталеформирующие принципы
образования:
1. Принцип глобального мышления. На основе
постулата «Думай глобально - действуй локально». Образование взрослых должно
быть «космологично» («всечеловечно»), отказ от формирования «всечеловеческого»
мышления взрослых – прямой путь к конфликтам, кровопролитиям, войнам; все это
свидетельство низкого уровня образованности населения. «люди, которые не
понимают себя, не понимают окружающую среду, в которой они живут, не могут быть
надежными участниками экономической жизни. Понимание – более важно, чем
умения».
2. Принцип культуры менталитета. При
формировании иерархии ментальностей приоритет дается формированию этнической
ментальности, на основе которого происходит диалог ментальностей и культур и
формируются другие виды и типы ментальностей. Основополагающим принципом
является принцип этнопедагогики «Лучшее национальное всегда интернационо».
3. Принцип личностно-прагматического
самоопределения. Образование взрослых способствует прагматическому и
личностному самоопределению человека в новых для него жизненных условиях,
особенно в эпоху глобальных перемен. Сочетание прагматичных
ценностно-нравственных смыслов в ориентации личности во многом определяется
качеством соотношения в ее бытии внутреннего и внешнего миров. Образование как ценность для
человека непрагматично, оно формирует
его ценностный стержень, и в этом случае развитие человека идет по пути
обретения им некоей целостности, универсума. Так, развитие личности, которое
достигается образованием, становится главным условием развития общества в
целом.
4. Принцип эклективности образования. Задача образования взрослых состоит не
только в том, чтобы дать им возможность приспособиться к социокультурным
переменам, помочь им подчиниться ситуации, но и обрести реальную возможность и
решимость воздействовать на эти перемены, т.е. обрести мобильность, гибкость,
адаптивность и конкурентоспособность, требуемые в течение всей взрослой жизни.
Образование взрослых выступает как
овладение методами решения своих проблем с целью: а) учиться соответствовать;
б) учиться тому, как учиться; в) определять имеющиеся умения и знания; г)
вырабатывать способность переносить их на новые ситуации.
5. Принцип применения активных форм
обучения. Главная цель применения активных форм обучения – это проектирование
профессиональной и образовательной деятельности, в частности, создание проектов
возможной в будущем профессиональной деятельности, дальнейшего образования и
повышения квалификации. Задачи психологической коррекции и реабилитации
решаются здесь «попутно», в процессе личностно-профессионального развития.
6. Принцип экстраполяции. Формирование
локальной ментальной воспитательной среды, которая затем экстраполируется на
более широкую ментальную среду – семью, общественные отношения.
7. Принцип рефлексивного сопровождения. В
ходе образовательной деятельности разрабатываются «программы индивидуального
развития», направленные на решение проблем, связанных с непрерывным
самообразованием, самосознанием и повышением квалификации.
Помимо вопроса о принципах обучения, для
выявления педагогических особенностей образования взрослых не меньшее значение
имеют также вопросы о закономерностях обучения взрослых, используемых
технологиях и методах, средствах и формах обучения, специфике деятельности
преподавателя и куратора как субъекта
процесса менталеформирования.
Систему основных закономерностей
деятельности обучающегося и обучающего в процессе обучения принято называть
моделью обучения. Проблемой разработки андрагогической модели обучения
занимались такие российские ученые, как С.И.Змеев, М.Т.Громкова,
А.А.Вербицкий. В
своих сравнениях некоторые ученые апеллируют к существованию утрированной и
редуцированной педагогической модели обучения, что делает противопоставление ее
андрагогической модели не целесообразным. В этой связи нам ближе точка зрения
А.А.Вербицкого, доказывающего неправомерность противопоставления
«педагогического» подхода к обучению «андрагогическому» [8]. Автор
подчеркивает, что процесс обучения, как детей, так и взрослых подчиняется одним
и тем же закономерностям. Отличие будет не в самих закономерностях, а в форме и
способах их проявления
Многие исследователи в сфере обучения
взрослых определяют как факт существование не одной (как в обучении детей), а
двух различных моделей обучения субъектов андрагогического процесса. Первая –
для обучения сотрудников или студентов-практикантов (на данное время в
университетском образовании введена непрерывная производственная практика с
первого курса), персонала реально действующих на данный момент организаций.
Вторая модель обучения – для лиц, не ощущающих в данный момент свою
принадлежность к конкретной профессиональной общности, но желающих в результате
обучения профессионально самоопределиться. Это лица, потерявшие работу и проходящие
процесс переподготовки, или те, кто добровольно решил сменить род деятельности.
В результате анализа особенностей образования взрослых
нами выделен инновационный андрагогический подход к высшему образованию –
объединяющий положения двух предыдущих моделей и делающий упор на
воспитательный аспект образования («перевоспитывающее образование») в аспекте
развивающего обучения, ведущая к
личностно-професиональному росту, повышению культурно-духовного уровня, с целью
эффективной социализации личности. Данный подход соответствует целям гуманизации и фундаментализации образования,
социальной целью которых является именно формирование ментальности.
Андрагогический подход к высшему
образованию направлен на формирование
личности, ощущающей уверенность в себе и в избранной профессии,
владеющей культурой менталитета
рассматриваемой в приложении Б. Учитывая развивающий, воспитывающий характер
всего андрагогического образования интегрирующего в себе как учебную так и воспитательную
работу, мы его делим на образовательно-воспитательный процесс, реализующийся в
формальном образовании взрослых при изучении социально-гуманитарных
дисциплин и специальных курсов и воспитательно-образовательный
процесс реализующийся в рамках неформального и информального образования взрослых
в системе воспитательной работы вуза, показанной в приложении В, где
раскрываются основные направления воспитательной работы по формированию
казахстанской ментальности у студентов вуза. В нашем случае мы формируя
ментальную воспитательную среду в группе, а затем в вузе, экстраполируем,
распространяем ее идеалы и параметры на все ментальное пространство социума.
Список использованных источников.
1 Белозерцев Е.П.,
Сороковых В. Смысл национального образования в теории культурно-исторических
типов Н. Данилевского (на примере русской школы) // Вестник высшей школы, -
№ 2, 1999. - С. 3-6.
2 Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy
to Andragogy. Chicago: Contemporary Books, 1980. -
400 p.
3 Репецкий Ю.А.,
Степанов И.Н. Рефлексивно-акмеологическая стратегия гуманизации образования
взрослых. // Гуманизация образования (Психолого-педагогический международный журнал).
-№1,2001.-С. 106-113.
4 Спиро Дж. Принципы обучения в образовании
взрослых // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования
взрослых в России и США. М.: ИТПиМИО
РАО, 1994. - С.163-169.
5 Змеев С.И. Андрагогика. Теоретические основы обучения взрослых. М., 1999. – 215 с.
6 Образование взрослых: реальность,
проблемы, прогноз / Под ред. С.Г.Вершловского.
СПб., 1998. - C.142.
7
Кукуев, А.И. Андрагогический подход в педагогике. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – 328 с.
8 Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное
обучение. // Систем М. , 1999. -75 с.