Педагогические науки. Современные методы преподавания

Пирогова О. А.

студент заочного отделения

Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, Россия

Научный руководитель – канд. пед. наук Буншафт Е.Н.

Интегрированные уроки математики и дизайна как средство эстетического воспитания младших школьников

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Формирование у учащихся начальной шко­лы представления о целостной картине мира сегодня невозможно, на наш взгляд, без ин­теграции как ведущей идеи в реализации со­держания образования. Идея интеграции возникает на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира.

Обучение элементам геометрии в начальных классах зачастую сводится к ознакомлению с простейшими плоскими фигурами, измерению их площадей, сравнению отдельных элементов. Это противоречит опыту ориентирования в пространстве и оперирования трехмерными телами, с которым ребенок приходит в школу. Известный психолог Жан Пиаже утверждал, что развитие геометрических представлений у детей идет в направлении от топологических представлений (кривые линии, области, графы (сети) к проективным и лишь затем — к метрическим, т.е. от геометрии «формы» и «положения» к геометрии «меры». В школьном обучении (особенно в младших классах) акцент делается на формирование метрических представлений, в то время как проективные (и особенно топологические) представления целенаправленно не формируются. В силу этого пространственное мышление детей оказывается недостаточно развитым. Именно этим в большей степени и обусловлены трудности изучения геометрии, особенно стереометрии, в старших классах.

Поиск эффективного развития пространственного мышления младших школьников, обеспечения преемственности между начальной и средней школой привел нас к идее создания курса «Дизайн», направленного на развитие пространственного мышления в начальной школе, как пропедевтику изучения геометрии в старших классах.

Дизайн в переводе с английского — замысел, проект, чертеж, рисунок. Этим термином обозначают различные виды проективной деятельности, целью которой является формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. И только в узком смысле дизайн понимается как оформление и художественное конструирование.

Основной замысел курса состоит в том, что пространственные и плоские фигуры изучаются взаимосвязано и взаимозависимо.

Основными идеями курса «Дизайн» являются:

а) органическое сочетание математики с предметами эстетического цикля: художественный труд и изобразительная деятельность;

б) организация учебно-познавательной деятельности, ориентированной па раскрытие индивидуально-личностных качеств каждого ученика.

Вместе с накоплением и применением геометрических знаний и ходе обучения идет интенсивное развитие способностей, интересов каждого ученика. Выя мление и оценка индивидуальных возможностей, достигнутого уровня психического развития ребенка необходимы для оптимизации обучения в целях его дифференциации. У каждого ребенка имеется свой субъективный опыт, его необходимо учитывать, чтобы затем «окультуривать» и дать возможность отдельно взятому ученику ненавязчиво «наращивать» знания в том или ином направлении.

Выделяются следующие критерии и показатели эстетического воспитания:

Критерии

Показатели

Чувственно-эмоциональный

Эстетическое чувство

Операционно-деятельностный (технологический)

Эстетические умения (умения эстетической деятельности)

Потребностно-интеллектуальный

 

Эстетические знания

Эстетическая потребность

Исходя из перечисленных критериев и показателей эстетического воспитания, мы считаем, что интегрированные уроки математики и дизайна будут способствовать  эстетическому воспитанию младших школьников, если:

- содержание уроков будет направлено на создание в воображении художественных образов и их воспроизведение;

- при создании художественных образов будет соблюдаться единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений каждого ребенка;

- созданные в процессе урока художественные образы будут будить эмоциональные переживания и желание высказывать суждения вкуса.

Литература

1.      Волков И.П. «Приобщение к творчеству» [Текст]/ И. П. Волков – М.: Просвещение-2002.

2.      Губанова, Е.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников на уроках труда (на основе изучения истории вещей): Дис. … канд. пед. наук. – М., 1997.

3.      Ивасив, Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся начальных классов в процессе комплексного воздействия искусств: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1983.

4.      Лихачев, Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к деятельности и искусству /Б.П.Лихачев.- Советская педагогика, 1983. - №6.

5.      Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя /Сост. Г.С.Лабковская. – М.: Просвещение, 1983.