Философия/2.Социальная философия
Романенко-Бурлуцкий Я. Л.
Ассистент кафедры Истории и Философии, аспирант
Донбасской Национальной Академии Строительства и Архитектуры
Выпускник КДС МП
Проблема
«конца времен» (общественно-исторического финализма) в современной философии
истории
Современная социально-историческая
ситуация обладает яркими признаками альтернативности и катастрофизма. С одной
стороны человеческому миру присуще стремление к максимальному увеличению материального благосостояния, которое основывается на прогрессе техники и
технологий, науки и информатики, на проникновении в сферу космоса и глубинные
слои мирового океана; на освоении новых способов выживания людей в
экстремальных условиях. С другой стороны мы видим попытку покушения на физическую
и духовную экологию человека, все большее упрощение культуры человеческих
взаимоотношений, инкорпорацию в разные сферы цивилизованного существования,
появление новых угроз, технико-катастрофических потенций, увеличение всякого
рода неопределенности. Мир третьего тысячелетия, таким образом, сталкивается с
некоторым набором ситуаций, которые стимулируют различные концепции конца
света, истории, человека. В философской и теологической традициях подобная
точка зрения именуется «концом времен» и придает близкому к нам по времени
будущему эсхатологические измерения. Философско-историческая апокалиптика в
свою очередь влияет на общественную мысль и социально-политические концепции движений
правого направления (традиционализм [1], фундаментализм), а также заставляет многих
мыслителей и ученых всерьез задумываться над перспективами развития нашей
цивилизации и искать превентивные меры для предотвращения возможных глобальных потрясений
в недалеком будущем. Это делает задание анализа современного исторического
финализма актуальным с практической и теоретической точек зрения.
Современный человек живет в условиях
пугающей неустойчивости в виду постоянно нарастающей динамичности бытия, его
мир давно перестал быть равновеликим его дому. Грядущее «постиндустриальное» [2]
или же «гипериндустриальное» общество [3], приходящее на смену индустриальному,
уже начинает навязывать людям небывалые
ранее темпы перемен. Профессор философии П. С. Гуревич констатирует тот факт,
что динамика современного мира и колоссальные темпы перемен нарушают внутреннее
равновесие, меняют образ нашей жизни, таким образом, что внешнее ускорение
переходит во внутреннее, а ускорение перемен сокращает длительность жизненных
ситуаций и это оказывает разрушительное воздействие на человеческую психику [4,9-10]. Действительно, в нынешней ситуации немалое
количество людей испытывают постоянное чувство тревоги перед будущим. Мир
стремительно меняется. Благодаря бурному развитию науки и техники сегодня человек
научился расщеплять атом, клонировать живые организмы и изменять цепочку их
ДНК, он создал машины с искусственным интеллектом, всемирную электронную компьютерную
сеть и информационно-коммуникационные средства передачи данных, а также производит
и другие технологические новшества, которые изобретаются и совершенствуются
день ото дня, причем с небывалой скоростью. Но в конечном итоге все это стало
возможным из-за предшествующих исторических перемен другого рода, перемен
социально-политических, материально-экономических и духовно-нравственных. В
рамках западной цивилизации, чье
влияние постепенно распространяется на весь мир, образ жизни и ценности
традиционного общества были окончательно отвергнуты, несмотря на то, что тысячелетний
исторический опыт доказал их состоятельность, а взамен была построена новая современная
культура, основанная на либерально
демократической форме общественно-государственного устройства, рыночной
экономике и материалистической системе ценностных ориентаций. Именно такой цивилизационно-культурный
сдвиг в Западной Европе позволил всему научно-техническому комплексу
освободиться из-под опеки государства и христианской церкви, что обосновывалось
с помощью рационалистической концепции «науки, свободной от ценностей» [5,386]. Согласно этой концепции наука и техника должны
развиваться независимо от других сфер человеческой культуры и пренебрегать любыми
духовно-нравственными или даже гуманистическими принципами, если они становятся
у них на пути. Однако в подобной
ситуации почти всегда возникает одна
существенная проблема, суть которой заключается в том, что никто доподлинно не
знает к чему могут привести человечество столь радикальные перемены, перемены
не только в образе жизни, но, прежде всего, в образе мысли. Именно поэтому в
последнее время появляется все больше различных вероятностных моделей,
описывающих финальные фазы исторического процесса, то есть конца времен, и призванные
более или менее точно спрогнозировать последствия максимального развития современной
западной технической цивилизации, претендующей на тотальное доминирование в рамках
всей планеты.
Исторические прогнозы нужны нам сейчас
больше, чем когда бы то ни было, считает современный украинский мыслитель А. В.
Халапсис [6], поскольку человечество слишком далеко ушло от равновесия, чтобы
надеяться, что некие «естественные» процессы сгладят результаты наших ошибок [6,200].
Всемирный футуристический прогноз в действительности становится возможным
благодаря процессам глобализации и «вестернизации», которые идут параллельно и
определяют перспективы развития современного человечества. А. В. Халапсис утверждает:
«В настоящих условиях вопрос о том, быть или не быть глобализации, не стоит.
Вопрос заключается в том, какие именно перспективы открывает глобализация?..
Автономное развитие отдельных локальных цивилизаций в постиндустриальную эпоху
становится фактически невозможным, а «горячий» конфликт между ними, ввиду
наличия у сторон значительного военного потенциала, грозит положить конец
существованию человека или, по меньшей мере, отбросить его далеко назад в
развитии. Следовательно, человечество просто вынуждено ставить во главу угла
свое единство. Но это единство возможно лишь при наличии единства
аксиологического, т.е. при наличии некоей базовой системы ценностей» [6,242]. В
свою очередь видный украинский специалист в области философии истории профессор
В. Г. Попов [7] также считает, что постиндустриальный мир постепенно объединяется
вокруг общих материально-экономических ценностей, и в перспективе только
экономика достатка сможет привести к единому образу жизни и образу мысли, а она
возможна на основе высокотехнического развития [7,15]. В таком случае следует
признать, что понятие общечеловеческой истории в нынешних условиях становится
чем-то большим, чем просто теоретической конструкцией или абстракцией; оно
приобретает вполне реальную форму – форму «технико-информационного универсума».
Иными словами, современные глобализационные процессы приводят к созданию принципиально
новой конфигурации истории, при которой роль наций и государств уменьшается за
счет перераспределения власти и инициативы в пользу менее устойчивых и менее
формальных организаций – от транснациональных компаний до различных сетевых
обществ и межнациональных объединений [6,242]. Заметим, что этому немало способствует высокий уровень развития науки
и техники, прежде всего средств производства, транспорта и коммуникаций. Таким
образом, информационные технологии, либеральный рынок и материально-экономическая
система ценностных ориентаций – вот что действительно объединяет мир сегодня,
делая его более сплоченным и однородным, чем когда бы то ни было. Фактически каждая
нация и каждое государство, за очень редким исключением, так или иначе, стремится
к преодолению собственной
партикулярности, замкнутости ради выхода на мировую арену, ради участия
в мировом рынке, ради всеобщего признания собственных политических и
экономических успехов. При этом главной целью любого правительства остается материальное
благополучие и экономическое процветание собственного народа или, во всяком
случае, большей его части, безотносительно к духовно-нравственному прогрессу
самого общества. Подобный духовный нигилизм беспрецедентен, тысячелетняя
история традиционных обществ не знала ничего подобного. Со времени
возникновения первых цивилизаций в долинах рек Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ
и Янцзы, Нила и Иордана каждый социум имел свой собственный комплекс общеобязательных моральных норм и духовных
приоритетов, которые считались наиболее целесообразными для данной культуры в
данную историческую эпоху, и были санкционированы, как правило, самим
государством. И лишь в Новое Время благодаря секуляризационным процессам,
протекавших с тем или иным успехом в обществах Запада, стало возможным частичное
или даже полное разделение государственных и религиозных интересов с одной
стороны, и духовно-нравственного и материально-технического развития с другой. Это
стало возможным благодаря утверждению новой либерально-демократической системы
ценностных ориентаций и ее распространения из лона все той же западной
цивилизации практически по всему миру. Почему мы говорим, что либеральная
демократия это нечто принципиально новое по отношению к предшествующим эпохам,
если демократическая форма государственного устройства была изобретена древними
греками еще в первом тысячелетии до нашей эры? Да потому что полисная
демократия никогда не была либеральной, греческое государство того времени обязано
было заботиться о сохранении нравов и поддержании определенного уровня
религиозности в обществе. Именно по обвинению в безбожии, безнравственности и растлении молодежи, как сообщает нам Плутарх, в V в.
до н. э. в демократических Афинах был казнен, к примеру, известный философ
Сократ. В течение тысячелетий государство, вне зависимости от формы своего
правления, не только не занимало нейтральной позиции по отношению к процессу духовно-нравственного
воспитания своих граждан, но и, как правило, не предусматривало возможности деления
культуры на независимые друг от друга сферы, такие как светская и религиозная,
материальная и духовная, научно-техническая и общественно-моральная. Традиционные
общества, как Востока, так и Запада были синкретичными, и, в отличие от
современных информационных или же постиндустриальных обществ, не были расколоты
на отдельные и почти независимые друг от друга культурные фрагменты, которые в
своей совокупности уже не образуют единое аксиологическое поле. Вот почему мы
утверждаем, что нынешняя глобальная социально-историческая ситуация является
уникальной, а, следовательно, и конечный результат ее будущего развития не
может быть нам сейчас доподлинно известен. Так куда же мы тогда идем: к
всеобщему благоденствию и процветанию или же к краху, давайте задумаемся?!
Список литературы:
1.
Дугин А. Г. Цели и задачи нашей революции. - М.: “Фраварти”, 1995. – 30 с.
2.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального
прогнозирования. – М.: «Academia», 1999. – 956с.
3.
Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. – М.: Международные отношения,
1993. – 136с.
4.
Гуревич П. С. Бог поразительных преображений/ вступительная статья к работе
Э. Тоффлера «Шок будущего» // Тоффлер
Э. Шок будущего. – М.: «АСТ», 2002.- с.2-13.
5.
Философский энциклопедический словарь /под ред. Е. Ф. Губского, Г. В.
Кораблева и В. А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 576с.
6.
Халапсис А. В. Постнеклассическая метафизика истории. – Днепропетровск:
«Инновация», 2008. – 278с.
7. Попов В. Г. Техноцентризські контури
майбутнього. – Макіївка: ДонНАБА, 2008. – 42с.