Новак М.В.
Белгородский государственный университет
(БелГУ), Россия
Меняющийся идеологический контекст
России и культурно-идеологические проекты в 1990-2000-е годы
Общественная жизнь и содержание общественного сознания
традиционно репрезентируется в культурных проектах: они отражают идеи, ценности
и цели общества, способствуют трансляции, распространению и закреплению
идеологии. В непростой период 90-х, в более стабильных 2000-х появлялись и
появляются проекты (кинофильмы, музыкальные альбомы, театральные постановки,
выставки, Интернет-сайты, компьютерные игры, книги и т.д.), заслуживающие
внимания и пристального изучения с точки зрения идеологического содержания,
поскольку последние двадцать лет происходит становление и развитие нового
общества, новых принципов его существования.
Следует различать культурные проекты, которые
появляются с целью передать определенное идеологическое сообщение (автор такого
проекта создает его с целью пропаганды определенных мировоззренческих,
общественно-политических идей, при этом он осознаёт свою роль в трансляции идей
и значимость этих идей для общества, чувствует свою личную ответственность за
то, что хочет сообщить широкой аудитории) и проекты, которые не преследуют
такой цели, но, тем не менее, могут включать в себя идеологически обусловленные
сообщения (автор, скорее, отражает «впитанную», воспринятую из среды «картину
мира», «стихийно» воспроизводит идеологический контекст, в котором создается
культурный текст).
Чтобы различать эти проекты не следует опираться ни на
масштаб проекта как признак, ни даже на условия создания проекта. Эксплицитное
идеологическое сообщение может содержать в себе и культурный проект, созданный
для небольшой аудитории, тогда как в некоторых масштабных проектах идеология
находит лишь слабое отражение, и сами проекты, по сути, являются «чистыми»
текстами культуры. Так, существующая уже длительное время телепередача «Аншлаг»
отражает многие стороны жизни общества, высмеивая всё, что составляет нашу
жизнь – семейные отношения, вредные привычки, политику и классовые отношения.
Передача создаёт определенные мировоззренческие сообщения, но они носят
исключительно юмористический характер и не могут быть восприняты аудиторией
серьёзно, как руководство к действию, как мировоззренческое правило, хотя и разделяются
большинством, понимаемы многими.
В то же время, творчество художника может вызывать
общественный резонанс, диктует развитие эстетических представлений (например,
авангардистские направления) становится политическим и значимым (например,
картины художников соцреализма), являются продолжением философских идей
(например, психоаналитический «посыл» сюрреализма). Чтобы продемонстрировать,
насколько мало условия создания культурного проекта влияют на «количество»
идеологии в нём, обратим внимание, что картину, обычно создаёт один мастер (а
не коллектив – как в кино), который не может получить оценку своей работы, пока
не представит её публике. Художнику приходится доверять только своей интуиции,
чутью, поскольку художественное представление идеи может сильно исказить саму
идею, и картина может быть не понята публикой. Кроме этого, художник никогда не
может с уверенностью предполагать, где будет находиться его работа – в частной
коллекции, закрытой от посторонних, или в выставочном зале. Тем не менее, успешные
культурно-идеологические проекты иногда создаются авторами-«одиночками».
Однако, задачу создания идеологической картины реальности, «правильного»
объяснения общественного порядка ставят, перед собой, скорее, авторские
коллективы, поскольку такое идейное представление носит характер
монументальный, «эпический», и сама задача достаточно масштабна. В результате
коллективного создания культурно-идеологического проекта, путём споров,
поисков, новых решений, коллектив авторов приходит к такому культурному тексту,
который идеально, объёмно и монолитно выражает главную идею, созвучную
потребности аудитории видеть и узнавать себя, учиться и питать ожидания,
находить ответы в художественном тексте.
Итак, попытаемся описать те идеологические процессы,
которые наблюдались в последние десятилетия в России и которые были
легитимированы в культурно-идеологических текстах.
Прежде всего, отметим, что 90-е годы – это период,
когда произошла почти полная деидеологизация – доверие к коммунистической
идеологии было утрачено, а на смену ей предлагались такие идеологии, которые
впоследствии не становились доминирующими. Пожалуй, лишь национализм устраивал
большинство людей, поскольку предлагал идентичность, не связанную с
политическим, социальным или материальным статусом. Переход к рыночным
отношениям и сильной социальной дифференциации оказался чрезвычайно
«стрессовым». Именно тогда появляется стилизация под народную культуру,
пропагандируется псевдонародность в массовой культуре, на экран выходят
«исторические» фильмы, иногда сочетая в себе документальный и детективный жанр,
рисующие быт прежних веков («Ермак», «Петербургские тайны», «Конь белый»,
«Гроза над Русью»), возникает песенный фестиваль «Славянский базар»
(инициатором которого являлась не только Беларусь, но и Россия), реализуется
телепроект «Играй, гармонь, любимая».
Одна из ценностей 90-х – это свобода как категория,
относящаяся, прежде всего, к массовым коммуникациям. Свобода как главная
ценность признаётся либеральным идеологическим концептом. Но большинство
граждан воспринимало новое государство, как не только «свободное», но и как
«неблагополучное», прежде всего в экономическом отношении. Признавались
проблемы, появившиеся в новых условиях, разрыв социальных связей. В 90-х
наблюдалось символическое противостояние
между «новыми русскими» (не только обладавшими финансами, но и мыслящими
«по-новому») и всеми, кто оказался менее успешен в социально-экономическом
отношении, кто придерживался консервативных ценностей и с осторожностью
относился к реформам. Уже в 1992 году появляется кино не столько с криминальной
тематикой, а, скорее, «мафиозной» («Алиса и букинист», «Ка-ка-ду» «Лимита»
«Катька и Шиз», позже – «Ворошиловский стрелок», «Любить по-русски.
Губернатор»). В этих фильмах закрепляется и легитимируется переход к другой
традиции изображения «общественного зла», перед лицом которого следует
защищаться. В 90-х такая защита существовала в нескольких стратегиях –
например, один из вариантов – приобретение главным героем таких же
«криминальных» признаков. Именно в кино пропагандируется идея о том, что нужно
преодолевать трудности, чтобы придти к благополучному обществу, свободному от
криминала. Увлечённость несколько «блатной» тематикой, тем не менее, не мешает
сочетать её с военной и патриотической темой (как у группы «Любэ»). Совмещаются
они благодаря романтизму риска, ощущение которого сопровождает тот самый «дух
свободы».
Сейчас либеральная идеология в меньшей степени
репрезентирована в культурных текстах, поскольку свобода выражения и информации
стала в некотором смысле синонимом вседозволенности. Как мы сегодня видим,
российская культура не была готова регулировать степень этой свободы ни тогда,
ни сейчас. В стабильные 2000-е годы эта категория переходит в не менее значимую
«финансовую свободу», возникает некий «идеологический гибрид» (терминология
В.П. Макаренко [2, 287]) консьюмеризма и либерализма. Любые трудности можно
обойти, купить лекарство от них, закрыть на них глаза, уехать или раствориться
в консьюмеристской практике, а значит, личность по-прежнему свободна. Но в
2000-х также остаётся широко использованной стилизация под «тюремное»,
«криминальное» - т.е. идея свободы от порядков, от давления норм общества,
остаётся актуальной, либо это следствие желания отождествить себя с сильной
группой, поскольку идентификация по национальному и культурному признаку
является недостаточной, а идентификация среднего и малообеспеченного класса по
социально-финансовому классу остаётся унизительной. Это прямое желание с
помощью идеологии, «хорошей» картины мира приобрести власть. Другой известной
практикой «игровой» идентификации является потребительское стремление присвоить
более высокий статус с помощью более дорогих товаров.
Возвращаясь к национализму, отметим, что он, на наш
взгляд, в значительной степени доминирует и сейчас, при этом, имея несколько
«направлений». Примером может служить обращение к национально трактуемому
православию как главной идее, которая может объединить людей. Ещё в 90-х, на
волне отказа от прежних идеалов, в обществе возникает духовный вакуум,
предпринимаются попытки заполнить его идеями веры, идущей «от предков», а
значит, несущими рецепт счастья, надежды. Появляются православные передачи
(«Слово пастыря», «Православный календарь»), статьи и даже тематические журналы
(«Русский дом», «Славянка»), меняются рубрики и статьи в общетематических
журналах («Свет», «Чудеса и приключения», «Наука и религия»), снимаются
документальные фильмы о православии, транслируются службы и крестные ходы,
важными новостями в СМИ становится миссионерская деятельность, обретение мощей,
восстановление храмов и чудеса исцеления, на эстраде появляются артисты,
посвящающие своё творчество православной теме. Однако в 90-е православная
идеология испытывает конкуренцию со стороны социалистических идей равного
общества, потребительских установок на материальное «насыщение», что в конечном
итоге привело к тому, что в «зону компетентности» церкви начали относить в
основном решение общественных проблем (алкоголизм, наркомания, секты,
проституция, беспризорность, аморальное поведение, гомосексуализм,
бродяжничество, психическое здоровье граждан, сиротство). Таким образом,
православная идеология существует, несмотря на противоречия, и признаётся как
«терпимая», «удобная», являясь, по сути, «очищающей коллективную совесть», некой
мысленной индульгенцией общества для самого себя.
Наравне с национализмом, окрашенным православными
красками, в 90-х существует «универсальный» национализм. Он содержит призыв к
патриотизму вообще, к идее любить Родину. Впоследствии такой «непривязанный» ни
к чему патриотизм в 2000-х смешивается с другими двумя темами: темой
исторического (преимущественно военного) прошлого, в частности, победы в
Великой Отечественной войне и темой модернизирующейся России как страны имеющей
сильное влияние в мире. Здесь мы опять же сталкиваемся с «идеологическим
гибридом»: привлекательность технических чудес является также индикатором
консьюмеристской идеологии, стремления к потреблению и комфорту. Эти идеи –
великое прошлое, актуальное влияние в мире и инновационное развитие -
закрепляются и в политике, в частности, в высказываниях первых лиц государства,
в публично представленных экспертных мнениях.
Национализм в культурных проектах органично
связывается также с милитаризмом. Афганская и Чеченская войны способствовали появлению
таких проектов, которые показывали бы Россию сильной военной державой. Широкое
распространение получает жанр «солдатской» песни, чему способствуют как
конкурсы, так и передачи на ТВ, снимаются фильмы и сериалы: «Граница: таёжный
роман», «9 рота», «Кандагар», «Грозовые ворота», «Исаев», «Звезда», «Мы из
будущего», «Честь имею», и т.д., всё пышнее и красочнее организуются парады
Победы. Силовая, авторитарная политика в отношении терроризма находит отклик и
принятие в обществе, освещается в СМИ. Мы видим, что как в 90-х, так и в 2000-х
эта идеология представлена широко и является одной из доминирующих.
Ещё одним «идеологическим гибридом» оказывается
сочетания консерватизма и национализма в проектах, посвященных Российской
империи – государству, с точки зрения консерватизма, идеального, с крепким
институтом церкви, семьи, патриархальными устоями и стабильностью. Идеи
восстановить монархию и дать привилегии бывшим дворянам, попытаться вернуть
потомков эмигрантов и захоронить останки царской семьи, обсуждение продажи
Аляски и Русско-японской войны как крупных геополитических ошибок, канонизация
царской семьи и Распутин, казачество – все эти темы активно обсуждались в 90-х
и были широко представлены в массовой культуре. К национальной идеологии их
позволяет причислять то обстоятельство, что почти всегда рассуждение об истории
России граничит с гордостью, сознанием уникальности.
В 90-х большими тиражами издаётся научно-популярная
историческая литература и псевдоисторические художественные тексты. В конце
90-х выпускаются в прокат киноленты «Цареубийца», «Романовы: венценосная
семья». Эстрада 90-х активно пропагандирует тему белого движения. Даже для
детей издаются книги дореволюционных писателей – не издаваемых или редко
издаваемых в Советском Союзе. Всё это сопровождается колоссальным всплеском
научно-исторических исследований и публикаций о дореволюционном периоде.
В 2000-х, похоже, завершается формирование образа
периода XIX века, и национальная идеология обретает несколько
иные формы выражения. Тема русской революции и жизни до неё интересует, в
основном, узкие круги. Но культурные проекты, ориентированные на ностальгию по
«тому» времени и «такому» государству, продолжают выходить: канал «Культура»
предлагает документальные фильмы и аналитические передачи на тему монархии и
дореволюционной аристократии теперь уже не в популярно-сенсационном, а в
научно-познавательном, философском ключе (например, проекты Ф.В. Разумовского).
Итак, публичная полемика о дореволюционной России к
началу 2000-х была оставлена. Монархические символы остаются, но преобразуются:
герб, флаг стали ассоциироваться, скорее, с постсоветским периодом России. Гимн
- музыка из оперы «Жизнь за царя» - опять заменён на прежний «советский», что
также можно рассматривать как своего рода консервативное устремление. Россия
понимается консерваторами разного толка как избранная страна с удивительным
культурным наследием. Идеи элитарности, избранности, «исторически
обусловленного» страдания от несправедливости – это идеи, цементирующие
общество сейчас, и они закрепляются и пропагандируются в культурных проектах
(пример того, что консерватизм репрезентируется и в современных проектах -
фильм «Адмирал», экранизация романов об Эрасте Фандорине, «Сибирский
цирюльник»). Классические произведения, «образцы стиля» вполне могут нести
терапевтическую и объединяющую функцию, обращаясь к памяти, – так это было в
случае выбора «Лебединого озера» дирекцией телевидения в сложные для
государства дни.
Обращаясь к «советскому» консерватизму, приведём в
пример стремление поддерживать прежние привычки и образ жизни, осознавать себя
большой страной с прочными дружескими отношениями, если не республиками СССР,
то с государствами «ближнего
зарубежья». «Дружба народов» – это одна из идей, которая пропагандировалась
телекомпанией «Мир» в 90-х годах. Теперь идеи «советского» реализуемы в
концепции ностальгии – на канале с одноимённым названием.
Существующая сейчас капиталистическая идеология
воспринималась в начале 90-х если не негативно, то в ироническом ключе («Про
бизнесмена Фому», «Особенности национальной охоты», «Русский бизнес» и т.д.),
но затем стала вполне привычным явлением. Если богатство поначалу порицалось,
служило объектом зависти, а первые «бизнесмены» выступали криминализированными
типами, то потом возникло нейтральное отношение к ним. Современный телесериал –
это, как правило, рассказ о довольно обеспеченной семье.
Кроме капитализма, который оказался привлекательным на
волне «очарования Западом», в 2000-х утверждается постмодернизм: создание и
поддержка симулякров, использование штампов и артефактов культуры в
произвольном порядке. Проявляется это, помимо прочего, в «бытовом» дизайне:
синтетические материалы, имитирующие природные, «под старину», стилизованные под различные исторические эпохи
(викторианский, ампир, античный и т.д.); полусхематичное изображение природного
в рисунке - пёстрые цветы-узоры, создающие то ли эзотерический, то ли
«трансовый» рисунок; подчёркнуто гламурные «неживые» лица и т.д. Предпосылки
создаются уже в 90-х: например, на ТВ появляется проект «Старые песни о
главном», где был едва намеченный, несвязный сюжет и произвольное использование
«старых» культурных продуктов – песен, моды, дизайна, а в более радикальном
варианте «эстетический» постмодернизм был виден в видеоклипах Линды.
По мнению В.Афанасьевой и В.Туркиной, постмодернизм и
потребление имеют много общего. Авторы говорят о том, что излишнее потребление
лишает человека многого, а объекты потребления заменяют ему настоящее, и в
итоге происходит недопотребление. Так, сверх-потребление продуктов способствует
выпуску искусственной пищи, полуфабрикатов, и в результате человек лишается
здорового питания, а потребление коммуникаций и средств связи в результате
оборачивается подделкой, имитацией общения, поскольку информационные потоки не
предоставляют знаний, а являются, по сути, «белым шумом» [1, 20-23].
Итак, существуют культурные проекты, которые идеологию
отражают (следствие желания автора проекта идентифицировать себя с той группой,
которая разделяет эту идеологию), и проекты, которые идеологию целенаправленно
транслируют (предлагают принять её), которые создаются специально, чтобы
пропагандировать определенные общественно-политические идеи. В России на
протяжении всего постсоветского периода можно было наблюдать многозвучие,
разнообразие идеологий, но одни идеологии теряли значимость, а другие с
течением времени становились доминирующими. Последнее относится, прежде всего,
к идеологии капитализма, идеологии потребления, национальной идеологии и
идеологии постмодернизма. Возможно, они представляют разные сферы жизни
общества и доминируют в них отдельно: капитализм – является политической
идеологией, в меньшей степени затрагивая частную жизнь (ещё не выстроены
прочные отношения покупатель-продавец), национальная идеология представляется
как политическая, так и социальная идеология, потребление – как социальная
идеология, а идеология постмодерна, скорее, представлена в повседневной
эстетике.
Нередко идеологии начинают сочетать в себе признаки и
ценности других идеологий, имитировать друг друга или соглашаться, и этот
процесс в нашей культуре особенно заметен, поскольку общество, активно
осознавая себя в новой культурной идентичности, ищет компромисс. Тем сложнее и
интереснее рассматривать культурно-идеологические проекты, фокусирующие в себе общественные
стремления.
Литература:
1.
Афанасьева В.В., Туркина
В.Г. Общество перепотребления / Потребление как коммуникация — 2009: Материалы
5 международной конференции, 26–27 июня 2009
г. / под ред.
В.И. Ильина, В.В.
Козловского.СПб.: Интерсоцис, 2009. – 254 с.
2.
Макаренко В.П.
Главные идеологии современности. — Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
— 480с.