Философия/4. Философия
культуры
К.культ.,
доц. Фролов А.В., Калинина О.М.
Санкт-Петербургский
государственный университет сервиса и экономики, Россия
Постмодернизм и будущее культуры
Важной тенденцией развития мировой
культуры становится формирование ее нового образа. Его элементы стали проявляться
в духовной жизни западных стран с середины 70-х годов. Черты новой
ментальности, получившей название постмодернизма, особенно заметно повлияли на
идеологическую и религиозную жизнь, литературу, искусство, гуманитарное знание,
науку и философию. Постмодернизм исходит из необходимости преодоления основных
черт модернистской культуры нового времени, замены ее новой культурой,
основанной на идеях плюрализма во всех сферах бытия.
Наиболее отчетливо постмодернизм проявляется
в современных тенденциях в литературе и искусстве. Считая необходимым
преодолеть существовавшую в модернистской культуре дистанцию между культурой и
практической жизнью, постмодернизм подчеркнуто отрицает стиль как принцип
духовности, говорит о необходимости смешения жанров, фрагментарности в образных
средствах, иронии, то есть всего, что приведет к деконструкции нормативных и
смысловых элементов модернистской культуры. Отсюда эклектика,
полистилистичность, освобождение человека от любой внешней регулирующей силы в
его творчестве, выявление подсознательных стремлений человека не только в сфере
художественной культуры, но и в повседневности.
Не отвергая ни одной художественной формы
или стиля, постмодернизм ликвидирует статусную иерархию, на вершине которой
стояли творцы искусства, а внизу находились массы читателей и зрителей,
трепетно внимающих мэтрам искусства. В условиях постмодернизма нет отличия
между создателем культурных произведений и аудиторией, между совершенным,
высоким в искусстве и случайным и повседневным.
Специфика постмодернистской эстетики лучше
всего проявляется в сравнении с модернистской. Если сущность модернизма составляет
индивидуальный, утонченный, "глубокий" стиль, то в постмодернизме он
заменяется поэтикой общего места, нарочито стертым, банальным языком.
Произведение модернизма является продуктом авторского рефлексивного видения, а
в постмодернизме художник утрачивает привилегированное положение и акцент
переносится на безличный текст. Для модернизма исключительно важна целостность
повествования в произведении, которая достигается благодаря сквозным символам и
мифологемам, а в постмодернизме тщательно выстроенное повествование уступает
место фрагментарности, внешней незавершенности. Модернистский герой является
носителем сложного, но единого личностного сознания, постигающего мир. В
постмодернизме вместо единого "я" героя перед нами разорванное
сознание. В модернизме авторский смысл обладает приоритетностью в толкованиях,
а в постмодернизме открытый, разомкнутый текст допускает множество
интерпретаций, подключающих любые (социальный, исторический, психологический)
контексты. Установка идет не на глубину, а на скольжение по поверхности.
Постмодернистские произведения искусства строятся по принципу коллажа и
монтажа: коллаж переносит материал из одного контекста в другой, монтаж
размещает заимствованные элементы по новым местам. Результатом выступает
комбинация элементов, где реальность воссоздается нарочито странным образом, при
этом делается открытой техника получения этого результата.
Принцип плюрализма формирует и новую
парадигму познания человеком мира, общества и самой культуры. Она основана на
радикальных сомнениях в возможностях познания мира только с помощью одного
разума как основы познавательной парадигмы Нового времени. Классический
рационализм основывался на признании объективной истины и разработал метод ее
постижения с помощью науки. Из признания истины только одного типа следовала
необходимость признания монистического мировоззрения, поиск единственно верных
теорий, описывающих какие-либо области бытия. Разум, отмежевавшись от
повседневного мышления, взял на себя его критику и исправление, объявил себя
призванным предотвращать ошибки в мыслях и поступках людей.
Отказ от признания такой роли разума
является важнейшей характеристикой культуры постмодерна. Сейчас разум более не
ориентирован на поиск истины, так как герменевтика, достижения которой активно
используются постмодернизмом, заявила, что процесс раскрытия истинного смысла
бесконечен, что означает, либо отсутствие истины, либо невозможность бытия
человека, могущего открыть оную.
Поэтому и основания знаний постмодернизм
видит не в истине и разуме, а в коммуникации и в повседневности. Отвергается
объективизм и логическая доказательность, допускаются различные ракурсы видения
проблемы, утверждается неустранимая множественность взглядов на одну и ту же
реальность. Неопределенность становится главным понятием онтологии и
гносеологии постмодернизма, в ситуации же неопределенности в силу вступает
вероятность, как мера превращения возможности в действительность, которая
исключает возможность однозначного и точного линейного прогнозирования событий
и явлений.
Появление постмодернистской познавательной
парадигмы стало сильнейшим потрясением для всей современной культуры, но
особенно значительные перемены происходят сегодня в науке, которая до сих пор
претендовала на ведущее место в культуре и развитии человеческой цивилизации;
Поэтому, как считает большинство ученых-науковедов, современная наука сегодня
находится в состоянии кризиса, разрешением которого должна стать новая
глобальная революция в науке, начинающаяся сейчас и затрагивающая все сферы
науки - естествознание, обществознание и гуманитарные науки. В результате этой
глобальной научной революции должна будет появиться постнеклассическая наука, которая
будет олицетворять весь двадцать первый век. Она будет обладать следующими
чертами:
1. Осознание своего места в общей системе
человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает
выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в
мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, является частью
его культуры, важно и нужно для человека, выполняет свои собственные задачи, но
имеет свои границы применимости, которые должно осознавать и не переходить.
Именно это и должна сделать постнеклассическая наука – осознать пределы своей
эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой
деятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признать
возможность и результативность нерациональных способов освоения
действительности.
2. Модернистская наука ставила своей целью
создание картины мира, полученной на основе максимально концептуального
единства, порядка, систематичности, непротиворечивости, тотальности,
незыблемости. Постмодернистская наука больше интересуется образом самой себя
как своеобразной социокультурной реальности, включает в свой предмет человека,
допуская элементы субъективности в объективно истинном знании. Это современная
тенденция гуманизации науки, причем полученный образ не является застывшим,
окончательным, он ориентирован на непрерывное обновление и открыт инновациям.
3. Модернистское естествознание и наука
представляют собой монологические формы знания: интеллект созерцает вещь и
высказывается о ней. В постмодернизме наблюдатель осознает себя частью
исследуемого мира, активно взаимодействующей с наблюдаемым объектом, а это уже
диалог с объектом познания.
4. В основе постмодерна лежит идея
глобального эволюционизма всеединой, нелинейной, самоизменяющейся,
самоорганизующейся, саморегулирующейся системы, в недрах которой возникают и
исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до биосферы и
более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности
оказывать обратное воздействие, вариантности развития мира. Этот мир исполнен
бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной
связью.
5. Важной чертой постнеклассической науки
должна будет стать комплексность, то есть стирание граней и перегородок между
традиционно обособленными естественными, общественными, гуманитарными и техническими
науками, интенсификация междисциплинарных исследований, невозможность
разрешения научных проблем без привлечения данных других наук.
6. Модернистское знание было предпосылкой
подготовки субъекта познания и предпосылкой практической производственной
деятельности. Сегодня знание есть предпосылка производства и воспроизводства человека
как субъекта исторического процесса, то есть личности.
Эти установки находят свое воплощение и в
культурологии. В результате распространяются представления, что многочисленные
культурологические теории, школы и направления, которые были популярны и
казались исчерпывающими в свое время, являются не более чем частными случаями в
более широком познавательном контексте. Стало очевидно, что все имеющиеся
теории не являются прямыми слепками реальности, а лишь ее моделями, отражающими
какую-то одну сторону действительности. Отсюда возникают сомнения в надежности
методов получения и обработки информации.
По мнению многочисленных исследователей,
постмодернизм максимально соответствует условиям демократического общества,
отличающегося плюрализмом в самых разнообразных сферах бытия, требующего признания
ценности человека в его данности, самом факте его эмпирического существования.