К.ф.н. Денисова Ю.Н.
ЗАО «Кинотеатр СПАРТАК», Воронеж
Синергетический подход
к пониманию социальной деятельности на примере рекламы
Рекламу
можно рассматривать не только как средство реализации интересов
рекламодателей, средство выстраивания отношений между производителем рекламы
и ее потребителем, средство воздействия на людей, но и как:
1.вид бизнеса -
с точки зрения экономики;
2.регулятор социальных отношений между людьми - с точки зрения социальной психологии.
Реклама поддерживает и развивает
двусторонние связи между фирмами, общественными организациями, лидерами
государства и народом, а рекламируемая вещь не просто приобщает человека к
процессу потребления, но обеспечивает включенность его в социальный процесс;
3.один из видов активности людей, общение и
взаимодействие - с точки зрения социальной философии. Суть рекламой
идеи – демонстрация социального действия и взаимодействия. В широком смысле это особый вид человеческой
практики, без которой люди не смогли бы создать не только современное
производство, но и культуру, так как реклама апеллирует не только к ценностям
потребления (что заложено в самой природе человека), но и оказывает влияние на
содержание и направленность ценностных ориентиров.
Для нашего времени характерным стало
проникновение рекламы не только в экономику, но и в различные сферы жизни,
начиная от выборных и политических кампаний, до содействия в решении социальных
проблем. Реклама входит в сферу общественных связей и отношений, выступая в
качестве специфической формы жизни и деятельности самого общества, когда и
рекламодатели и рекламополучатели являются его элементами. Реклама может
рассматриваться в этом случае как
объективно обусловленная и социально фиксированная сфера человеческой деятельности, приложения сил, относительно
самостоятельная форма социальной деятельности, пронизывающая собой все виды
человеческой деятельности и представляющая на современном этапе развития
общества необходимый элемент его функционирования.
Переход
от индустриального общества к информационному
остро поставил проблему значимости
результатов человеческой деятельности в контексте социального действия и его
продукта, когда процессы интеграции и дезинтеграции, тесно переплетаясь, меняют
характеристики и самого действия и его оценки общественным мнением.
Информационное общество предъявляет к людям требования замены старых образов
действительности на новые, которые бы давали возможность быть более
компетентными в своей деятельности, в создании
продуктов новой экономики и прогрессивных технологий. Процессы,
происходящие в обществе, касаются они культуры или экономики, перешли в открытое неравновесное состояние, для которого характерны иная
логика существования, иные закономерности развития. Применительно к социальной
жизни такое состояние можно определить как фазовый переход от техногенной
цивилизации к информационному обществу, когда приходится долго жить в условиях
динамического хаоса. Принципы роста, развития и самоорганизации сложных
динамических систем, включая и социальные, позволяют судить о том, что все
новое в мире возникает в критических условиях, в периоды неустойчивости.
Причинами хаотических эффектов являются: наличие порогов (феномены накопленной
агрессии, усталости и пр.); инертность в
возникновении и прекращении поведенческих, эмоциональных и прочих реакций;
неоднородность социальных и психологических структур; неоднородность
воздействия (ни одна сила, ни в физическом, ни в социальном мире не
воздействует идеально точечно или идеально равномерно); амбивалентность
воздействия, когда прямо противоположные воздействия могут вызывать сходные реакции; иерархия (мотивов, личностных
структур, социальная иерархическая лестница); одновременное существование
разнонаправленных сил – конвергенции, сохраняющей и поддерживающей целостность, единую идеологию, и дивергенции,
ведущей к ослаблению центральных связей. Взаимодействие между ними
порождает как элементы порядка, так и
элементы беспорядка [1]. В эти периоды нарушается единственность решения,
увеличивается альтернативность параметров, возникает бесконечное множество
бифуркаций. Именно в точке бифуркации
случайность может серьезно повлиять на судьбу общества. Такое состояние
неустойчивости оказывает двойственное влияние на человека и общество в целом. С
одной стороны – растерянность перед быстро меняющимся временем, невозможность
удовлетворять возрастающие потребности, а
с другой - происходит накопление опыта, вырабатываются новые концепции,
понятия, традиции, которые затем входят в общий контекст культуры. Некоторые ученые называют синергетику - философией надежды, дающей возможность найти
конструктивные решения в преодолении кризисов. Если какие-то задачи, говорят
они, можно посчитать с помощью компьютера,
то наиболее важной становится проблема понять явление. По мнению М.С. Кагана, вырабатываемый
синергетикой метод познания «открывает перспективы научного осмысления истории
человечества». Так, например, будущее, выступив в роли аттрактора, сделало
перспективным лишь один из трех возможных путей самоорганизации и развития
цивилизации. А именно путь, которым
двигались жители греческих
полисов, избравшие
системообразующим фактором недоступное животным великое «изобретение»
человечества - ремесло, функцией которого было радикальное повышение
производительности труда в ходе присвоения растительных и животных даров
природы» в отличие от скотоводов-кочевников и земледельцев, унаследовавших
от животных предков охоту и
собирательство. И в настоящее время, утверждает М.С. Каган, сила аттрактора
научно-технической цивилизации, преодолевая все преграды, продолжает пролагать
путь, который основывается на авторитете новаторства, на личностно
выразительном и личностно ответственном творчестве, на раскрытии перед
человеком неограниченных возможностей
творческой деятельности [2]. Это значит, что основания деятельности,
познания и оценки трансформируются чаще, чем это было в прошлом, появляется
существенная необходимость в новых способах понимания мира и человека, в новых системах ценностей, то есть
«согласно синергетическим принципам, социетальная система, оказавшись в режиме
бифуркации, может быть выведена из него на основе новых базисных структур,
ценностей и норм поведения» [3]. А
это, в свою очередь, требует новых идей, новых
методов, новых видов и форм социальной деятельности, с помощью которых
общество, социальные институты, власть могут обеспечить
стабильность общества.
Одной из
таких форм социальной деятельности является, в частности, реклама, эмоциональная насыщенность которой позволяет
быстро включать человека и само общество в систему социальных отношений и связей. Растущий технологический потенциал
делает социальную систему более независимой от внешних колебаний, но более
чувствительной к внутренним колебаниям,
а именно - к состояниям
массового и индивидуального сознания.
Мы привыкли считать основой бытия порядок, стабильность, равновесность,
но это еще не значит, что мир действительно стабилен, равновесен, линеен. Это
скорее психологическая установка, нежели отражение реальности. В
постиндустриальном обществе возрастает роль иррационального, неустойчивого,
неосознанного в человеческом поведении. И только благодаря саморегулирующим возможностям культуры сохраняется
безопасность самой социальной системы, а их взаимодополнительное влияние друг на друга создает упорядоченный,
наполненный смыслом мир бытия человека. Синергетика стремится пересмотреть
онтологию бытия, определить будущее состояние, к которому направляется система
в процессе эволюции. Реклама может помочь моделировать и предсказывать развитие
культуры как сложной системы, выбирая из спектра возможных путей развития
аттракторные направления, попадающие в
резонанс с эволюционной стратегией. Разрушая сложившиеся стереотипы, социальные институты, идеологии, реклама
создает возможности для появления новых идей, новых социальных институтов,
новых представлений о мире, заставляет мыслить по-другому. Ее задачей, так же
как и задачей синергетики,
становится научить человека жить в состоянии неопределенности,
нестабильности, показав ему, что образовавшиеся возможности можно конструктивно использовать для решения
тех или иных проблем в социальной области. Так, например, некоторые
исследователи полагают, что в текущем моменте есть уникальная особенность - впервые со
времен 30-60-х годов прошлого века у страны появился шанс на объединение мечты
и реальности. Именно сейчас, можно не просто сформировать образ будущего и
успеха, «но и объединить его с мегапроектом, который позволит убрать кризис на
задворки нашего рацио», а выход из страшной сказки, в которой мы уже живем,
возможен через «превращение лягушки в царевну и дурака в молодца. Страны
неудачников в Город Солнца» [4]. Если рекламная
деятельность будет развиваться в соответствии с провозглашаемыми принципами,
ценностями, целями, то она станет значимой и важной составляющей целого
комплекса отношений складывающихся в обществе, формирующей
общественные ценности и мнения на изменение правил общения между людьми.
Литература:
1.
Митина О.В. Идеи
нелинейных динамических систем и деятельностный подход // Психология в вузе.- 2003. -№ 1-2.-С.203-214.
2.
Каган М.С. Синергетика и
культурология / М.С. Каган // Синергетика и методы науки. - СПб.,
1998.-С.201-219.
3.
Ельчанинов М.С. Российская трансформация с
точки зрения социальной синергетики /
М.С. Ельчанинов // Социологические
исследования.- 2003.- № 8.-
С. 22,
4.
Данилин Павел. Город
Солнца или столица неудачников // Павел
Данилин /http://www.vz.ru/columns/2009/2/5/253097.html