Формирование
имиджа БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В процессе
обучения
в
колледже
В последнее
время все чаще в научных публикациях и
в педагогической практике поднимаются вопросы имиджа учителя. По данным Е.
Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя имидж
занимает второе место с точки зрения детей.
В определенной мере это —
своеобразная дань моде.
Действительно, в конце XX столетия имидж в России стал предметом как общественного внимания,
так и научного анализа. Появились
популярные публикации зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов,
парикмахеров. В середине 90-х годов
Е.В. Гришуниной, Ф.А. Кузиным, Е.И. Манякиной, Л.М. Митиной, В.Д. Поповым,
Р.Ф. Ромашкиной, Б. Г. Ушиковым, И.А. Федоровым, В.М. Шепелем и др. были предприняты первые серьезные
отечественные разработки по имиджированию.
В профессиональной сфере сформировалась новая специальность - имиджмейкер.
Тем не
менее, единого подхода к определению понятия «имидж» пока нет. Приведем
некоторые из существующих определений.
Имидж – это:
Ø
набор
смыслов и значений, при помощи которых люди описывают, запоминают и формируют
свое отношение к объекту;
Ø
набор
представлений, идей и впечатлений индивида о том или ином объекте, в
значительной степени определяющих установки потребителя и его действия по отношению
к объекту;
Ø
визуальный
образ объекта, который оказывает эмоциональное воздействие на людей;
Ø
сложившийся
в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный
образ кого-либо или чего-либо;
Ø
виртуальный
набор оценочных характеристик, существующий в сознании людей относительно определенного
объекта;
Ø
рыночный
образ компании, продукта, бизнесмена, политика в том виде, в каком его воспринимает
конечный потребитель;
Ø
согласованность
всех элементов визуальной коммуникации компании, передающая публике основную
идею о компании и создающая благоприятный отклик, увеличивающий степень доверия
клиентов и партнеров к компании;
Ø
это
наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной
действительности; как результат обработки информации; как свернутый текст; как
коммуникативная единица, посредством которой можно работать с массовым сознанием.
Чаще всего понятие «имидж» представляется
как сложившийся в массовом сознании и
имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или
чего-либо. Оно применяется: к человеку (персональный имидж), организации
(корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля),
профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника учебного заведения) и
даже к вещам (мерседес - не просто машина!).
В обыденном
понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах:
как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани
образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид (встречают-то, всё-таки по одёжке), а
оцениваем репутацию! Иначе говоря, имидж - это образ, включающий внутренние и
внешние характеристики.
Какое
отношение это имеет к учителю? Существует ли специфический имидж учителя? Нужно
и можно ли формировать имидж учителя в период обучения студентов в
педагогическом учебном заведении? Каким образом это возможно осуществлять? Эти вопросы
поставил перед собой коллектив
Избербашского педагогического колледжа.
Отвечая на
первые два вопроса, мы обратились к
работам психологов. Так, Л.М. Митина
утвердительно отвечает на них. Она подчеркивает, что учителя определяют в
непрофессиональной среде очень быстро (у него на лбу написано — учитель!).
Причину подобного она видит в том, что большинство педагогов загоняют свою индивидуальность,
самобытность в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил
(учитель не может проявлять обычных человеческих чувств и эмоций; для учителя
не существует моды и пр.). Между тем, в современном, потерявшем многие былые
ориентиры российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и
необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Этот посыл стал едва ли не самым частым во время обсуждения
проекта нового законодательства Российской Федерации об образовании. Безусловно,
не требует никаких дополнительных доказательств, что требуется государственная
поддержка педагога. Но только ли экономический фактор определяет имидж учителя
и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами
учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на
этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь
общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в
общественном сознании типичных особенностей ее представителей. Соответственно,
уже в период обучения студент должен думать над тем, каков его имидж как учителя
и работать над ним.
Нужно
отметить, что отношение к имиджу у самих преподавателей колледжа разное. С
одной стороны, негативно относятся к нему преимущественно представители
старшего поколения, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете
внутреннего содержания над внешним и считают, что главное - быть, а не
казаться. Обсуждение проблем имиджа они
воспринимают весьма
настороженно. Сказываются и некоторые
региональные национальные традиции
восприятия облика учителя в Дагестане.
Для Республики Дагестан характерны ряд специфических (природных,
демографических, исторических и экономических особенностей), которые налагают
определенный отпечаток на ее политико-экономическое и культурно-социальное
развитие, на требования к школе и
учителю. Дагестан никогда не был
социально однозначным, этнически однородным, монокультурным,
моноконфессиональным, одноязычным регионом. Он характеризуется разнообразием
уклада жизни населения горной, предгорной и равнинной частей, чрезвычайным
многообразием народов, многочисленностью неурбанизированных аулов. Образование
— это некий ингредиент стихии менталитета народа: часть общей культуры,
выражение языка, культурных и религиозных традиций, отражение специфики
физико-географической среды. Поэтому универсальные ценности образования не
могут восприниматься вне этой стихии, как вполне автономные. Совершенно
очевидно, что и учитель в этих условиях будет находиться в довольно жестких
имиджевых рамках. Не следует забывать и тот факт, что имидж есть у каждого
педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Причем процесс
построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных
особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний,
национальности и других факторов.
Имидж
учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать
следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные,
коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного
учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи.
Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о
чисто профессиональных качествах педагога.
В структуре имиджа
профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и
внутренний компоненты.
Внешняя
составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры,
походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или
нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать
взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Процессуальная
составляющая имиджа конкретизируется такими формами общения, как
профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый
учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и
целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его
экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя
составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и
интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким
образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты:
индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности
профессиональной деятельности и поведения. Совершенно очевидно, что такое
понимание имиджа учителя весьма далеко от популистских советов о длине юбки,
цвете галстука или выборе украшений и косметики. Это тупиковый и бесперспективный
подход. Без общей стратегии не имеет смысла ни один из данных советов, ведь
заботясь о красоте учителя, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая
косметика не поможет.
Признавая
важность каждой из названных составляющих, в рамках данной статьи
остановимся лишь на коммуникативном
компоненте имиджа учителя, который формируется у студентов в период обучения в
колледже.
Мы априори
принимаем тот факт, что общество, порождая требования к профессиональному
имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение
неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям,
доброжелательность, искренность, умение общаться. Влюбленный в детей и
увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели
поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным
потребностям. Имидж такого педагога безупречен, - считает В.М. Шепель.
Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж хорошего учителя в восприятии
учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как
миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный,
сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
Коммуникативный
имидж объединяет вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако
если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально
воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания. Отдельный
компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую
нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или
малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом — жест, в
третьем — костюм учителя. Поэтому мы
исходим из того, что студентов необходимо учить рефлексивному анализу как своей
речи, так и внешнего вида в различных учебных ситуациях. Рефлексивный анализ
должен стать основой для целенаправленной деятельности студента по
саморазвитию. При этом мы не призываем
студентов к некритическому следованию образцу (идеальной модели),
несовместимому с их конкретным индивидуально-психологическим складом.
На практических занятиях по психологии, педагогике, методике преподавания преподаватели колледжа учат студентов
реализовывать функцию самоподачи в педагогическом общении. Будущим учителям
показывают на конкретных примерах как важно сформировать первое впечатление о
себе. Тем более, что практика показывает, почти половина студентов и
выпускников испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с
учениками. Между тем, феномен первого впечатления во многих случаях определяет
дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об
учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности, -
отмечал А.А. Бодалев.
В.А.
Кан-Калик подчеркивал, что учитель должен тщательно готовиться к
первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. От успешности начальной
стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего
процесса коммуникации. Особое значение
этот совет ученого приобретает в
контексте уже названных особенностей
Дагестана. Готовясь к уроку,
студенту рекомендуется изучить
особенности национального и религиозного менталитета учащихся
конкретного класса, традиции общения. Исходя из этого, и продумывать детали
внешнего вида, одежды, обращений к учащимся.
На занятиях
по изобразительному искусству студентам
было предложено выполнить
творческое задание: основываясь на анализе личности и педагогической
деятельности российских и дагестанских педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинский, С. И. Габиев, А. А. Тахо-Годи и др.), рассмотрев
их внешность и характер, составить некий алгоритм «хорошего учителя».
Студенты
пришли к удивительному выводу. Все эти люди
внешне очень разные. Но у них
есть сходство. Совпадения начинаются,
когда будущие учителя обратились к
такой составляющей личности, как способность, талант. Все эти педагоги были
хорошими или даже выдающимися публицистами, литераторами, ораторами. Они были прекрасно образованы, увлекались
искусством, способны или талантливы в какой-то области искусства (живопись,
музыка, театр). Совпадение обнаружилось и в профессиональной направленности
этих великих педагогов. Их
объединяла учительская этика.
Защита этих
творческих проектов была своеобразным уроком не только для студентов, но и для
преподавателей колледжа.
Определенное
внимание в колледже уделяется проведению тренингов, дискуссий. Например, студентам предлагается обсудить,
почему иногда бывает, что все элементы
имиджа у учителя «на месте», но он все равно «не работает» на педагога.
Совместно участники дискуссии приходят
к выводу, что в этом случае может не хватать самого важного аспекта личного успеха – привлекательности в глазах
окружающих. Проводится тест «Любят ли вас люди?» (А. Н. Сизанов
Психологические игры. - Минск, 1995).
Общий вывод, к которому приходят студенты на занятии — привлекательные
люди: часто и охотно улыбаются; обладают чувством юмора; естественно себя ведут; веселы;
часто и охотно говорят комплименты;
знакомы с этикетом и следуют ему;
уверены в себе; умеют посмеяться
над собой; быстро вызывают человека на
разговор о нем самом; осознают свои
ограниченные возможности то, что у них нет ответов на все вопросы; дружелюбны, с ними легко общаться. Таким
образом, совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им
нравиться.
Несомненно,
что формирование имиджа учителя как составляющей его педагогического мастерства обусловлено определенными природными
задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и
т.д. Тем не менее, мы уверены в том, что значительную роль играют приобретенные качества. Ещё А.С.
Макаренко говорил, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.
Имидж
учителя по своему внутреннему
содержанию, с нашей точки зрения, можно
рассматривать как гибкий профессионализм. Гибкий, потому, что, хотим мы этого
или нет, в современных условиях педагогу нужно удовлетворять запросы довольно
большого числа "заказчиков".
В связи с этим имидж не может быть тотально привлекательным. Он
привлекателен для какой-то конкретной группы людей, определенной целевой аудитории.
Позитивный имидж может иметь только высококвалифицированный учитель. А
таким может стать каждый, кто хочет
работать над собой.
Литература
1.Кан-Калик
В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. - М., 1990.
2.Почепцов
Г.Г. Имиджелогия. Рефл-бук, Ваклер, 2004
3.Самоукина
Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. Дуна: Феникс, 2000.
4.Шепель
В.М. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.