Гареева Г.Н.
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ ЭКОЛОГИИ
В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ
Республика Башкортостан,
г.Уфа
Экологическая
культура народа, формирующая восприятие мира человеком с точки зрения национального менталитета, проблемы духовной
экологии в башкирской прозе в 70-х г.г. вышли на первый план, как и в произведениях Л.Леонова «Русский лес»,
В.Астафьева «Последний поклон», «Царь-рыба», Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», Ч.Айтматова «Белый пароход» и др. Проблемы, связанные со способностью
вооруженного научными достижениями современника правильно оценить природные богатства в период технической цивилизации, что показывает его гражданские, человеческие качества,
социальные и общественные устремления, эстетический вкус, степень созревания
как личности, национальное лицо, в повестях
И.Гиззатуллина «Сад влюбленных», М.Буракаевой «Родник», «Колыбель», Б.Рафикова «В горах снег рано ложится»,
З.Ахметьяновой «Заморозки», Н.Гаитбаева
«Буран», в романе «Гонка» освещаются в
сурово реалистических красках, с публицистической остротой. В них во главу угла
ставятся проблемы сохранения духовных ценностей, бережного отношения к окружающему миру, что приобретает сегодня
значение глобального масштаба, основаны на философской концепции единства
человека и природы. Писатели с глубокой озабоченностью, с гражданских позиций
раскрывают причины возникновения трагедий, невосполнимых утрат в жизни народа.
Эти повести на новом материале продолжили
традиции романов 60-х г.г., в центре повествования которых были образ
человека от земли, хлебопашца, проблемы сельского хозяйства. Отношение таких
героев, как Байтурин, Моргунов, Марат, Булат, Гульсина к окружающей среде,
природе, к понятиям «совесть», «духовность», является главным критерием в
раскрытии их нравственности.
Художественное
решение злободневной проблемы «Человек и природа» в дальнейший период стало
более емким, весомым в социально-психологическом, нравственно-содержательном
аспектах. Превращение в общественно-социальную проблему хищнического отношения
к богатствам родной земли, духовной деформации современников приводит к
возникновению острого конфликта в романах Н.Мусина «Вечный лес» (2-я книга),
«Последняя борть» (1995), Р.Султангареева «Земля, на которой мы живем» (1988).
В них многопланово показывается
взаимосвязь природного и человеческого мира, раскрываются драматические
коллизии в этих взаимоотношениях, показывается разрушение природного мира как
следствие издержек цивилизации. Различные средства художественного анализа:
психологические детали, внутренние монологи, приемы, пластически передающие
размышления, переживания героев во всей полноте, тонкости, сопровождающиеся
авторскими комментариями – служат аналитическому освещению динамики духовной жизни, характера, жизнедеятельности
Тулькусурина, Ахметшина, Яубасарова, Бикбаева, Карамыша, Султангужи, Расуля.
Таким образом, в этих произведениях наблюдается процесс обогащения
нравственно-философским содержанием художественного отображения конфликта между
человеком и природой.
Данное
идейно-художественное направление в башкирской прозе, связанное с актуальными
проблемами времени, с изображением положительной или пагубной для окружающего
мира деятельности современников, в 90-е
г.г. наполнялось освещением громких политических событий, получивших широкий
общественно-социальный резонанс, с явно выраженным критическим пафосом, в
принципах сурового реализма. Если в предыдущие периоды частичный отказ от соцреализма
и от его главных принципов отражения действительности проявлялся лишь в
отдельных произведениях и в творчестве отдельных писателей, то в последние
десятилетия ХХ в. в башкирской прозе – в романах Д.Булякова «Жизнь одна», «Взорванный ад», в повести
Х.Тапакова «Выборы» – наблюдается полный отказ от приукрашивания жизни, идеализации героев,
ведется интенсивный поиск смысла жизни, критериев добра и зла, поднимаются
вопросы норм социального и нравственного поведения, духовных ценностей, тем
самым проявляются черты неореализма, поднимающего назревшие острые социальные
и этические проблемы, связанные с
положением дел в обществе и государстве в целом. В них вопросы отношения человека к земле, природе поднимаются до уровня
общечеловеческих проблем. Граждански активным героям Аргынбаеву, Курмантаеву,
Рахимьяну свойственны интенсивная
работа сознания, обостренное чувство справедливости, нравственно-философский
поиск путей выхода из кризисного состояния общества.
Таким образом,
на фоне смены общественно-экономических формаций в 90-х г.г. в психологии отдельной личности и целого народа
произошли большие изменения, изменились взгляды на мир, на общество, на свое
место в жизни, что привело к изменению пафоса,
пересмотру концепций в литературе. Наполнились новым содержанием
принципы художественного отображения действительности, метод соцреализма
уступил место неореализму (суровому реализму, «реализму без берегов»). Писатели
стали чаще обращаться к публицистике, активнее использовать популярный в 60-х
г.г. жанр общественно-публицистического романа. Р.Султангареев, Д.Буляков,
Н.Мусин в своих романах философски обобщали смысл бытия, мироустройства,
чувство патриотизма, гражданские устремления, духовные потребности героев
изображались в тесном переплетении с философскими обобщениями, психологическому
анализу подвергалось мощное
воздействие на героя духа эпохи.