Филологические науки/2. Риторика и стилистика

К.ф.н. Романенко В.А.

Тираспольский государственный университет, Приднестровье

Блокираторная функция индексально-метонимического знакообраза

Концетрация внимания получателя на внешней, материально-формальной стороне знака, на зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных впечатлениях, блокирует перспективу выхода на осмысление факта, предмета, события, процесса и т.п. Эффект подобной акцентуации иллюстрирует, например, искусство фокусника-иллюзиониста, суггестивно отвлекающего внимание зрителя с существенного на несущественное. Блокирующая роль вещи-знака приравнивает его к точке, о которой П.А. Флоренский писал: «Блестящий шарик гипнотизёра с отражающейся в нем светлой точкой; всевозможные приспособления, имеющие задачей воспитать самопроизвольную концентрацию внимания; большие и малые точки, ставимые в афишах, рекламах, публикациях; мушка как предмет косметики, зерно четок и бусы счетов и т.п. имеют психологической функцией сосредоточить и удержать собою сосредоточенным внимание» (Цит. по Почепцов, 1998, 211). Блокирующая вариация метонимии и есть некая гипнотизирующая точка образа, текста, ситуации,  нарративного дискурса.

Переставая обслуживать непосредственное взаимодействие между субъектами коммуникации, денотат блокирует коммуникативный процесс. Деталь или целостный предмет, с помощью которого осуществлялся пространственно-временной контакт, становится напоминанием об актанте, изолированном на данный момент. Из-за отсутствия второго члена дискурсивной пары (элемента ситуации) его ответная реакция или рефлексия становится невозможной. Метоним осознается здесь как атрибут, консеквент «подразумеваемого» (Цв.Тодоров), когда вместо двух простых высказываний есть одно (Тодоров, 2001, 374). В литературе блокиратор используется для приостановки сюжетного развития, при этом на него обычно приходится сильный эмоционально-смысловой акцент. Блокиратор, как правило, находится в сильных текстовых позициях – заключительном или инициальном (при композиционной инверсии) фрагменте.

Блокирующая вариация референтной метонимии, к примеру, в тврчестве А.А. Ахматовой является  знаком чьего-либо отсутствия:

Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко…

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

 

Круг от лампы желтый…

Шорохам внимаю,

Отчего ушел ты?

Я не понимаю…

 «Хлыстик и перчатка» - атрибуты возлюбленного, оставшиеся после его ухода. Блокираторы приостанавливают время, отображенное в сюжете стихотворения, «укрупняют кадр», заостряют внимание на психологических деталях ситуации.

Временная инверсия, когда блокиратор отсылает не в прошлое, а в будущее, представлена в стихотворении «Новогодняя баллада». В первой строфе отсутствие героя индексировано знаком-денотатом «пустой прибор»:

И месяц, скучая в облачной мгле,

Бросил в горницу тусклый взор.

Там шесть приборов стоят на столе,

И один только пуст прибор. (…)

 

Но третий, не знавший ничего,

Когда он покинул свет,

Мыслям моим в ответ

Промолвил: «Мы выпить должны за того,

Кого еще с нами нет».

В поэтическом мире А.А. Ахматовой, где все перевернуто, а «зазеркалье» оказывается реальнее самой реальности, смерть живее жизни, прошлое также может перцептуально опережать будущее – и вот умершие в прошлом ожидают в будущем того, кому предназначен пустой прибор.

В строчках из стихотворения В.С. Высоцкого

Друг, оставь покурить! – а в ответ – тишина

словообраз «тишина» указывает на незамещенность позиции адресата – не вернувшегося из боя друга.

В стихотворении поэта «Звезды» метонимия-блокиратор звезда замещает позицию нерожденного сына в паре «отец-сын»:

Я бы звезду эту сыну отдал,

Просто – на память…

В небе висит, пропадает звезда –

Некуда падать.

Во фрагменте из стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке»

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать.

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

образ дрожания воды имплицирует гибель щенков и замыкает нарративную линию стихотворения.

Блокиратор нередко принимает вид объектов малого формата – фотография, альбом, миниатюра и т.п. При этом выстраивается последовательность образов: образ-медиатор или перформатор – образ-блокиратор – образ-шифтер. В последнем звене актуализируется способность метонимического образа вызывать воспоминания, отсылать к протоситуации, предтексту, прообразу.

Например, таким шифтером-стимулом в стихотворении А.А. Жарова «Заветный камень» является денотат кусочек гранита:

Когда покидал я родимый утес,

С собою кусочек гранита унес

Затем, чтоб вдали от крымской земли

О ней мы забыть не могли.

Характерным примером блокиратора-шифтера является стихотворение Ч. Байрона «В альбом» (перевод М.Ю. Лермонтова):

В альбом

Как одинокая гробница

Вниманье путника зовет,

Так эта бледная страница

Пусть милый взор твой привлечет.

И если через много лет

Прочтешь ты, как мечтал поэт,

И вспомнишь, как тебя любил он,

То думай, что его уж нет,

Что сердце здесь похоронил он.

Итак, если метонимический знакообраз обращен к прошлому опыту индивида, возбуждая те или иные реакции, он рассматривается нами как шифтер.

 

Литература:

1. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. - М.: «Лабиринт», 1998. – 336 с.

2. Тодоров Цв. Семиотика литературы // Семиотика: Антология под ред. Ю.С. Степанова. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект: Деловая книга, 2001. - С. 371-375