Никонова Н.Е.

Томский государственный университет

 

Забытые поэты и классики русской словесности:

об авторах «Собрания стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году»

(под ред. В.А. Жуковского, в 2-х ч., М., 1814)

Статья подготовлена при поддержке РГНФ  (проект № 11-04-00022а)

Вопрос о явлении классической словесности, о критериях, по которым что-то и кто-то «остается», а что-то теряется в тумане десятилетий, давно и серьезно поставлен филологами, но до настоящего времени не получил однозначного ответа. Думается, механизмы внутрикультурной памяти сходны с механизмами рецепции и межкультурного взаимодействия. Однако, очевидно только одно – необходимость возвращать в поле культурной памяти выброшенные, но репрезентативные факты. Одним из таких забытых фактов является двухтомное издание, предпринятое В.А. Жуковским в память о победе над Наполеоном «Собрания стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году» (М., 1814).

Жуковский собрал в своем проекте более сотни авторов и более полутораста стихотворений, объединив их национально-патриотической темой победы над французами. Жанровый состав обеих частей соответствует идее редактора и определяется  всего несколькими разновидностями стихотворного мастерства. Главным образом, в «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году» входят оды (); песни (); обращения или посвящения героям антинаполеоновских войн (), а также молитвы и т.п. (). Чаще всего творения поэтов согласно классицистическим законам содержат жанровые дефиниции в названиях. Всего под одной обложкой оказываются более десятка стихотворений с заглавием, начинающимся с определения «Ода»; тридцать «Песен»; несколько «Чувствований» () и «Надписей» (). Общее лиро-эпическое настроение сборника базируется на национально-фольклорных и религиозных мотивах; сюжетах воспевания (прославления подвигов) и поминовения погибших в сражениях.

При этом только малая доля сочинителей стихотворений (полковники А.В. Аргамаков (1776 – 1833) и Ф.Н. Глинка (1787 – 1880); статский советник Д.П. Глебов (1789 – 1843); А.Н. Марин (1790 – 1873); генерал-лейтенант А.А. Писарев (1780 – 1848); племянник Суворова генерал А.И. Горчаков (1779 – 1855) и некоторые другие) были действительными участниками военных событий, в остальном, авторский коллектив, собранный Жуковским, состоял из столичных литераторов-дворян, не имевших прямого отношения к сражениям с французами. Наряду с будущими классиками – Державиным, Карамзиным, самим Жуковским, А.С. Пушкиным – печатались неизвестные и анонимные поэты. Так, к примеру, в памятное «Собрание» вошли только три текста Державина, два стихотворения Жуковского и одно произведение Карамзина. Вместе с тем в него были включены по четыре-пять стихотворений таких практически забытых сегодня по сравнению со своими именитыми современниками поэтов как Д.П. Глебов (1789 – 1843), Н.Д. Иванчин-Писарев (1790 – 1849), его однофамилец генерал-лейтенант А.А. Писарев (1780 – 1848); теоретик стиха Н.Ф. Остолопов (1782 – 1833).

Сбор материалов для «незабвенного» издания был поставлен на широкую ногу, и одним из самых важных критериев выступал характер текста. Некоторые стихотворения сборника перепечатывались и в качестве подписи имеют ссылку на источник («Из Вестн.Евр.»; «Из Р.В.»; «Р. Вестник»; «Из Сына Отеч.»). Самым популярным источником (одиннадцать стихотворений), по вполне понятным причинам, выступил национально-патриотический журнал «Русский Вестник», организованный в 1808 г. вопреки франкофилии и издававшийся С.Н. Глинкой, поместившим тут же в «Собрании» Жуковского несколько собственных произведений. Целая группа текстов сборника имеют в качестве подписи указание на место их написания («С. Черная Слобода», «Село Загорье», «Село Старорусино»; «Молога», «С.-Петербург»). Топоним, в данном случае, подчеркивает всеохватность событий 1812 г., памятных в равной степени для столицы и для русских сел и деревень.

Однако, большинство авторов, будучи образованными дворянами, находились в культурном мэйнстриме начала века и, естественно, были ориентированы на достижения европейской словесности, искусства и науки. Десятки ярких личностей-участников проекта Жуковского-редактора совмещали собственное творчество с активной и успешной переводческой деятельностью, и не только с французского. Их крупные переводы были хорошо известны современникам. Так, Ф.Ф Кокошкин (1773 – 1838) переводил пьесы для постановки в московских театрах;  Н.Ф. Грамматин (Грамотин) (1786 – 1827) составил 1-й том «Нового английско-российского словаря» (М., 1808); Н.И. Язвицкий (р. 1782 – дата смерти неизв.) переводил с немецкого и состоял учителем российского языка у императрицы Елизаветы Алексеевны; С.Н. Глинка (1776 – 1847) перевёл «Юнговы ночи» (М., 1806); А.П. Бунина (1808 – 1829) в 1808 г. выпустила изложение труда Бате и перевела первую песнь трактата Буало «Поэтическое искусство» и т.д.

На фоне общего культурного и политического европоцентризма начала века тем более значимым для русской словесности представляется патриотическое «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году», выпущенное только что ушедшим с поста редактора «Вестника Европы» Жуковским (издавался им в 1808 – 1811 гг.). Исследуемый сборник, действительно, является результатом продуктивной журналистско-издательской деятельности романтика конца 1800-х гг. Большинство из объединенных им в памятном двухтомнике авторов – это известные издатели, сотрудники журналов, самые талантливые журналисты-современники. Так, А.Е. Измайлов (1779 – 1831) в 1809 – 1810 годах издавал журнал «Цветник», в 1812 – газету «Санкт-Петербургский вестник», в 1814 г. был издателем «Вестника Европы»; Н.И. Ильин (1777 – 1823) издавал (1809) журнал «Друг детей»; М.И. Невзоров (1762 – 1827) издавал почти им одним составлявшийся журнал: «Друг юношества» (с 1807 по 1815 г.); Н.Ф. Остолопов (1782 – 1833) в 1806 издавал журнал «Любитель словесности»; П.И. Шаликов (1767 – 1852) с 1813 по 1836 гг. был редактором газеты «Московские ведомости», а также издателем журналов «Московский зритель» (1806) и «Аглая» (1808 – 1812). Имена всех подписавшихся авторов обеих частей «Собрания» были известны искушенному читателю-современнику по журнальным публикациям в известных периодических изданиях разного толка. Их художественные и публицистические тексты, как и научные статьи с легкостью находятся в «Приятном и полезном», «Сыне Отечества», «Дамском журнале», «Санкт-Петербургском Вестнике», «Московском Зрителе», «Амфионе», «Друге просвещения» и «Новостях русской литературы».

Те же авторские персоналии составляли основу столичной литературной салонно-кружковой жизни. Бунина, Горчаков являлись представителями «Беседы любителей русского слова»; Востоков еще в 1801 г. вступил в «Общество любителей изящного», которое вскоре было переименовано в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»; членами этого же кружка и, соответственно, единомышленниками были  А.Е. Измайлов, Н.Ф. Остолопов, Грамматин. Кокошкин часто устраивал у себя литературные вечера, посещаемые для московского «Общества любителей российской словесности».

Таким образом, круг авторов стихотворений, отобранных для сборника Жуковского, составили в основном образованные, знатные дворяне, литераторы молодого и старшего поколений, определившие культурный облик новой России в постнаполеоновское время. С другой стороны, авторский коллектив «Собрания» представляет своего рода срез этой эпохи и основную национально-патриотическую идею, объединившую родовитых дворян (в сборнике опубликованы стихи князя Д.П. Горчакова, князей Н.М. Кутушева (1777 – 1825) и С.А. Ширинского-Шихматова (1783-1837)) и рядовых россиян (к примеру, одна из подписей гласит: «Калужский житель»).

Знаменательный коммуникативный повод, положенный в основу поэтического сборника под редакцией Жуковского, объединил приверженцев различных литературных стилей и направлений. Консервативные сторонники канонического классицизма Кокошкин и Бунина; Н.П. Николев (1758 – 1815) и автор «Словаря древней и новой поэзии» Н.Ф. Остолопов; классик жанра Державин и др. соседствуют с представителями русского сентиментализма карамзинского типа Бланком, Глебовым, Измайловым, В.М. Колосовым (1782 – 1857),  В.А. Лёвшиным (1746 – 1826) и зарождающегося чувствительного романтизма.

Показательно то, что многие тексты «Собрания стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году» (под ред. В.А. Жуковского, в 2-х ч., М., 1814) подписаны криптонимами или совсем не имеют подписей. И если под под инициалами «С.Г.», «З.П.», «Г.», «А.В.» можно с большой уверенностью предположить соответственно С. Глинку, П. Замыслова, Н. Грамматина, А. Волкову, то атрибуция анонимных текстов учитывая стилистическую ровность и жанровую однородность сборника, является достаточно сложной исследовательской задачей.

Очевидной задачей Жуковского-редактора было составить своего рода поэтическую летопись главных торжественных и траурных дат войны России с Наполеоном. Поэтому двухтомник «Собрания стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году» (М., 1814) представляет собой настоящий литературный памятник эпохи, дневник военных событий и, безусловно, входит в круг проектов, которые нуждаются в переиздании.