Карташева Н.А.

 «Романизация»  сюжета в любовной лирике

Н.А. Некрасова 1850-1860-х гг.

Любовные стихотворения Некрасова представляют собою одно из замечательных достижений русской лирики XIX века[1]. Изображение жизни сердца Некрасовым-поэтом основывалось не столько на лично пережитом, не столько на восприятии и трансформации литературной традиции, сколько было результа­том осмысления, верного понимания того, что могло быть у мно­гих[2].

Федор Достоевский писал в «Дневнике писателя» за 1877: «...это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незакрывавшаяся рана эта и была началом и источником всей его поэзии, всей страстной до муче­ния любви этого человека ко всему, что страдает от насилия...»[3].

Поэт с невиданной до него откровенностью изображает и радость и муки любви, ее поэзию и   «прозу»[4]. 

 «Прозе в любви» с ее постоянными размолв­ками и ссорами, с ее взаимным мучительством, с ее нечастыми радостями и суждено было занять значительное место в любов­ной лирике Некрасова, что естественно и закономерно, ибо одной из характернейших особенностей его творческого метода являлось стремление изображать ту часть правды жизни, которая опреде­ляется понятием «проза жизни»», — подводил в свое время  итоги многолетним  наблюдениям один из ста­рейших некрасоведов В. Е. Евгеньев-Максимов[5].

Вся противоречивость чувств, сложность и глубина отношений между мужчиной и женщиной выразилась в некрасовском “лирическом романе”, посвященном А. Я. Панаевой, красота которой, “ее умное кокетство не могли не произвести на Некрасова сильного впечатления, и зародившееся чувство вскоре перешло в безнадежную страсть”[6].

                         <...> Неразрешимой тайной

Я мучился и плакал и страдал.

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом...

Всему конец! Своим единым словом

Душе моей ты возвратила вновь

           И прежний мир, и прежнюю любовь <...>[7]

Эти стихи, навеянные отношениями с Панаевой, образуют как бы единый лирический дневник, запе­чатлевший все оттенки чувств поэта или, лучше сказать, лириче­ского героя. Сила этих стихов — в реалистической конкретности переживания, в стремлении правдиво и точно передать сложный процесс душевной жизни, отталкиваясь от традиционной ханже­ской морали. Отсюда — напряженный драматизм этой бурной ли­рической исповеди, свежесть и выразительность поэтической речи, свободное использование богатых возможностей прозаизирован­ного стиха[8]. Существенно новым была именно прозаиза­ция — полное смещение главной установки стиховой речи — прин­ципиальная возможность вхождения в нее любых чужих голосов[9].

Особенности «панаевского» цикла — непосредствен­ность, даже резкость выражения чувства, подчеркнутая откры­тость признаний, мольба о прощении; и за всем этим — ощуще­ние подлинности любовной драмы, в основе которой — вера в силу чувства,  уважение  к человеческому достоинству женщины[10].

Мы не найдем “зачина” “любовного романа” в “панаевском” цикле Н. А. Некрасова: цикл строится как дискретный процесс “поединка роко­вого”, “поединка равных”, по глубокому и точному определению Н. Н. Скатова. История любви распадается на “фрагменты”: ситуация до “по­единка”, “поединок”, после очередного “поединка”:

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый насмешливый ум <...> (т. 1, с. 96)

Да, наша жизнь текла мятежно,                                                                                   Полна тревог, полна утрат,

Расстаться было неизбежно <...> (т. 1, с. 103)

По точному утверждению Н. Н. Скатова, поэт «со своим тяготением к полифонизму» оказался готов «к соз­данию в интимной лирике не традиционно одного, а двух характеров, из кото­рых женский оказывался чуть ли не главным”[11].

Г. А. Гуковский в своей известной ста­тье “Некрасов и Тютчев” указал на наличие в любовном цикле такой типологиче­ской черты, как устремленность к “драматизации, переживание любовного чув­ства как неотвратимой драмы”[12].

Б. О. Корман отмечает, что “в лирике Некрасова дано социальное объ­яснение биографии и характеров героев. И это обусловливает содержание сцен”[13].  Н. Н. Скатов, безусловно, прав в споре с Б. О. Корманом, отказыва­ясь объяснять любовную драму героев некрасовского любовного цикла внеш­ними, “социальными” обстоятельствами: “<...> внимательный взгляд на стихи “панаевского” цикла, начиная со стихотворения 1847 г. “Если мучимый стра­стью мятежной...” до “Прости” (1856), не обнаружит ни одного намека на “со­циальное объяснение биографии и характеров героев”[14].

“Социальное”, конечно, присутствует в некрасовском цикле: в драматическом противостоянии любящих всему остальному обществу, миру, в “соци­альных” комплексах некрасовского героя и т.д. И все же “социальное”, по вер­ному замечанию Н. П. Сысоевой, “составляет <…> в разных соотно­шениях лишь одно из проявлений этого несовершенного, жестокого, “прозаи­ческого” мира и века, прозаизирующих отношения людей, вступающих в раз­лад с поэзией их сердец”[15].

Герой и героиня были поставлены в амбивалентную, психологическую ситуацию. И сама амбивалентность любовного “романа” порождалась прежде всего мощной прозаизацией жизни, любви и драматическим противостоянием этому объективному процессу самой метафи­зической, иррациональной сущности любви. Даже глубокое взаимное чувство, обоюдное стремление любящих к растворению своего “я” в новом единстве “мы” не мо­жет предотвратить бурную разрушительную вспышку индивидуализма, эгоцентризма, “особности”, отчуждения, которая фатально сопровождает влюбленность, по традиции слывущую моментом наивысшей гармонии человеческих душ.

Н. А. Некрасов в своем “лирическом романе” дал своеобразную формулу, которую охотно приняли при разговоре о его лирике,- “проза любви”. Но было бы неверно рассматривать “прозу любви” некрасовских стихотворений только как сферу ссор и дрязг. Некрасов вступал здесь в необычайно богатую и сложную область противоречивых человеческих чувств и отношений, в бесконечно более психологически сложную и высокую область постижения челове­ческого духа. У него и “проза в любви” переживается как непременное условие достижения полноты счастья в любви:

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья... (1, т. 1, с. 110)

Циклическая структура, используемая в интимной поэзии, открывала недоступное ей прежде: новое многостороннее восприятие женщины как личности. Именно женщина с ее особым влиянием на бытие России, являясь, по выражению Г. Д. Гачева, “субъектом русской жизни”[16], раскрыла ду­шевный надрыв современного человека, остро ощущающего распад привычных связей, начавшуюся перестройку казавшихся незыблемыми бытовых и соци­альных форм жизни русского общества.

Лирическая героиня Некрасова выписана более, чем облада­тельница определенного характера: она — личность, знающая вол­нения, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым, умеющая сама найти выход из горест­ных обстоятельств («Еду ли ночью по улице темной...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Я посе­тил твое кладбище...»)[17].

С точки зрения Н. Н. Скатова, “Некрасов не просто создает характер ге­роини в лирическом цикле, что уже само по себе ново, но и создает новый ха­рактер, в развитии, в разных, неожиданных даже, проявлениях его, самоотвер­женный и жестокий, любящий и ревнивый”[18]. “Я не люблю иронии твоей...” - уже в одной этой первой фразе вступления есть характеры двух людей и бесконечная сложность их отношений:

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной! (т. 1, с. 107)

Но не только столкновение двух совершенно отличных друг от друга личностных миров делает “неизбежной” развязку стремительно развивающего­ся “любовного романа”, финал предначертан и определен самой сложностью, противоречивостью человеческой натуры, совмещающей в себе доброе и злое, темное и светлое, любовь и ненависть:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны... (т. 1, с. 107)

Утверждая, что у Некрасова в стихах цикла выступает не одна героиня, исследователь Б. О. Корман писал “<...> героини так несхожи, а обстоятельст­ва, в которых они действуют, так похожи, что основное различие между стихотворениями мы вынуждены приписать своеобразию двух женских характеров, изображенных в них”[19]. Возражая ученому, Н. Н. Скатов в своей статье “Некрасов и Тютчев” приводит следующие аргументы: “Здесь сказывается представление о характере, как он сложился в рамках русского реализма до Достоевского, когда характер оставался верным себе, когда можно было зара­нее предсказать, как поведет себя такой-то характер в таких-то условиях. Про­изведения Некрасова уже не подчиняются этой логике. В них характер остается верным себе лишь в неверности. Таков характер героини “панаевского” цикла. Он испытывается в разных ситуациях совсем не для того, чтобы доказать вер­ность себе. Однако он, вместе с тем един, не разложен только на имманентные психологические состояния”[20].

Глубокие наблюдения Л. А. Розановой в работе “О творчестве Н. А. Некрасова” существенны для понимания динамики чувств и переживаний героев в лирическом цикле. “Любовные лирические романы” Некрасова и Тют­чева активно участвовали в процессе этико-эстетического познания и самопознания, отстаивали в условиях “прозаического века” вневременные ценности человеческого бытия: любовь, красоту, добро, милосердие. “Очень важно, что диалектика чувства, диалектика души выражены в реалистическом по строю произведении. Произошло это раньше, нежели появились автобиографические повести Л. Н. Толстого...”[21]. Но не менее важно и другое: “<...> изображение диалектики чувства в рассматриваемом нами тексте идет бок о бок с открытием диалектики жизни”[22]:

                                   Я вспомнил все... одним воспоминаньем,

                              Одним прошедшим я живу –

                                И то, что в нем казалось нам страданьем, -

                                     И то теперь я счастием зову... (т. 1, с. 103)

При таком понимании, глубоком осознании изменчивости форм бытия
человек, естественно, хочет обнаружить в нем надежные, незыблемые ценности. И одной из них становится любовь, творящая, возводящая свои вершины:
                                   
Счастливый день! Его я отмечаю

                          В семье обыкновенных дней;

                           С него я жизнь мою считаю,

                          Я праздную его в душе моей! (т. 1, с. 103)

Значительна последняя строфа стихотворения: в ней за женщиной признается право на свободу чувства, на самостоятельное решение собственной судьбы. Но в той же строфе авторская мысль снова обращается к признанию диалектики жизни и чувства:

Скажи! я должен знать...

 Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки!.. (т. 1, с. 103)

Таким образом, своеобразие лирики Некрасова заключается в том, что в ней как бы разрушается лирическая замкнутость, преодолевается лирический эгоцентризм. И любовные стихи Некрасова открыты для героини, для неё. Она входит в стихотворение со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира.

Н. Н. Скатов в своей работе «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Некрасова» обратил наше внимание на многоточия: «Ими заканчиваются почти все произведения некрасовской интимной лирики. Это указание на фрагментарность, на неисчерпанность ситуации, на неразрешенность ее, своеобразное «продолжение следует»[23].

Целый ряд сквозных примет объединяет стихи “лирического романа” в единства: такова доминанта мятежности. “Если, мучимый страстью мятежной...” переходит в “Да, наша жизнь текла мятежно...”: то, что раньше вызыва­ло “злое чувство”, “поднимало бурю в груди”, пробуждало “гнев правдивый”, теперь переживается как “первое движение страсти”, “долгая борьба с самим собою”, воспоминание о светлой любви, полноте человеческого счастья.

Кроме указанной доминанты мятежности, целый ряд сквозных примет объединяет стихи в единства. К некоему неразрывному единству сводят стихи вступления “Тяжелый год - сломил меня недуг...” и “Тяжелый крест достался ей на долю...”, стихотворение “Прости” соотносимо с “Прощанием”. Все эти стихи следуют как бы корректирующими парами, которые поддерживают «сюжет» лирического романа.

Интимная лирика Некрасова раскрывает внутреннюю, психологическую сложность и противоречивость чувства поэта. Это прежде всего глубокое переживание одновременно и радости и страданий любви.

Любовь-борьба, любовь-поединок, в которой немыслима радость без страдания, определяет характер и лирический строй всей любовной лирики поэта, ее напряженный внутренний спор, ее интонационную патетику[24].

«Исключительное своеобразие любовных стихотворений Некрасова в том, что никто другой не говорил так охотно о прозе в любви, как Некрасов. На отношения между мужчиной и женщиной он смотрел, не поэтизируя их, и в любви мало видел идеального», - писал И. Н. Розанов[25].

Итак, попытки некрасовского героя преодолеть “нецельность рефлексирующего сознания” (И. Непомнящий) безуспешны. “Сюжет” “любовного ро­мана” достиг своего финала, своей трагической развязки. Но разлука двух лю­бящих людей не разрешила той сложной амбивалентной психологической си­туации, в которую были поставлены герои. “Роковой поединок”, любовь-борьба, напряженный диалог-спор не завершены; противоречия непреодолимы, как непреодолима и жажда веры в любовь как основу основ мироздания.

“Лирический роман” Н. А. Некрасова необычайно глубоко отразили нараставшее ощущение кризисности современного жизнеустройства, глубокие изменения в сфере самосознания личности, реакцию мысля­щего человека на ускорившийся процесс демократизации русского общества. И любовь в “панаевском”  цикле Некрасова высту­пает в ином качестве, она уже не может служить нравственной “нормой”, какой, например, выступает любовь в стихотворениях А. С. Пушкина “Я вас любил: любовь еще, быть может...”, “Нет, нет, не дол­жен я, не смею, не могу...” и др. В любовной лирике Пушкиным преодолена эгоистическая природа любви. Высокая красота всепрощающего и беззаветного чувства предстает в его поэзии как величайшая моральная ценность, нравственный эталон. От этого эгоцентрического чувства, желания самоутверждения в сфере любви никогда окончательно не мог освободиться лирический герой “панаевского”  цикла. Ему не было дано достичь той свобо­ды духа, той самоотверженности в любви, которые проявились в лирике Пуш­кина.

В “любовном романе” Н.А. Некрасова  ощутимо нарастают интенции сурового и безжалостного саморазоблачения, глубокого сознания своей вины перед любимой женщиной, которая органично несла в себе, храни­ла, отстаивала, защищала метафизическую, созидательную, истинную сущность любви. Лирический герой проникается сознанием абсолютной ценности любви и красоты, женского подвига самоотречения. Лирика Некрасова активно подключалась к формировавшемуся именно в это время “мифу” о русской женщине как созидательной и спасительной силе в русском мире, который подвергался в условиях прагматического, прозаического века опасным деформациям (И. А. Ильин, В. С. Соловьев, В. В. Розанов, Н. О. Лосский, Г. Д. Гачев, В. Шубарт).

Растущее самосознание личности в условиях “прозаического века” приобретало черты крайне болезненного процесса, вызывавшего рефлексию, недо­верие к миру и людям, сомнение в истинности своих чувств и целесообразности человеческого бытия в целом. Это смятение духа, остро переживаемое чувство своего “сиротства”, богооставленности, беззащитности перед неведомыми и неподвластными человеку высшими силами нашли свое выражение в лирике Некрасова в образе “силы роковой”. Однако при всем своем глубоком внутреннем драматизме любовная лирика Некрасова, отразив новую фазу саморазвития современной личности, открывала перед ней новые духовные горизонты, побуждала ее к более активному нравственному самостроению.



[1] Цит. по: Ямпольский И. Г. Середина века. Очерки о русской поэзии 1840 – 1870 гг. – Л.: Художественная литература, 1974. – С. 58.

[2] Цит. по: Розанова Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова. – М.: Просвещение, 1988. – С. 17.

[3] Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30-и т. Т. 26. – Л.: Наука, 1984. – С. 112.

[4] Цит. по: Прокшин В. Г. «Где же ты, тайна довольства народного?..» - М.: Наука, 1990. -  С. 39.

[5] Евгеньев-Максимов В. Е. Творческий путь Н. А. Некрасова. – М.-Л., 1953. – С. 68.

[6] Розанов И. Н. Н. А. Некрасов. Жизнь и судьба. – Петроград: Колос, 1924. – С. 59.

[7] Некрасов Н. А. Собрание сочинений: В 8 т / Под ред. К. И. Чуковского. – М.: Художественная литература, 1965. – Т. 1. – С. 105. Далее ссылки на это собрание сочинений даются в тексте в скобках с указанием тома и страницы.

[8] Там же. – С. 346.

[9] Цит. по: Чудаков А. Слово и предмет в стихе Некрасова // Чудаков А. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. – М.: Современный писатель, 1992. -  С. 63-64.

[10] Цит. по: Жданов В. В. Н. А. Некрасов // История русской литературы: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Ф. Я. Прийма, Н. И. Пруцков. – Л.: Наука, 1982. -  С. 344.

[11] Скатов Н. Н. Некрасов. – М.: Молодая гвардия, 1994. – С. 240.

[12] Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев// Н. А. Некрасов и русская литература 1821-1971: Сб. статей/ Под ред. Н. В. Осьмакова и др. – М.: Наука, 1971. – С. 241.

[13] Корман Б. О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1978. – С. 300.

[14] Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев. – С. 241.

[15] Сысоева Н. П. Русская поэзия середины XIX века (Н. А. Некрасов): материал к спецкурсу. – Оренбург: ОГПУ, 2001. – С. 25.

[16] Рябов О. В. Миф о русской женщине в отечественной и западной историософии // Филологические науки. – 2000. - № 3. – С. 28.

[17] Цит. по: Розанова Л. А. Указ. соч. -  С. 24.

[18] Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев. – С. 242.

[19] Корман Б. О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1978. – С. 304.

[20] Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев. – С. 243.

[21] Розанова Л. А. Указ. соч. – С. 26.

[22] Там же. – С. 27..

[23] Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова. – М.: Просвещение, 1985. – С. 22 -23.

[24] Цит. по: Степанов Н. Л. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. – М.: художественная литература, 1971. – С. 155.

[25] Розанов И. Н. Указ. соч. – С.63.