Анализ функционального развития культуры
И.А. Недугова
Культура возникает как пре-мет-ность. Человеку онтологически
необходимы границы, структурирующие бытие. Культура есть предметно определённая
сознанием иерархия уровней от вещи к знаку, от знака к символу и, наконец,
непредельному знаку. Перепутывание, подмена одного предметного уровня другим
вызывает иллюзорность сознания. Проблема, которая будет рассмотрена в данной
статье - это ситуация растяжения
культурной системы, приводящая к феномену рассеивания предметной структуры
бытия человека.
Условием существования системы является
наличие противоречивых на первый взгляд процессов колебания от стабильности к
нестабильности. Формы структурирования системы с позиции синергетики
определяться как «динамика и статика» (О. Конт), «циклы бифуркации» (П.
Сорокин), «созидающие и разрушающие начала» (И. Пригожин). Неравновесный
уровневый подход рассматривает не только колебательные изменения, но и
соотношение формы и содержания системы, функциональную нагрузку элементов
системы и детерминантные процессы в системе.
Любая культура предметноопределена.
Предметность культуры и является основание формирования ее функциональной
стороны. Наделение функциональной нагрузкой в культуре обладает только
сознание. Диалектический процесс опредмечивания – распредмечивания сознанием
бытия предстает как возникновение потребности в раз-мет-ке бытия и
идентификация с пред-метным. С иной
позиции этот процесс предстает как триада: от предметной потребности и
предметного производства к предметному потреблению.
Предметная иерархия включает в себя: вещи,
знаки, символы и непредельные знаки. Человек – центральное звено в цепи
основных форм бытия (М.С. Коган)[1]. Способ его существования – продуктивная
деятельность. «Именно…человеческая деятельность, взятая в целом, в полноте
своих конкретных видов и форм порождает
культуру, выливается в культуру, сама становится культурной и делает
человека из биологического существа существом
культурным, тем самым определяя и структуру его потребностей и структуру
его способностей»[1, 152]. Процесс опредмечивания-распредмечивания - это процесс выстраивания и считывания предметных
уровней бытия человека. Процесс опредмечивания в свою очередь это формирование
структуры пред-мет-ности. В ходе
опредмечивания возникает акт объективации (Платон), «орудийности» (М.
Хайдеггер), выстраивание «безотносительного не» (Г. Гегель).
Отличительной чертой функциональных
изменений является длительный период накопления изменений, а формирование новых
форм. Любой жизненный факт может быть воспринят как факт культуры, если увидеть
в нем знак, отражающий определенные представления о мире и месте в нем
человека.
Если под культурой понимают все способы и
результаты человеческой деятельности, тогда изучение ее функционирования – это
исследование тех же способов и результатов. Культура есть опредмечивание и
распредмечивание.
Распредмечивание есть учитывание пре-мет-ных уровней воспринимаемых во
взаимосвязи друг с другом. Пред-мет-ность
изначально задана, она есть «конечная форма» (М.К. Мамардашвили).
Но сама система предметноопределнной
культуры подвижна. Если некоторые формы духовного производства только отражают
изменения в сознании и как следствие в культуре, то другие активно вмешиваются
в процесс опредмечивания. Иерархия предметных уровней то сжимается, то
распыляется следуя за движением системы культуры.
По сути, процесс пред-мет-ности «скрывает» саму культуру. Ее
нельзя воспринять как целостное она всегда распадается на различные группы
пред-метов. А.Л. Халлоуэл отмечал эту
особенность культуры: «культуры в буквальном смысле никогда не встречались и
никогда не встретятся. Имеется в виду, что встречаются люди, и в результате
процесса социального взаимодействия, аккультурации могут происходить изменения
в образе жизни одного или обоих народов. Динамическим центром процесса
взаимодействия являются индивиды» [2, 175].
Э. Сепир считает, что культуру «в реальной
жизни нельзя отделить от единства идей и чувств, которые создают индивида»,
т.е. культуру нельзя отделить от индивида[3, 33].
Культура не существует сама по себе без
сознания. Проблема культурных изменений представляется не как существование
культурной системы, а как процесс сознательного производства.
Изменения, предполагающие наполнение
феноменов культуры функциональной нагрузкой могут тем самым быть определены как
функциональное развитие. Однако феномены культуры могут изменять свою
функциональную нагрузку.
Вместе с изменениями в культуре меняется и
наполненность пред-мет-ов культуры.
Вещи в советском обществе меняли в том случае, когда они выходили из строя и
теряли свои утилитарные свойства, т. е. когда происходил их физический износ. В
современной культуре появилось представление об одноразовых вещах.
Библиографический список
1. Каган М.С. Человеческая
деятельность. - М., 2009. -452
с.
2. Handbook of Method in Cultural Anthropology. Ed. by Naroll R., Cohen R. - N.Y., 1973. - 322 p.
3. Сепир
Э. Избранные труды по языкознанию
и культурологи. – М.: Прогресс,
1993. – 654 с.
4.
Пригожин И. Философия нестабильности / И. Пригожин. // Вопросы философии. - 1991, - № 6, С. 46-52.
5.
Гегель
Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук. / Собрание соч. в 6т. – М.: Мысль,
1977. Т. 3: Философия духа. – 472 с.
6. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса.
// Вопросы философии. - 1968,- №6, - С.14-25.
7. Хайдеггер М. Вещь /
Перевод: В.В. Бибихина. – 1993. – 656с.
8. Платон. Диалоги /
Платон. Сочинения в 4 х.т. – М., 1986. – 607с.