Философия /
2. Социальная философия
К. филос. н. Полежаев Д.В.
Волгоградская государственная академия повышения
квалификации
и переподготовки работников образования, Россия
К вопросу об актуальности
исследования
ментальных феноменов
Актуальность исследования
ментальных феноменов – индивидуально-личностного и социального
планов – контекстуальна социальным событиям, явлениям, фактам, законам и
закономерностям социальной жизни. Она имеет политическую, культурную,
психологическую, лингвистическую и др. «окраску».
Философское осмысление
социальных феноменов предполагает поиск некоторых методологически значимых
теоретических обобщений. Изменения в социальной жизни определяют динамику
психического склада индивида, социальной группы, общества в целом. Вместе с тем,
социально-философский аспект имеет преимущество в плане практической
ориентации исследования.
Исследования
российского менталитета, давая общую картину социально-психологического
состояния и интеллектуальных устоев жизнедеятельности народа, актуализируют
ментальное осмысление национально-этнического плана: национальностей, малых
народов и народностей России, ментальных установок (и связанных с ними
социальных особенностей) местных сообществ – на уровне
национально-региональном.
Менталитет – это
нечто относительно всеобщее. Рассматриваемый через призму философских категорий
«общего», «особенного» и «единичного», он позволяет говорить о «ситуациях
отличия» на уровне социально-групповом и индивидуально-личностном. В
современном обществе возрастает значение исторических традиций, ценностей,
установок русского народа. Актуальность исследования проблемы русского
менталитета обусловлена целой совокупностью причин, важнейшей среди которых
является потребность понять специфику истории русского народа, особенности
современного российского общества, перспективы его динамики. Сложные
социальные, этнополитические процессы, происходящие сегодня в России,
приковывают общественное внимание и внимание ученых к сложным проблемам,
связанным с самосознанием русского народа. Поэтому проблема единства и
многообразия человеческого в человеке вызывает как теоретический, так и
практический интерес.
Социально-философское
осмысление комплекса проблем современного российского общества
(социально-экономических и политических достижений, неудач и перспектив
развития) предполагает глубокое исследование проблемы менталитета русского
народа. Необходимость этого определяется и потребностями самой философии.
Деятельность людей детерминируется социально-экономическими и культурными связями,
особенностями психического склада и другими факторами, в основе которых лежат
ментальные феномены.
Без четкого знания структуры и особенностей менталитета
направленная модернизация общества и государства не представляется возможной,
поскольку кардинальные реформы – это всегда фундаментальные изменения
основ жизни народа, связанные с его ценностными ориентациями, сложившимися
убеждениями и стереотипами. Ментальные особенности, проявляясь в индивидуальной
психике и поведении людей как некие «константы», формируют базу идентичности
человека в условиях определенного исторического времени.
Процессы интеграции и глобализации затрагивают сегодня
все сферы жизнедеятельности общества. Человечество вступает в качественно новое
состояние со сложными многообразными противоречиями, связанными с интенсивным
развитием экономических, политических, духовных взаимодействий. Знание природы
менталитета – насущная потребность и условие успеха в адаптационных
усилиях общества.
Проблема русского менталитета привлекает внимание
исследователей различных областей науки: психологов, политологов, социологов,
культурологов, педагогов – и на чисто эмпирическом, и на теоретическом
уровне. Проблема менталитета оказывается и в центре внимания философского
дискурса: необходимо отделение закономерного и сущностного от случайного и
«урезанного» понимания феномена. В методологическом отношении
социально-философский подход имеет принципиальное значение, ибо он позволяет
вычленить базисные основания и особенности менталитета и тем самым придать
дефинициям и возможным пояснениям соответствующую теоретическую нагрузку.
Слово «менталитет» до сего дня звучит в русской речи
как иностранный термин, а количество опытов эмпирического, феноменального
описания менталитета весьма обширно. Актуализация исследований ментальных
феноменов заслуживает положительной оценки; но подчас совершенно размывается
внутреннее содержание понятия и, таким образом, отодвигается искомое –
сущностные основания, структурные составляющие и законы «жизнедеятельности».
Бесконечное «производство» определений менталитета, то есть чисто суммативное
собирание некоторых характеристик, не объединенное общей ментальной теорией, и
возникающие при этом разноуровневые содержательные дихотомии создают иллюзию
разнообразия и богатства толкования проблемы, которая, на наш взгляд,
сдерживает действительно философское исследование.
Менталитет народа
формируется под воздействием особенных факторов, прежде всего исторических.
Русский менталитет не является исключением. Он имеет свои отличительные
особенности, которые становятся наиболее заметными в соотношении с ментальными
установками других народов. Исследование особенных черт русской нации
актуализируется в свете происходящего в последние годы разноуровневого
социально-культурного сближения России с объединенным европейским сообществом.
В последние годы
глубокому анализу подвергается русская религиозно-философская традиция в
контексте изучения устойчивых ценностей и ориентиров российского общества.
Основным в этом поиске является более точное определение содержательной
нагрузки понятия «менталитет», задающего смысловое поле проблемной
напряженности. Исследование менталитета как устойчивой в длительном
историческом протяжении системы внутренних глубинно-психических социально-культурных
установок общества может быть естественно вплетено в общий проблемный узел
современной философии. Осмысление глубочайших и широких пластов русской истории
и русского сознания, духовного склада и образа мышления русского народа стало
важным направлением развития отечественной философской мысли сегодня.
Рассматривая структуру менталитета в двух своеобразных
уровневых «ипостасях», справедливо говорить о «внешнем» и «внутреннем» в его
осуществлении. Ядро менталитета общества – инертный, малоизменчивый блок,
выполняет роль образующую, охранительную и восстановительную. Это глубинный
слой менталитета, «подвижки» в котором теоретически возможны на исторически
весьма протяженных временных промежутках. «Внешнее», «оболочка» менталитета
представляется в виде витального блока, подвижного и реагирующего на
воздействия извне.
Ряд
исследователей утверждают, «что коренные реформы так же вредны обществу, как и
воздействие на любой живой организм того, что не заложено в нем от природы».
Менталитет рассматривается как генетический «код» культуры, менять который
опасно для жизни: каждый народ наделяет особым смыслом свои начинания, свою
культуру, «преграждая» дорогу элементам, которые не соответствуют его глубинной
органичной структуре.
Важнейшим условием
утверждения примата национального в общественной и личной жизни является
реализация национального подхода в образовании. Модернизации, реформы и
«проекты» современного российского образования направлены, в первую очередь, на
сближение уровня и качества образования с европейскими и американскими
системами. Не следует абсолютизировать этот подход как единственно возможный.
Занимать видное место в мире – означает не только учитывать мировую
конъюнктуру, подчинять свои собственные интересы, потребности и характерные
особенности сложившимся в мире, но несвойственным для русского характера,
национальным стереотипам.
Необходим
поиск таких путей для развития российского образования, чтобы, продолжая
развитие в рамках европейского и глобального образовательного процесса, сохранить
свое высокое положение в мире, не растерять его национальных корней, традиций,
ценностей, лежащих в фундаменте российской культуры. Опыт привития на
российскую социальную почву западных норм, принципов деятельности и
социально-психологических ориентаций оказался, по мнению многих, не вполне
успешным, чему не последней причиной стали своеобразные глубинно-психические защитные механизмы российского
общества.
Ментальные основы
национальной идеологии не вызывают сомнений: именно изучение русского менталитета
позволит понять и, возможно, найти русскую национальную идею как основу
единства российского общества и государства. Смысл и способы реализации
общенациональной объединительной идеи России не могут быть безразличными и для
мирового сообщества, поскольку она рассматривается как феномен мирового,
вселенского масштаба. Русская идея, как великая национальная цель, мечта,
идеал, зависит от родовых, глубинно-психических основ и черт национального
характера, специфики исторического развития, религиозной веры народа и др.
Появление национальной
идеи, понятной большинству людей и разделяемой ими, свидетельствует о мощном
национальном самосознании народов, составляющих нацию. Очередное рождение этой
темы происходит в настоящее время. Разрушение привычных ниш социального бытия в
результате «перестроек» и «реформ», «модернизаций» и «проектов» повлекло за
собой массовый «культурный шок», переоценку культурных ценностей, потерю
идентичности.
История
показывает, что «великие» национальные идеи возникают в эпохи кризисов, являясь
средством консолидации нации и попыткой поиска путей выхода из кризиса.
Возрождение общего интереса к русской идее вызвано поисками объединяющей
национальной идеи России, которая смогла бы занять место государственной
идеологии. Правда, почти все ее трактовки оперируют не «сущим», а «должным». Изучение
менталитета может способствовать поиску «сущего» в современной российской
действительности.
Литература:
1. Полежаев, Д.В.
Русский менталитет: опыт социально-философского анализа: дисс. … докт. филос.
наук: (09.00.11): Волгоградский гос. пед. ун-т / Д.В. Полежаев. –
Волгоград, 2011. — 330 с.