Философия. Социальная философия
К. пед. наук Дронов Д.С.
Высшая школа народных искусств
(институт), Россия , Санкт-Петербург
Научные подходы к изучению социодинамики
традиционной прикладной культуры
Традиционная
декоративно-прикладная культура с социологической
точки зрения в русле цели и задач исследования рассматривается как совокупность
знаний, ценностей, норм и образа деятельности и как результат отдельных
индивидов, так и профессиональных сообществ в области производства и
распространения художественных предметов прикладного назначения. Она представляет собой постоянно
трансформирующееся явление, для нее характерны процессы социодинамики, которые
могут изучаться в контексте социологического анализа.
Понятия
«динамика культуры», «социодинамика культуры» довольно широко используются в
современной научной мысли и часто применяются к определению сущности развития и изменения культуры. Термин
«динамика» использовал еще Аристотель, но он не закрепился в последующем
развитии философской мысли, и только
французский социолог О.Конт [5] ввел понятия «социальная статика» и
«социальная динамика» для анализа изменений последовательной смены социальных
явлений, связанных с сохранением целостности общества. Применительно к культуре
в ХIХ веке термин «динамика» еще не использовали, говорили об эволюции или
историческом развитии культуры, имея в виду постепенное, закономерное развитие
общества и культуры. С ХХ века представления об изменениях культуры
расширяются. Под изменениями понимаются любые трансформации в культуре. Представителями
различных научных направлений
используются понятия «культурные изменения», «движение культурных форм» и др.
Важное значение для формирования методологии социокультурных исследований имеют работы М.Вебера [1] и известные работы Т. Парсонса [9].
В
разработке проблемы культурной динамики
значительна роль структурно-функционального подхода, изучающего связи между явлениями культуры,
стройную теорию которого выстроили П. А. Сорокин [10], Н. Я. Данилевский [3] и
др. П.Сорокин справедливо отмечал, что “всякая великая культура есть не просто
конгломерат разнообразных явлений, а есть взаимосвязанное единство составных
частей и в случае изменения одной из них, остальные подвергаются схожей
трансформации». Этим исследователям, в
той или иной степени, присущи как
общие, так и специфичные методы
познания общественной жизни. Применяемая названными учеными методология и
методы указывают на то, что обмен протекает в измеряемом времени и имеет
социальную цикличность.
В
современной науке в связи с возрастанием роли средств массовой
коммуникации особую важность
приобретает рассмотрение принципа
«социальная цикличность», который А. Моль [8]
предпринимает в терминах теории массовых коммуникаций. Отсюда
«атомизация» явлений и процессов культуры - представление их как
функционирование наборов элементарных фактов культуры, или «культурем», и
понимание всякого факта культуры (будь то научное исследование или художественное произведение) как некоторого сообщения или знака. Подобно
всякому сообщению, культурное сообщение имеет свою цикличность: от создателя
сообщения (или, по терминологии автора, «идеи») к микрогруппе (дающей как бы первое «одобрение» этой «идее») и от
нее через средства массовой коммуникации
(радио, телевидение, печать и т. д.)
к его распространению в макрогруппе или обществе в целом.
Огромную
роль в культурогенезе традиционной декоративно -прикладной культуры сегодня играют процессы как интеллектуального, так и
социального, художественного и другого творческого взаимодействия, в результате
которых в ответ на вызовы окружающей
среды в культуре возникают
новации, рассматривающиеся как своеобразные «культурные мутации» [6].
Инновационный процесс моделируется в виде некоторой последовательности культурных явлений, формирующих жизненный цикл инновации и
включает в себя не только процесс возникновения, генезиса, но и непрерывные процессы порождения новых
культурных форм, их интеграцию в уже
существующие социокультурные системы.
В
настоящее время в зарубежной и отечественной науке существует пять основных
направлений, в рамках которых дается объяснение сущности социодинамики
культуры, ее наиболее общих законов развития и особенностей эволюции:
натуралистическое, символическое (знаковое), эволюционное, историческое, и социологическое.
Современная
натуралистическая школа социологии
развивает две противоборствующие концепции натурализма: а) концепцию,
основанную на идее признания физических
или биологических факторов в качестве основных образующих сил в истории и в
развитии общества; б) концепцию, основанную на идее признания социального
природным - так называемой «третьей природой», развившейся из физической
природы и биологической природы, но не сводящейся к ним. Первая концепция
натурализма в социологии сводит социальные феномены к биологическим или
физическим (редукционизм). Вторая концепция, развивает идеи Э.Дюркгейма,
который утверждал соответствие каждого
социального явления определённой потребности общества [4].
Немецкий
философ Э. Кассирер, противопоставляя символическую теорию культуры
натуралистически-позитивистской, продолжает развитие идей И. Канта. В основу
теории положена мысль, что человек живет в символической вселенной: в мире
воображаемых эмоций, в надеждах, страхах, иллюзиях и разочарованиях, фантазиях
и мечтах, поэтому он не может иметь дело с действительностью и его культура
целиком тождественна символам. Ч. X. Кули сформулировал феноменологическую
точку зрения: наше отношение к людям определяется не тем, чем они являются на
самом деле, а тем, чем они являются в нашем представлении о них и эта точка
зрения легла в основу
символического интеракционизма. Идеи Ч. X. Кули о специфике социального
познания получили названия в работах Дж. Г. Мида. Для того чтобы понять
динамику социальной жизни, надо понять
смысл социальных межиндивидуальных
взаимодействий в их символическом значении. Согласно представлениям Дж.
Мида совокупность процессов взаимодействия порождает трансформации в социальных отношениях.
Эволюционный подход к исследованию изменений
черт культуры во времени и пространстве под влиянием внешних и
внутренних факторов применяли Гегель,
Сен-Симон, Конт, Энгельс, Ясперс. При этом
сторонники эволюционной и неоэволюционной школы (Л.Уайт и его последователи) под культурой понимали
основной механизм, посредством которого человеческие сообщества адаптируются к
окружающей среде. Результатом принятия и диффузии процессов является
структурно-функциональное изменение релевантной социальной системы. С точки
зрения как эволюционизма, так и
неоэволюционизма самообновление культуры,
прежде всего, связано с необходимостью в адаптации человеческих обществ
к меняющимся условиям их существования. По мнению современного культуролога
Э.С.Маркаряна, именно адаптация способствует сохранению и развитию общества,
поскольку действует по принципу «обратной связи». Поэтому инновации
рассматривались как своеобразные «культурные мутации», которые возникают в
ответ на «вызовы» окружающей среды». «Если инновации принимаются социальной
системой, то они в той или иной форме стереотипизируются и закрепляются
культурной традицией, подобно тому как прошедшие естественный отбор мутации и
их рекомбинации закрепляются в генетических программах биологических
популяцией» [7]. Именно адаптация способствует сохранению и развитию общества,
поскольку действует по принципу обратной связи. Применительно к пониманию
динамических особенностей создания в обществе культурных ценностей необходимо
различать процесс адаптации и процесс контрадаптации. Адаптация - это приспособление
правил института - субъекта к институциональным факторам среды. Вне адаптации
нет возможности выжить. Контрадаптация представляет собой процесс изменения
институционального окружения, создания новых институциональных факторов,
которые являются стабильными и независимыми от отдельных организаций и также
влияют на культурогенез.
А.Ш.
Викторов в своей диссертации [2] предлагает рассматривать социодинамику
культуры с точки зрения
исторического подхода, используя
диалектическую взаимосвязь основных структурообразующих элементов
системы (социогенеза, ноогенеза и этногенеза), имеющих различное качественное
содержание, но объединенных направленностью того или иного субъекта творчества
на сохранение и развитие традиционных ценностей (ядра культуры). Ядро культуры
- это своеобразный центр традиционных ценностей, образовавшихся в результате
слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития: этнических,
религиозных, социальных, психологических,
которые неоднозначно находят проявление на трех по-разному
взаимосвязанных между собой различных уровнях культуры: высокой (духовная
сфера), народном (повседневная сфера) и материальном (сфера производства). При
этом в своем исследовании он выделяет три категории культурных форм и норм: доминантные,
субдоминантные и маргинальные.Под доминантными культурными формами следует
понимать системы культурных норм, обладающие устойчивостью и воспринимаемые в обществе в качестве
необходимых. Субдоминантные культурные нормы и формы - это внесистемные, в
первую очередь бытовые и именно они
могут быть достаточно консервативными. Маргинальными могут быть
отвергнутые по тем или иным причинам обществом культурные формы, но
сохраняющиеся на периферии культуры - либо в маргинальных группах, или в снятом
виде в определенных слоях культуры. Часто маргинальный характер носят подпольно
сохраняющиеся обычаи национальных меньшинств. Под культурной динамикой следует
понимать, прежде всего, смену доминантных культурных форм, связанных с
воздействием внутренних и внешних источников. Если взаимовлияния и отношения
соседних культур предельно многообразны, поскольку основным механизмом здесь
являются различного рода заимствования от готовых форм или их элементов с
последующим изменением их смыслового значения, то особую сложность составляет
выявление источников изменений и трансформаций внутри самой культуры. Наиболее
предпочтительным видятся точка зрения, согласно которой источником изменения в
культуре является идеал, то есть область предельных целей данного общества.
Изменения в обществе, инициированные сменой идеалов, переворачивают и область
культурных форм, другими словами, существенные изменения в культуре происходят
не снизу вверх, а, наоборот, с верхних уровней культуры к нижним. Также он
приводит доказательства того, что любая общественная система находится в
состоянии социокультурного напряжения между тем, что может существовать
(развиваться) и что не может, причем возможность существования и
несуществования обусловлена социокультурной действительностью (характером
состояния и положением ядра культуры). Наиболее предпочтительным с его точки зрения, источником изменения в
культуре является идеал, то есть область предельных целей данного общества [2].
Поэтому весьма ценно, с исследовательской точки зрения, обнаружить слияние в
одно целое различных доминант в историческом процессе (социальных,
психологических, культурных) в конкретное историческое время, их отражение в
специфических культурно-художественных формах при исследованиях социодинамики
ювелирной культуры, так как такое
понимание ядра культуры позволяет понять сущность культурной интеграции,
которая заключается не только в
трансформации уже существующих систем, но и в возникновении новых культурных и
социальных феноменов, становящихся аттракторами в ходе кризисно-порогового
изменения общества. При этом необходимо различать, что трансформация - это
синоним того, что ранее обозначали как «изменение чего-либо», а «репродукция»
указывает в основном на «изменения внутри чего-либо», поэтому трансформационные
процессы приводят к структурным изменениям социума, а репродукция влечет за
собой функциональные изменения.
Исходя
из вышеизложенного определим и уточним некоторые теоретико-методологические
основания и принципы социокультурного подхода, который предполагает, прежде
всего, комплексное, междисциплинарное изучение: во-первых, общечеловеческих
(общих) закономерностей историко-культурного процесса; во-вторых, национальных
(частных) закономерностей возникновения, становления, развития и особенностей
функционирования традиционной декоративно-прикладной культуры; в-третьих, единичных (уникальных) явлений,
связанных с социально-
психологическими факторами отдельных
личностей. Благодаря синтезу всех имеющихся научных знаний (естественных и
гуманитарных), он направлен на изучение не только историко - кулътурного
прошлого, но и современного состояния традиционной
прикладной культуры.
Благодаря
междисциплинарному научному подходу средством реализации поставленной цели
служат конкретные методы изучения традиционной декоративно-прикладной культуры
из различных наук (социологии, культурологии, истории, этнологии и др.).
Условно их можно разделить на общенаучные, специальные и вспомогательные.
Общенаучные
методы - это всеобщие методы науки, которые направлены на выявление общих
закономерностей социокультурного процесса.
Специальные
методы - это традиционные методы конкретных наук. Отметим среди них основные
методы:
1) синхронный (предусматривает изучение различных
событий и явлений, происходящих одновременно);
2) дихронный (состоит в выделении качественных
изменений в ходе развития изучаемого явления)
3) структурно-функциональный (направлен на выявление
внутренней связи среди элементов изучаемого объекта культуры);
4)сравнительный историко-культурный (отмечает определенную
взаимосвязь повторяющихся событий,
явлений с учетом их возможного взаимодействия);
5)ретроспективный (предусматривает исследование
элементов сохранившихся до наших дней, для реконструкции на их основе явлений,
происходивших в прошлом)
б)актуализации (состоит в использовании полученных
историко-изучаемый знаний для последующей практической деятельности);
7)системный (дает возможность рассматривать изучаемый
объект со всеми его основными чертами как единое целое.
К
вспомогательным методам относятся
своеобразные методы смежных по отношению к социологии и культурологии,
дисциплин, которые имеют узкую специфическую область исследований.
Выбор
тех или иных методов исследования неразрывно связан:
Во-первых, с основными теоретико-методологическими принципами
социокультурного познания. К ним относятся: принцип культурно-исторического
подхода (он означает, что все явления нужно рассматривать в контексте того
времени, когда они происходили) и принцип целостности (он заключается в том,
что изучение любого этапа традиционной прикладной культуры должно включать в
себя без исключения все многообразие фактов, явлений культурогенеза.
Во-вторых, с наиболее важными законами возникновения
функционирования и развития культуры: законом единства и разнообразия культур;
законом преемственности в развитии культуры; законом прерывности и
непрерывности развития культуры и законом взаимодействия и сотрудничества
различных, нередко противоречащих культур.
На
основе вышеизложенного выделим следующие важнейшие характеристики (черты)
социокультурного метода, отражающие логическую последовательность этапов
познания. Первый этап направлен на постановку проблемы и выбор проблем исследования). Второй этап
направлен на сопоставление анализируемых фактов, явлений ювелирной культуры
(традиции, ценности) с другими культурами с точки зрения конкретных
социально- психологических
представлений эпохи. Третий включает рассмотрение динамики историко-культурного
процесса, состоящего из нескольких этапов (периодов) на основе объяснения многообразных
взаимоотношений между тем, как человек-общество традиционную прикладную
культуру. Четвертый этап связан с выделением ведущих парадигм напряжения,
определяющих особенности и характер направленности ее социодинамики. Как показали проведенные исследования, общим в
качестве методологической основы, при использовании социологического подхода к
изучению динамики традиционной
прикладной культуры, является понимание
ее как феномена, функционирующего в обществе в виде совокупного социального
опыта человечества, его знаний, ценностей, норм, социальных образцов и др. Эта
культура выражена в произведениях прикладного искусства, в технологиях
изготовления, традициях потребления, в ценностных ориентациях, в морали отдельных личностей и в законах профессиональных сообществ.
На наш
взгляд, подобное рассмотрение традиционной прикладной культуры в контексте социологического анализа дает
возможность выявить не столько ее развитие традиционной прикладной культуры само по себе как вещь в себе,
сколько движущие ее социальные факторы и различную направленность творческой
деятельности, влияющие на ее социодинамику.
Литература:
1.Вебер
М. Избранные произведения. М., 1990.
С.625-630
2.Викторов
А.Ш. Современная русская культура (Социологический анализ тенденций развития): Дисс.
д. соц. наук. Москва 1999 г. с.38
3.Данилевский
Н. Я. Россия и Европа М.:НЦСО, 1991 C.564
4.Дюркгейм
Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А.Б.Гофмана. М.: Наука, 1990.
5.Конт
О. Дух позитивной философии. СПб., 1910
6.Лиcс
Э. М. Инновация как социокультурный феномен . Дисс.на с. уч. степени д. соц.
наук, 2002.
7.Маркарян
Э.С. Культурная традиция и задача дифференциация её общих и локальных
проявлений II Методологические проблемы этнических культур. Материалы
симпозиума. Ереван, 1978. С.86
8.Моль
А. Социодинамика культуры. М.:ЛКИ, 2008? c.44
9.Парсонс
Т. Общетеоретические проблемы социологии. // Социология сегодня. Проблемы и
перспективы. М., 1965. С.25-67
10.Сорокин
П. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992, с. 82.