Философия/3.История философии

Яценко М.М.

 

Мурманский государственный технический  университет, Россия

 

Бертран Рассел как моральный философ

 

Бертран Рассел (1872-1970) – один из крупнейших философов ХХ века, основоположник философии логического анализа, один из основателей логического позитивизма, гуманист, педагог и активист, лауреат Нобелевской премии по литературе. В своей «философской жизни» Рассел  преуспел в том, что его этические, социальные и политические сочинения имели последовательное отношение с его логикой, метафизикой, эпистемологией и философией языка. Все творчество выдающегося мыслителя современники иногда характеризовали как «универсалистский» подход к проблемам. Следует отметить, что Рассел написал большое количество работ по практической этике – по проблемам прав женщин, брака и морали, войны и мира, хотя и считал, что практическая этика не является ветвью философии как науки, есть лишь проблемы, которые невозможно выделить из философии.

Но хотя Рассел и был известен в науке как моралист, но репутация его как морального философа в более точном смысле этого термина не сложилась. До недавнего времени его вклад в то, что в настоящее время известно как этическая теория - метаэтика (природа и обоснование, если таковые имеются, моральных суждений) и нормативная этика  - были либо неизвестны, либо проигнорированы как неоригинальные.

Что касается этики, то наряду с Муром, он вначале полагал, что моральные факты объективны, но известны человеку только через интуицию. Моральные факты, согласно утверждениям Рассела, это простые свойства объектов, не эквивалентные (например: удовольствие - добро) естественным объектам, которым они часто приписываются (что и создает «натуралистическую ошибку»), а потому и эти простые, неопределимые моральные свойства не могут быть проанализированы, используя неморальные свойства, с которыми они связаны. Рассел согласился со своим  философским героем  Дэвидом Юмом, который полагал, что этические термины имеют дело с субъективными   ценностями, которые не могут быть проверены таким же образом как факты. Вместе с другими доктринами Рассела это повлияло на логических позитивистов, сформулировавших  теорию эмотивизма  (non-cognitivism), которая заявляет, что этические суждения (наряду с суждениями метафизики)  бессмысленны   или, в лучшем случае, не более чем выражение отношений  и предпочтений. Сам Рассел не рассматривал этические суждения так узко как позитивисты, поскольку он полагал, что этические суждения не являются только значащими, но и что они являются жизненными предметами гражданского дискурса.

Среди его сочинений есть достаточно представительный список работ, посвященных этической проблематике: «Очерки из истории германской  социал-демократической рабочей партии» (1896), «Политические Идеалы» (1917), «Дороги к свободе» (1918), «Практика и теория большевизма» (1920), «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923, написанные в сотрудничестве с Дорой Рассел), «Очерки философии» (1927), «Брак и мораль» (1929), «Религия и наука» (1935) и другие, типа крошечного неопубликованного эссе, приблизительно  1922 года, названного «Имеется ли Абсолютное добро?» (1987). Рассел начинает с порицания этики войны, религиозной морали и нравственности, а заканчивает не только эмотивистскими концепциями, но и серьезными онтологическими суждениями о природе этики, которые были высказаны им еще в «Элементах этики» (1910).

Говорить об этике Рассела стало возможным только после выхода работы «Элементы этики» (1910), которая  во многом выражает  оценку морали Мура. Необходимо отметить, что Рассел был пионером двух главных форм этического антиреализма, которые доминировали в ХХ столетии: эмотивизма и, производной от эмотивизма, теории ошибки. В ходе довольно долгой философской карьеры Рассел отстаивал большинство вариантов метаэтики, которые доминировали над спорами в прошлом столетии - натурализм, ненатурализм, эмотивизм и даже, до некоторой степени, субъективизм и релятивизм. И хотя ни одна из его теорий не удалась в полном объеме, они достойны изучения.

  Большинство понятий, с которыми работал Рассел, были навеяны Генри Сиджвиком. Как и Сиджвик Рассел считал этику практической наукой.   Этика, согласно ученому, призвана управлять поведением человека, устанавливая такие принципы действия, которые признавались бы и принимались любым мыслящим человеком, а также снабжали бы человека рациональными критериями, посредством которых тот смог бы разрешать конфликты между принципами действия в конкретных жизненных ситуациях и быть последовательным в своем поведении. Рассел признавал целью высшего блага – стремление к красоте, знанию и счастью. По признанию Рассела:  «цель нравственности заключается в том, чтобы позволить людям причинять страдания без сожаления». (1) 

Метаэтика Рассела была тесно связана с его   программой моральной реформы. Идея ее - защитить ряд гуманных и эгалитарных целей, используя нерациональные методы убеждения, и затем оспорить на основе психологии, социологии, истории и здравого смысла  то, что эти цели будут лучше всего достигнуты, если люди повиновались преобразованному моральному кодексу. Суждения, что это или то являются добром или злом, должны были быть рассмотрены как замаскированные оптативы (optatives – желательные).   «Должное» и «правильное» должны быть прочитаны консеквенциалистски и служить указателями к целям. Так Рассел объединил эмотивистский анализ «добра» и «зла» с консеквенциалистско - релятивистским прочтением «должного» и «правильного».

Рассел соединяет по существу  понятие моральной ценности с желаниями.  Он полагает, что ценность и желание должны быть связаны на «логическом и психологическом основании», ибо «все поведение происходит от желания», поэтому «этические понятия не могут иметь никакого значения, за исключением того, что они оказывают влияние на желание». 

Рассел показывает, что Добро и Зло, в их обычном смысле, являются идеями, которыми каждый, или почти каждый, обладает. Они  формируют в человеке самые простые элементы более сложных идей. Доброта не воспринимается чувствами, как, например, красота, поэтому, делает вывод философ, существует меньше соглашения относительно вещей, которые являются добрыми, чем относительно вещей, которые являются красивыми. Но смысл добра и зла, который необходим в этике, не является   личным;  в этике есть «безличный смысл», т.е.   когда вещь хороша, она хороша сама по себе, независимо от субъективного фактора. 

В оценке поведения мы находим два широко расходящихся метода. Отходя от точки зрения Мура, Рассел полагает, что необходимо объединить теории интуитивизма и прагматизма, чтобы получить полное представление о  правильном и неправильном. Рассел определяет объективно правильные, субъективно - правильные и мудрые поступки.

Рассела увлекла идея, что все ценности одного вида являются, как он предполагал, предметами, основанными на фактах, и затем, будучи, как он полагал далее, предметами эмоций, желаний и склонностей, что «затянуло» его в собственный эмотивизм.  Однако все его доказательства были основаны на «описании моральных фактов», т.е дескриптивистская позиция оказывается доказательством его истинности, соответствия фактам. Поскольку дескриптивное направление включает и натурализм и интуиционизм, то и у Рассела они работают как равные,  моральные суждения эквиваленты по смыслу фактуальным утверждениям, и моральное суждение требует особой познавательной способности – интуиции.   Невольное поведение человека интерпретируется им как сумма побуждений (импульсов), сдерживающих и не сдерживающих желания. Желания и импульсы «исходят от центрального принципа роста, инстинктивной настойчивости», а не от принуждения или воображения. Деятельность человека, согласно Расселу, исходит из трех источников - инстинкта, ума и духа. Жизнь ума – это «жизнь поиска знания», жизнь духа – жизнь неличного чувства и религиозного сознания. Импульсы и желания, по-видимому, являются источником поведения в том смысле, что они являются способом первоначального возбуждения; инстинкт, ум и дух являются источниками в том смысле, что они являются категориями, к которым сводимы все группы поведения. Это последнее разделение и определение категорий тоже является стабильными в системе Рассела.

Рассел дает анализ  психического аппарата, как  единство трех систем, находящихся в постоянном взаимодействии. Мы должны жить в соответствии с принципом реальности человеческих связей,  но счастье  состоит в  удовлетворении нашего собственного желания. Согласно Расселу и его пониманию природы человеческой сущности «мы нуждаемся в этике, чтобы подсказывать себе цели, и в моральных кодексах для закрепления правил действия». Действия с заранее намеченной целью преобладают у современного человека. Поэтому становится важной разница между хорошими и плохими целями и между законными и незаконными средствами достижения этих целей. В современном обществе, согласно философу,  существуют только два института, имеющих решающее значение: Закон и Собственность. «Моральным принципом, регулирующим эти институты, является справедливость, или то, что общественное мнение сочтет за таковую».

Рассел решительно отвергает эгоистическую теорию морали. История говорит нам, что этические верования имели два разных источника, одно политическое, другое заинтересованное личным, религиозным и моральным осуждением:  без гражданской этики сообщества погибают; без личной этики их выживание не имеет никакой ценности. Поэтому гражданская и личная этика одинаково необходима для хорошего мира. В этом и выражается актуальность моралистической философии Бертрана Рассела и необходимость изучения его наследия. 

 

 

1. Russell  B. Fact and Fiction. London. (originally published 1961), p. 184, 185, 1994.

2. Russell  B. The Element of Ethics. / Russell B. Philosophical Essays (1910). p.4, 1961.

3. Russell  B. Legitimacy versus Industrialism.   / Russell B. Principles of industrial civilization. p. 122, 1923.