Политология/7. Глобалистика

 

Аспирант Бирагова Б.М.

Северо-Осетинский государственный университет, Россия

Понятия «толерантность» и «межкультурный диалог» в контексте гуманитарной парадигмы глобального развития

Толерантность – это наука, которую можно сравнить со змеиным ядом.

В малых дозах это лекарство, но в больших количествах – яд.

 

В.Кантор, сопредседатель Европейского совета по толерантности

и взаимоуважению 

 

Современные процессы радикальных глобализационных трансформаций носят противоречивый и труднопрогнозируемый характер. С одной стороны, интеграция стран и народов в единое политическое, экономическое и социокультурное пространство расширяет и обогащает возможности всестороннего этнокультурного взаимодействия, с другой – провоцирует негативную мобилизацию и политизацию этничности и рост конфликтогенности межнациональных отношений.

Глобальное информационное пространство перенасыщено примерами предреченного С.Хантингтоном «столкновения цивилизаций», особенно в странах и регионах с мозаичным национальным и конфессиональным составом. Последние результаты социологических опросов в США, ЕС и в Российской Федерации отражают четко наметившуюся динамику роста исламофобии и мигрантофобии. Но если в начале 2011 года политические лидеры Европы, переживающей рост антиисламских настроений, открыто заявили, что политика мультикультурализма в их странах «совершенно провалилась» [1], в России – стране, где полинациональность исторически и конституционно является государствообразующим признаком, на высшем политическом уровне было подчеркнуто, что отказ от мультикультурной модели явился бы «весьма существенным упрощением» [2].

Этнокультурные противоречия, наблюдаемые сегодня в европейском и российском обществе, во многом явились следствием «пассивного», «прекраснодушного», по выражению петербургского ученого В.А.Сидорова [3], понимания толерантности, которое сводилось к рафинированному, однобокому толкованию Декларации принципов толерантности как «уважения, понимания и принятия богатого многообразия культур нашего мира» [4].  

В таком понимании толерантность предстала в политическом дискурсе синонимом «терпимости». Однако следуя толкованиям термина в авторитетных современных словарях, «толерантный человек» (от лат. tolerantis – терпеливо переносящий) – это терпимый, снисходительный к чему-кому-л. [5]. В свою очередь, «снисходительный», согласно другому авторитетному толковому словарю: «1. Не строгий, не взыскательный. 2. Выражающий благосклонность в сочетании с высокомерием» [6]. С социолингвистической точки зрения совершенно очевидно, что «уважение» и «понимание» между этносами и культурами априори не могут строиться на «снисходительности» и «высокомерии». Таким образом, «пассивный» и, по сути, равнодушный подход к пониманию толерантности объективно не выдерживает критики.

Также остается без должного внимания научно доказанный факт, что деление людей на своих и чужих на основе этнической или религиозной принадлежности – естественная, психологически обусловленная реакция индивида. Наличие «этнической границы» «мы-они» – свойство этнического самосознания, основанное на том, что культурные ценности и понимание социальной нормы у этносов порой радикально отличаются друг от друга: то, что приветствуется в одной культуре, в другой подвергается осуждению. Таким образом, аналогично «этнической границе», существование «границы толерантности» – черты, за которой терпимость к инакомыслию и чуждому образу жизни является не только утопичной, но и противоестественной» [7] – закономерно и, более того, необходимо в существующих этнокультурных и геополитических условиях.

В этой связи достойной альтернативой могла бы стать «активная» модель толерантности, основанная на государственно-гражданских принципах и интересах. Признавая право всех носителей разных культур на собственную инаковость и собственные убеждения, каждый гражданин должен осознавать опасность столкновения этих убеждений с заблуждениями, предрассудками и политической манипуляцией и быть готовым сделать собственные взгляды предметом дискуссии, а в случае необходимости даже отказаться от них во имя сохранения совместного правового порядка [8]. Как справедливо отмечает  сопредседатель Европейского совета по толерантности и взаимоуважению В.Кантор, толерантность и взаимоуважение – деревья, которые должны быть выращены при помощи нашей воли и опыта. Нужно разрабатывать законодательную базу глобальной безопасности и безопасной толерантности, которая бы предписывала, как выходить из идеологических тупиков. Если нельзя найти политическое решение, поступай в соответствии с законом» [9].  В «Белой книге» Совета Европы также подчеркивается, что диалог с теми, кто отказывается от диалога, невозможен. Следовательно, границы толерантности должны заканчиваться там, где нарушаются права человека, свобода и достоинство всех людей, независимо от национальности и вероисповедания.  

В свою очередь, важно отметить, что имеющая место намеренная эскалация межнациональных и межконфессиональных отношений в СМИ путем использования «языка вражды» (hate speech), негативных этнических стереотипов («лицо кавказской национальности», «гастарбайтер» и т.д.), пропаганда журналистами национализма и шовинизма должны безоговорочно подвергаться общественному осуждению и пресекаться в соответствии с законодательством как прямая угроза информационной и национальной безопасности полиэтничных государств [10]. 

В настоящее время в национальной и информационной политике демократических государств все острее встают вопросы формирования межкультурного диалога как новой парадигмы глобального развития. Согласно определению, выработанному Советом Европы, под межкультурным диалогом подразумевается «открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности» [11].  Исходя из девиза настоящей концепции – «Жить вместе в равном достоинстве», само понятие «межкультурного диалога», очевидно, предполагает в качестве идеологической основы рассмотренную нами активную модель толерантности.

Так или иначе, успешная реализация подлинного и эффективного межкультурного диалога находится в тесной зависимости от формирования и популяризации самой культуры межнационального общения, что, очевидно, невозможно без осознанной и консолидированной деятельности государства и социальных институтов, прежде всего – учебных заведений и средств массовой информации как объектов массово-коммуникационной деятельности, оказывающих непосредственное влияние на духовно-нравственную сферу общественного сознания.

 

Литература:

[1] Меркель заявила о провале мультикультурализма. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/10/101016_merkel_multiculturalism_failed.shtml; Теперь и Саркози признал, что политика мультикультурализма провалилась. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inosmi.ru/europe/20110211/166444540.html; Британский премьер осудил политику мультикультурализма. [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2011/02/05/multicult/.

[2] Самарина А. Грабли мультикультурализма. В решении межнациональных проблем Европа России – не указ // Независимая газета, 14.02.2011.   [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/politics/2011-02-14/1_multikulturalizm.html.

[3] Сидоров В.А. Толерантность в журналистике за пределами иллюзий… // Ценностное содержание журналистики: культура социальных отношений и межкультурное взаимодействие в обществе: матер. Науч.-практ.конф. СПб.: Роза мира, 2008. С.5-17.

[4] Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/declar.html.

[5] Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2008. 944 с.

[6] Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. М.: Эксмо, 2007. 928 с.

[7] Квашина Т.А. Граница толерантности: этнокультурный аспект // Ценностное содержание журналистики: культура социальных отношений и межкультурное взаимодействие в обществе: матер. Науч.-практ.конф. СПб.: Роза мира, 2008. С.252.

[8] Хеффе О. Справедливость. Философское введение. М.: Изд-во «Праксис», 2007. С.141-142.

[9] http://www.moshekantor.com/ru/news/4730/.

[10] Бирагова Б.М. Речевая агрессия в СМИ – орудие манипулирования массовым сознанием. Владикавказ: ИПП им. В.Гассиева, 2007. 108 с.

[11] White Paper on Intercultural Dialogue “Living Together As Equals in Dignity”. Launched by the Council of Europe Ministers of Foreign Affairs at their 118th Ministerial Session (Strasbourg, 7 May 2008). [Электронный ресурс]. URL: http://www.coe.int/t/dg4/intercultural/Publication_WhitePaper_ID_en.asp.