В.В. Джура, доцент кафедры
Правоведения ИрГУПС (г. Иркутск), к. ю. н.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В современном обществе возрастает значимость правовой
культуры как важнейшего компонента общей культуры общества и человека. Это определяется особой доминирующей ролью правовой
культуры в процессе развития системы общественных отношений и институтов, в формировании
мировоззренческих позиций личности, ее ценностных установок. К данной теме
исследования обращались многие философы, социологи,
правоведы, педагоги, историки и культурологи. Несмотря
на целый ряд научных исследований, изучение и оценка правовой культуры государства в
теоретическом и
практическом аспекте приобретает еще большую актуальность и злободневность.
Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, включая право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям, а также обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Под культурными ценностями в действующем законодательстве принято понимать нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты[1]. Вместе с тем, как отмечается в литературе, актуальность обсуждения данных ценностных предпочтений видится в свете сложившейся в настоящее время совокупности этических проблем в обществе, правоприменительной практике, правосудии, порой именуемых нравственной деградацией, сопровождающейся разрушением правовой системы, падением престижа права и заменой его суррогатом[2].
Анализ основных подходов к рассмотрению правовой
культуры в современной отечественной юридической науке позволяет выделить ряд
существенных моментов данного правового явления. Во-первых, следует отметить,
что в настоящее время существуют разнообразные
подходы, направления, разновидности или формы проявлений в изучении правовой
культуры. В этом смысле интересно соотнести следующие категории: культура и
цивилизация, правовая культура и правосознание, правовая культура и правовой
менталитет, правовая культура и правовой нигилизм, выделить их схожие и
различные черты. Известно, что правовая культура включает в себя все достижения
юридической теории и практики. Речь идет не только о позитивном аспекте в
области права, но и негативном или скептическом отношении к праву, включая
формы его проявления (неверие в справедливое правосудие,
негативно-отрицательное отношение к праву, законам, правопорядку в государстве
и т.д.). Среди множества аспектов данная категория связана с уровнем культуры
правосудия в различных правовых системах и это заслуживает особого внимания.
Отсутствие анализа данных вопросов во многом не
позволяет ученым в полной мере раскрыть тему исследования и дать авторское
определение.
Во-вторых, многими
авторами данный институт рассматривается в аспекте видов уровней правовой
культуры, которые во многом являются объектом изучения таких наук как социология
и философия. Полагаем, что в правовом поле оценка правовой культуры должна определяться
уровнем развития компонентов правовой системы, в частности:
- уровень правосознания,
развития юридической науки и юридического образования;
- уровень законности и
совершенства национального законодательства;
- уровень совершенства
юридической практики, особенно судебной.
В-третьих, при всем многообразии
подходов к изучению культуры имеющихся в науке, особого внимания заслуживают
те, что связаны со следующими явлениями и объектами:
1) совокупность
правовых ценностей, накопленных обществом на определенном этапе своего
развития;
2) способ
деятельности (существования) человека в правовой сфере;
3) качественное
состояние правовой жизни общества.
С учетом вышеизложенного и
признания существующих подходов к явлению правовой культуры следует заключить,
что правовая культура – это вид культуры, формируемый качественным развитием
политических, экономических, социальных, духовных и материальных сфер
общественной жизни, представляющий собой особую структуру правовых ценностей,
передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.