Психология и
социология / 3.Современные
тенденции в методологии психологических
исследований
К.пс.н. Антипенко О. Е.
УО «Витебский государственный
университет имени П.М. Машерова», Беларусь
Концепция человека в трудах Леонардо да Винчи
Его интеллект поднялся < …>
до высших ступеней деятельности,
и его мировоззрение оставило
далеко позади себя свое время.
Зигмунд
Фрейд
Название этой статьи взято не случайно, в своё время
Леонардо встретился и был дружен с талантливым анатомом, профессором
Павианского университета Марк Антонио дела Торе, советовавшим Леонардо написать
большой труд – энциклопедию о человеке. К сожалению Марк Антонио умер от чумы в
30-летнем возрасте, но свой след в мыслях Леонардо, безусловно, он оставил. Как
известно, да Винчи планировал написать 120 книг о человеке, которые он и
написал, но не успел систематизировать. Это книги не только об анатомии
человека, как принято считать, это книги, именно о человеке, как величайшем
творении природы.
Эпиграф для статьи тоже неслучаен. Он взят из
скандально известной работы Зигмунда Фрейда «Леонардо да Винчи. Воспоминания
детства», которая породила не только множество слухов, но и ряд глобальных, на
мой взгляд, установок на творчество Леонардо. Одна из них заключается в том,
что он не только не занимался психологией человека, но в силу своего диагноза
был неспособен на это. Вот, что пишет об этом сам Зигмунд Фрейд. «Он
распространил свое исследование почти на все области естествознания,
будучи в некоторых из них первооткрывателем или, по меньшей мере,
провозвестником и разведчиком. Однако его жажда знаний осталась направленной на
внешний мир, почти не подпуская его к исследованию душевной жизни людей; в «Academia
Vinciana», для которой он рисовал искусно выписанные вязью эмблемы, было мало
места психологии» [3]. Не вступая в полемику с Фрейдом, хочется привести слова
самого Леонардо да Винчи. В «Трактате о живописи» он пишет: «То движение,
которое задумано как свойственное душевному состоянию фигуры, должно быть
сделано очень решительным и чтобы оно обнаруживало в ней большую страсть и
пылкость. И в противном случае такая фигура будет названа дважды мертвой:
мертвой, так как она изображена, и мертвой еще раз, так как не показывает
движения ни души, ни тела» [1]. Аналогичное указание можно прочитать и в
записных книжках Леонардо. «Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно
показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет
достойно похвалы» [1, с. 115]. Очевидно указание ученого на то, что для того
чтобы стать хорошим художником, необходимо знать и понимать людей, их
психологические состояния. В Атлантическом кодексе он прямо указывает на это:
«Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как
равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и
губит» [1, с. 20].
Представленный здесь орнамент (Рис.1) рассказывает о
продолжавшемся всю жизнь интересе Леонардо ко всему замысловатому и аллегорическому.
Поразительно сложный орнамент, если исключить из него центральный и угловые
элементы, составлен всего из четырех линий. Значение надписи неясно: оно
относится к руководимой им академии и вписана в некое подобие печати. Однако
история умалчивает, о какой именно академии идет речь.
Рис. 1. Символ академии Леонардо
Четыре линии - это четыре стихии. Это традиции
Птолемея, Аристотеля, Авиценны (Ибн-Сины) о четырех началах и соединении этих
начал в двух субстанциях духовной и материальной. Так они представляли
человека. Вместе с тем схожие символы, но более простые по изображению, мы
встречаем у Б.М. Теплова в его работе «Ум полководца», в которой он сравнивал
человека с квадратом, одна сторона которой ум, а вторая – воля. Аналогичные
линии можно проследить у известного художника Каземира Малевича в его
знаменитой работе «Черный квадрат». Возможно, именно идеи Леонардо подкрепляли
последующий интерес у деятелей науки и искусства.
В свое время Леонардо писал: «Итак, здесь на 15 целых фигурах тебе будет
показана космография малого мира в том порядке, какой до меня был принят
Птоломеем в его «Космографии»… И да будет угодно нашему создателю, чтобы я смог
показать природу человека и его обычаи таким же образом как я описываю его
фигуру» [2, с. 12].
«Человек назван древним малым миром, - и нет спора,
что название это уместно, ибо как человек составлен из земли, воды, воздуха и
огня, так и тело земли» [1, с.178]. Такое представление о человеке, как о
микрокосмосе, возникло в Вавилонии. Оно встречается в «Тимее» Платона и позднее
у неоплатоников. Из этого источника оно перешло к арабам, а в эпоху Возрождения
– в Италию.
Никто никогда не анализировал этот символ Леонардо как
символ основания его творчества. Все исследователи усматривали в нем только
лишь искусство графика, но никто не вникал в философский смысл сложной фигуры,
составленной из четырех линий и ограниченной четырьмя, на первый взгляд,
незначительными узорами. Я считаю, что это и есть зашифрованный символ
Леонардо, его представления о человеке.
В понимании Леонардо человек – это высшее создание
природы, но в то же время и самое противоречивое. И в этом плане он идет по
пути Сократа, проповедовавшего осознание человеком самого себя, но как и Сократ
он не верил в эту возможность, но как гений он понимал, что познание сущности
человека дано немногим, и он понимал эту данность и пытался ее реализовать.
Именно это и объясняет его служение в качестве инженера у Цезаре Борджия,
который случайно в силу своей моральной безнравственности и глупости отравил
своего отца Папу Римского Александра VI и себя, но сам он долго мучился, а
потом умер. Удивительно то, что в записках Леонардо о Цезаре Борджия кроме
сомнительного рисунка нет ничего. Именно в это время Леонардо изобрел самые
разрушительные орудия убийства, но ни одно из них не было реализовано и
использовано. Они не должны принести вреда людям – писал Леонардо. Здесь
проявляется мучавшая всю жизнь Леонардо дилемма – я могу, и я должен.
Эпизод службы Леонардо и Макиавелли, двух великих гуманистов эпохи Кватроченто, у такого «морального урода», как Цезаре Борджия является очень примечательным. С Макиавелли все ясно, он наблюдал и писал свою книгу «Государь», а Леонардо, он тоже наблюдал, ему, как мне кажется, одинаково интересно было наблюдать и красоту и уродство, как внешнее, так и внутреннее, в этом и состоит суть работы психолога. Именно в этот период (1495–1502) у него появляется серия рисунков изображающих гротескные лица, различных уродов и, вместе с тем рисунки прекрасных, красивых людей. Он как бы оставался при этом бесстрастным наблюдателем, одновременно анализируя разницу.
«Мне не кажется, что люди грубые и плохих нравов и недостаточно
рассудительные заслуживают такое же прекрасное оформление и такое же
разнообразие совершенных органов, как люди глубокомысленные и одарённые; но
только мешок, куда проходит пища и откуда она выходит, так как в самом деле на
них нельзя не смотреть, как на проводник пищи. Мне кажется, что у них нет
ничего общего с человеческим родом, кроме голоса и фигуры, всё остальное
значительно ниже, чем у животного» [2, с. 434].
В психологических взглядах Леонардо на человека мы можем выделить три основных
направления:
1. Интроспективное (Леонардо анализировал себя и сравнивал с другими людьми, пытаясь понять отличия людей друг от друга).
2. Идеалистическое (он анализировал понятие «Душа» и предлагал свои трактовки полемизируя с Аристотелем).
3. Материалистическое (Леонардо проводил сравнительный анализ животного и
человека, пытался разобраться в физиологических основах психики).
С целью понять скрытый механизм человеческого поведения Леонардо начинает
заниматься анатомией. Занятия анатомией у Леонардо носило прежде всего
психофизиологическую направленность. Он искал механизмы тех актов и состояний,
из которых складываются человеческие действия и страсти. В своём плане создания
анатомических книг он писал: «Представь затем в четырёх картинах четыре
всеобщих человеческих состояний, а именно – радость, с разнообразными
движениями смеющихся, и причину смеха, представь плач, в разных видах с его
причиной, распрю с разными движениями убийства, бегства, страха, жестокости,
человекоубийства, самоубийства и всё, что относится к подобным состояниям.
Затем представь усилия с тягой, толканием, несением, упором, подпиранием и т.п.
Далее опиши положения и движения…» [1, с. 255].
Таким образом, анатомическое исследование, по его мнению, должно быть ориентировано на «четыре всеобщих человеческих состояния», которые выступают у Леонардо в виде радости, плача, распри и физического усилия. Всё, что обнаруживается в костях, мышцах и сухожилиях, раскрывается в своём жизненном значении лишь в связи с общей картиной поведения, компонентом которой служит та или иная деталь анатомического устройства организма. Более того, каждую такую деталь следует истолковывать не только в соответствии с её ролью в конкретных, внешне наблюдаемых мимических и пантомимических проявлениях, но и с учётом более глубоких причин, вызвавших эти проявления, т.е. причин плача, смеха и т.д. Занятия анатомией, для Леонардо, выступало как путь к возвышенной цели, а именно: к познанию целостной природы человека и проникновенно в тайны поведения, раскрытию нераздельности внешнего и внутреннего.
Литература:
1.
Леонардо да
Винчи. Избранные произведения. Т.II. – Пер. А.А. Губера. М.; Л.: Academia 1935
г.
2.
Леонардо
да Винчи. Избранные труды по анатомии. Москва «Наука» 1965 г.
3.
Фрейд З.
«Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» [Электронный ресурс]: электронная
энциклопедия Кирилла и Мефодия – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).