Авраменко У.А., научный руководитель:
Дмитриченко Л.А.
Донецкий
национальный университет экономики и торговки имени Михаила Туган-Барановского
Человеческий капитал в
истории развития экономической мысли
Развитие мировой экономической мысли обусловливается различием
взглядов на человеческую составляющую и человеческие отношения в
производственной деятельности. Поэтому рассмотрение эволюции развития
человеческих отношений и труда человека актуально и связано с поиском
положительных сдвигов в мировой экономической мысли.
Целью статьи является историческое исследование
понятия "человеческий капитал", что дает наиболее полное
представление о понятии в современной его интерпретации.
Двигателем истории развития человечества является
производство материальных и духовных благ. Развитие понятия "человеческий
труд" особенно четко наблюдается в работах У. Петти (1623-1687 гг.). С
помощью сравнительного метода он определил количество человеческого труда,
содержащегося в стоимости товара, и открыл противоположность экономических
интересов.
Как родоначальник классической политэкономии У. Петти
определял зарплату в качестве стоимости, созданной землей и трудом, которая
сводится к средним физиологическим потребностям взрослого человека. Рабочая
сила, по его определению, - главный фактор, двигающий процесс производства, а
общественное воспроизводство в народнохозяйственном понимании - не только
возобновление производства товаров, но и воспроизводство самой рабочей силы.
То есть носитель и собственник рабочей силы - рабочий - впервые рассматривается
не только как потребитель благ (хотя и на минимальном уровне), но также как
носитель стоимости рабочей силы в ее капитализированной форме [2].
Значительный вклад в теорию "человека
трудящегося" внесли: Белинский (1811-1848 гг.), Герцен (1812-1870 гг.),
Шевченко (1814-1861 гг.), Чернышевский (1828-1889 гг.), Франко (1856-1916 гг.)
и многие другие.
Т. Шевченко широко известен не только как украинский
поэт, писатель, художник, но и как прогрессивный мыслитель. В поэмах
"Сон" (1844 г.), "Кавказ" (1845 г.) он гневно противопоставил
самодержавие, призвал народы России к общечеловеческому братству, прославлял
личность крепостного интеллигента. Т. Шевченко в философии своей поэзии был
близок к теории и практике "натуральных школ".
Н. Чернышевский полагал, что современное производство
требует новых стимулов, то есть нужно, чтобы вознаграждение за добросовестный
труд укладывалось в самом продукте труда, а не в плате за него. Н. Чернышевский на многочисленных
примерах показал рост роли высококвалифицированного живого труда по сравнению с
овеществленным. То есть он приблизился к рассмотрению и оценке живого труда с
позиций инвестиции в человеческий капитал.
И. Франко был одухотворен социалистической идеей
свободы и справедливости, находящей свое выражение в защите прав крестьян,
рабочих, интеллигенции (повести "Борислав смеется" - 1882 г.,
"Захар Беркут" - 1883 г.).
Исследование эволюции взглядов на труд человека
связывают с трудовой теорией стоимости А. Смита (1723-1790 гг.), с его работой
«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), где он впервые
дает основы понимания "человека экономического", с его
эгоистическими стремлениями создать собственное благосостояние, который, благодаря
"невидимой руке" рынка обеспечивает расцвет страны и населяющих ее
народов.
А. Смит считал, что основной капитал состоит не только
из средств труда, но и из полезных способностей всех жителей или членов
общества. Эти способности становятся частью богатства всего общества, к
которому она принадлежит. Кроме того, А. Смит в своем одним из первых начал
изучать проблему мотивации труда. Главным мотивом человеческого труда он считал
экономический интерес, стремление к максимальной экономической выгоде,
естественное желание человека улучшить свое благосостояние [2].
Украинский ученый Г. Цехановский дополнил анализ А.
Смита тем, что, есть люди, которые стремятся улучшить свое положение не только
благодаря собственному труду, но и за счет других. А. Смит утверждал, что
главной движущей силой развития является стремление человека удовлетворить
свои экономические интересы благодаря себялюбию, эгоизму, стремлению получить
максимальный результат с минимальными затратами. Но А. Смит впервые вполне
обоснованно определял человека на производстве в качестве носителя капитала,
то есть рассматривал каждого человека с точки зрения собственника равных прав
быть богатым и одновременно как носителя стоимости.
Д. Рикардо в "Началах политической экономии и
налогообложения" открывает формулу стоимости капитала, которая зависит от
количества и качества труда [2].
Дальше всех в развитии понятия "человека
трудящегося" пошел К.
Маркс. Он различает простой и сложный труд. Сравнительно сложный труд выступает
в стоимости товаров как умноженный простой труд, то есть меньшее количество
сложного труда равняется большему количеству простого.
В отличие от А. Смита, который сравнивал
высококачественные способности работника с эффектом высокопроизводительной
машины, К. Маркс подошел
непосредственно к понятию человеческого капитала.
Творцы трудовой теории стоимости - А. Смит, Д.
Рикардо, К. Маркс, - последовательно развивая ее концептуальные положения, не
только вводят в научное обращение основное понятие "человека
экономического", но и трансформируют его в понятие "человека
трудящегося", что существенно приближает его к современной категории
человеческого труда.
Анализируя различные взгляды в развитии мировой экономической
мысли, можно сделать вывод, что "человеческий капитал" -
социально-экономическая категория, производная от таких категорий, как
"рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой
потенциал", "человеческий фактор" и "человеческие
ресурсы". Эти категории в своей совокупности отражают эволюцию развития
представлений о месте и роли человека в производстве и общественной жизни.
В Украине цивилизованное осознание роли человека в
производстве и обществе сейчас не наблюдается. В настоящее время существуют социально-экономические
проблемы незрелой рыночной экономики: безработица, низкий жизненный уровень,
ненадлежащее внимание к работнику с трудовым опытом, квалификацией,
профессиональными знаниями и навыками, а главное - недостаточный уровень
социальной защиты наемных работников. Как следствие, в Украине происходят
деформация трудовых ценностей, массовое ухудшение качества трудового
потенциала, что отражается в данных статистики и научных исследований профессионально-качественных
характеристик современного работника, оценке его трудовых ориентации,
мотивации и способности к производительному труду [1].
В современных условиях человека следует рассматривать
не просто как рабочую силу, расходы на которую необходимо минимизировать, а как
человеческий ресурс, трудовой потенциал которого необходимо наращивать,
мобилизовать и развивать, что требует инвестиций в обмен на соответствующую
отдачу.
1. Мочерный С. Проблемы человека в экономической
теории. "Экономика Украины" № 1, 1999. с. 72-80.
2. Петти У., Смит А., Рикардо Д.: Антология
экономической классики М., "Эконов." - "Ключ", 1993, с.
165, 311-312.