Магомедова
Р.М.
ассистент
кафедры
истории Дагестана ИФ ДГПУ
Некоторые
вопросы изучения истории Капучинского
союза сельских общин.
Исследователей истории Дагестана всегда интересовали
проблемы, так или иначе относящиеся к феномену союзов сельских общин. Являясь
специфической формой социально-политической и административно-территориальной
организации населения, союзы сельских общин играли важную роль во всех сферах
общественной жизни народов Дагестана, во многом определяли особенности
исторического развития народов Дагестана на протяжении многих столетий.
В исторической
науке исследования по союзам сельских
общин занимают весьма значительное место. Это не только целый ряд статей и
монографий по проблематике, это еще и
материалы научных форумов, специально ей посвященных. Однако место, значение и
роль союзов общин в дагестанском историческом процессе в полной мере
раскрывается только через исследование основных черт, закономерностей и
механизмов их взаимоотношений друг с другом, с феодальными образованиями края,
с иноземными государствами, на протяжении нескольких веков боровшимися между
собой за политическое преобладание на Кавказе вообще и в Дагестане в частности.
Все эти вопросы хотя и нашли место в исследованиях по истории Дагестана, но
носят фрагментарный, не систематический, эпизодический характер (в разной
степени для разных исследований). С этой точки зрения предлагаемая тема звучит
вполне актуально и в научно-историческом плане - затребование
История капучинцев отражена в сборниках архивных и
документальных материалов «История, география и этнография Дагестана» (М.,
1958), «Русско-дагестанские отношения XVII -первой четверти XVIII в.» (М.,
1958), «Русско-дагестанские отношения XVIII - начала XIX в.» (М., 1988),
«Феодальные отношения в Дагестане. XIX -начало XX в.» (М., 1969),обычноправовые
документы и материалы ; «Адаты
кавказских горцев», Ф.И. Леонтовича, Одесса, 1872-1883; «Адаты Дагестанской
области и Закатальского округа», Тифлис 1899; «Адаты горцев Северного Кавказа»,
A.M. Ладыженского, М., 1948; «Из
истории права народов Дагестана», Махачкала, 1968 и др.), «Акты, собранные
Кавказской археографической комиссией» (Тифлис, 1866-1884, Т. 1-10), а также
материалы фондов ЦГА РД (Ф. 2, 21, 90, 105, 143, 147, 150) и «Хрестоматия по
истории права и государства Дагестана в XVIII-XIX вв.» (Махачкала, 1999. Ч.
I-II).
Обзор
литературы и источников по теме целесообразно начинать с публикаций начала
XVIII в. Академик И.А. Гюльденштедт,
проводивший научные изыскания на Кавказе и в частности в Дагестане в составе
экспедиции Российской Академии наук в 70-х годах XVIII в., уделяет союзам общин
Дагестана значительное внимание. Он видел в них социально-политические
образования, отметил некоторые частностях их взаимоотношений. В то же время,
обозначив их как «district», в переводе с немецкого - «округами», академик не
попытался выяснить разницу между структурами феодальных владений с одной стороны и политическими
образованиями, управляемые советами старейшин - с другой1. Углубление и
расширение пророссийской ориентации у феодальных образований и союзов общин
Дагестана еще более повысили интерес к истории, социальным отношениям, культуре
горного края. К концу XVIII -началу XIX в. появляется большое количество работ,
исследований по общественному строю Дагестана, сословно-классовым отношениям,
по экономике и о военно-политической организации. Д.М. Магомедов пишет, что «точка зрения М.Г. Джанашвили
является более правильной, что подтверждает полевой материал». В связи с эти он
высказал мнение о том, что тушинский термин «Дидо», производимый от грузинского
didi – большой, связан с тем, что «в прошлом эта страна включала в себя большую
территорию от границ Тушетии до Хунзаха»[1][1].
В работе Н. Данилевского, например, содержатся
сведения о союзах общин Дагестана, об их взаимоотношениях и отношениях с феодальными образованиями и др. Однако
здесь же много заблуждений, неурядиц, ошибок, небылиц, позиция автора по
отношению к рассматриваемым народам характеризуется подчеркнуто-высокомерным
пренебрежением, тенденцией выпячивания негативных сторон общественной жизни
горцев и др. Даже в тех публикациях
этого времени, которые содержат в себе ценные свидетельства современников и
достоверно выдержанный материал о союзах сельских общин Дагестана, указанная
выше тенденция явственно проступает, как, например, в работах А.А.
Неверовского, И.Н. Березина, А. Берже и др., пестрящих такими определениями,
как «между ними вообще нет положительного управления», «монархия, украшенная
обычаями и страхом кровомщения», «полудикие народы», «царство права сильного»,
«у них нет никакой истории», «варварские народы», «совокупность патриархальных
обществ», «общество с первобытными формами общественного устройства»,
«господство форм родового строя» и т.д
Насыщены информацией и весьма содержательны работы А.В. Комарова, члена
Русского географического общества, занимавшего на Кавказе крупные
административные должности4.
Интенсивно собирались и данные о тухумах. Весь этот огромный материал
лег в основу исследований М.М. Ковалевского, занявших наиболее видное место в
дореволюционном дагестановедении, кавказоведении. В его работе «Закон и обычай
на Кавказе» на обширном материале, имеющим самое непосредственное отношение и к
интересующему нас в настоящем исследовании периоду, сделана попытка
всестороннего исследования общественного устройства и феодальных владений, и
союзов сельских общин". Хотя в определении социального строя народов
Дагестана этот выдающийся исследователь и ошибался, что отмечено многими
кавказоведами, его труды составили целую эпоху в правоведении, этнографии и
исторической социологии Кавказа[2][2]. Влияние научных
построений ученого на последующие поколения кавказоведов стало предметом
специальных исследований.
Советские историки и этнографы в своих грудах,
посвященных исследованию отдельных народов, а также общественному строю всех
дагестанских народов, уделили внимание и изучению института кровной мести.
Среди них следует отметить, прежде всего, исследования М.О. Косвена[3][3], С.Ш. Гаджиевой[4][4], Р.М. Магомедова[5][5], Х.-М.О. Хашаева[6][6] и других. В
последнее время появились работы, имеющие прямое отношение к нашему
исследованию.
Проведенный нами короткий
историографический анализ источников права народов Дагестана исследуемого
периода показывает, что в изучении адатов дагестанских народов проделана
определенная работа – вплоть до исследования судебной системы[7][7]. При изучении истории Дагестана
ХVII–ХIХ вв.
наибольший интерес исследователей вызывала социально-экономическая сторона.
Правовое же развитие изучено заметно слабее.В 1877-1879 гг. одной из своих
экспедиций по Кавказу профессор М.М. Ковалевский побывал в Бежтинском округе и
описал адаты. Затем адаты были извлечены из его архива и опубликованы А.С.
Омаровым.
Что касается работы «Перевод
с арабского о существующих в Бежидском округе адатов» (адатов Бежтинского округа), то она
попала к И.Бентковскому. На Кавказ И.
Бентковский попал, по-видимому, по тем же причинам, что и другие польские
переселенцы, так или иначе связанные с участием в национально-освободительном
движении[8][8].
Он описывал нравы и обычаи народов Северного
Кавказа. Впоследствии эти материалы были, переданы проф. Новороссийского университета
А.Леонтовичу.
[1][1] Магомедов Д. М. Исторические сведения о дидойцах // ВИД. Махачкала, 1975. Вып. II. С. 96.
[2][2] Народонаселение Дагестанской области (с
этнографической картой) // ЗКОИРГО. Тифлис, 1873. Кн. 8. С. 1^9. 1 Дубровин Н.
История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. J. 1.Кн. 1. "
Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 2. 12
[3][3] Косвен. М.О. Этнография и история Кавказа. – М.,
1961.
[4][4] Гаджиева С.Ш. Кумыки. – М., 1961.
[5][5] Магомедов Р.М. Общественно-экономический и
политический строй Дагестана в XVIII-нач. XIX вв. – Махачкала, 1957. – С. 235.
[6][6] Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в ХIХ
веке. – М., 1961.
[7][7] Рейнке Н. Горские народные суды Кавказского края. –
СПб., 1912.
[8][8] Как
утверждает историк и краевед Г. Прозрителев в "Очерке жизни и деятельности
Бентковского", последний "прибыл на Кавказ, сосланный после усмирения
польского восстания 30-х годов". После прибытия на Кавказ он продолжал
военную службу в Кавказском линейном войске и в чине сотника вышел в отставку в
1857 году. Таким образом, военная служба И. Бентковского продолжалась более 25
лет. Оставив ее, он полностью посвятил себя историческому краеведению.