Музыка и жизнь\5.
Музыковедение
К.иск. Омарова А.К.
Казахская национальная консерватория им. Курмангазы,
Казахстан
Современные проблемы изучения оперного творчества
композиторов Казахстана
Актуальность осуществления целостного
историко-теоретического исследования оперного творчества композиторов
Казахстана сегодня достаточно очевидна. При разработке ряда важных проблем, в
казахстанском музыковедении до сих пор нет общей концепции возникновения и
направленности развития жанра – ни в его национальных особенностях, ни тем
более в соответствии с эволюцией европейской оперы в целом.
Необходимо обеспечить комплексное изучение
информативных, аналитических и концептуальных проблем, определяемых уровнем
разработки материала в настоящее время. Требует уточнения периодизация всей
истории казахской оперы с разделением на этапы, которые определялись
гражданской историей, с одной стороны, и воздействием драматического театра, с
другой. В русле избранной проблемной структуры должны быть проанализированы
партитуры не только тех произведений, что
приобрели статус национальной оперной классики, но и тех, что не
получили достойного освещения ни в историко-культурном контексте, ни в
контексте индивидуального творчества их автора. При этом пристальное внимание
следует уделить вопросам ценности и оценки, ибо они до сих пор мало привлекали
исследователей, а фактически получили неверную интерпретацию.
Таким образом впервые должна быть изложена
концепция более чем полувековой истории и собственно теории казахской оперы с
ее основной проблематикой: периодизация, новые темы и жанры, национальное и
инонациональное в их трактовке, формирование единой школы с развивающимися
традициями. Полностью, во всей совокупности созданных произведений, важно
проанализировать результаты, достигнутые Е.Г.Брусиловским, что даст возможность
со всей объективностью пересмотреть укоренившийся односторонний (а то и просто
откровенно тенденциозный) взгляд на его наследие. В этой связи предметом
исследования явится творческий процесс в оперной музыке Казахстана,
рассматриваемый в соответствии с указанными аспектами. Он охватывает
композиторскую практику нескольких десятилетий, а также те сочинения не казахстанских
авторов, которые показательны для сравнения. Наряду с очерченной сферой,
необходимый материал составит музыкально-критическая и публицистическая
литература, в частности, собственно рецензии, а также тексты
музыкально-эстетического и культурологического профиля, созданные не только
музыкантами, но и представителями гуманитарной мысли.
Основной принцип построения целого – жанровый
(история оперы), а не монографический (хотя по некоторым персоналиям
целесообразно формирование самостоятельных блоков).
Методы разработки представленной проблематики
определяются их нацеленностью на выявление историко-культурного и
художественного своеобразия оперного творчества композиторов Казахстана.
Соответственно, вполне закономерно будут приняты во внимание исследовательские
приемы, выработанные в историческом и теоретическом музыкознании в отношении
других объектов изучения. К ним, в частности, отнесены:
–
методы монографической характеристики национальной культуры, в частности, в европейских странах и в
восточном регионе;
–
методы художественной компаративистики, ориентированные на сравнительное
исследование культур;
–
методы стилистического анализа композиторского
творчества;
–
методы целостного анализа музыкальных произведений;
–
методы культурологической интерпретации художественного текста;
–
методы анализа межжанрового и структурного взаимодействия в музыкальном
формообразовании.
Теоретические принципы исследования,
определяющие выбор указанных методов и видение предмета изучения, охватывают:
–
концепции развития музыки ХХ века и западноевропейского стилевого
историко-типологического ряда;
–
концепции своеобразия историко-стилевого развития казахской культуры и
свидетельства «самосознания» в гуманитарной мысли.
Цели в предварительной формулировке
таковы:
–
ввести в орбиту научных изысканий новый круг исторических и теоретических
проблем, значимых фактов и документов (попутно исправив ошибки, утвердившиеся в
отечественном музыкознании);
–
выявить черты национальной самобытности в сюжетосложении, жанровом содержании,
языковой структуре произведений для музыкального театра казахстанских авторов;
–
определить место казахской оперы в общеевропейской истории жанра, выявив
соотношение национально-специфического и академического;
–
дать возможно более полную панораму целостного, последовательного «движения»
оперного творчества композиторов Казахстана в связи с ведущими закономерностями
общей эволюции в ХХ веке.
Задачи, в которых данные цели
конкретизируются, предполагают:
–
определение особенностей преемственности художественных традиций в очерченных
пространственно-временных границах;
–
выявление ретроспективных и интегративных тенденций в конкретной
жанрово-видовой сфере;
–
сравнительный анализ образцов творческой продукции (не только музыкальной, но и
других разновидностей) для определения меры специфичности данных тенденций;
–
формирование представления об исторической значимости опыта освоения искусства
оперы в Казахстане.