Филологические науки. Музыка и жизнь/ 4. Эпохи, стили, жанры

Д.иск. Кузембаева С.А.

Институт литературы и искусства им.М.О.Ауэзова, Казахстан

Жанр благословение в фольклоре и его интерпретация

в опере

Музыкально-поэтический фольклор казахов – богатейшая область многовековой самобытной культуры, в котором генерированы непреходящие ду­ховные ценности и художественный гений народа, выдержавшие испытание временем, чутко отвечающие эстетическом вкусам и запросам многих поколений. Среди многообразия национальной культуры, сложившейся как  осо­бый вид устной – словесной, поэтической, музыкальной – традиции, стилистически и функционально целостную систему образуют дидактические формы устного народного творчества. Являясь важной составляющей как ораторского искусства, так и обиходного красноречия, образцы фольклора в таких его жанрах, как благословение, благодарность, проклятие, загадки, ко­роткие стишки, пословицы-поговорки, скороговорки, и другие, воплотили важные черты психологии народа, его нравственные качества и духовные идеалы, отразив менталитет кочевой цивилизации, стремление народа к единству, а общества – к гармонии.

Среди вышеназванных типов народного творчества пласт бата, входя­щий в малые формы обрядово-бытового фольклора, имеет особый статус, представляя уникальный феномен художественного мышления и культуры.

Общеизвестно, что обычай произносить бата-благословение, благопожелание – одна из древнейших и распространенных разновидностей традици­онной культуры многих народов мира: тюркоязычных, европейских и сла­вянских. В нем заключена магическая сила слова, выкристалли­зованного многовековой жизненной и творческой практикой. Выполняя функции нравственно-этические, морализирующие и воспитательные, бата, постоянно эволюционируя, видоизменяясь, приобретал инновационные черты, обогащаясь в плане тематики, содержательности и образно-жанровой выразительности. Бата – благопожелание, благословение как самобытный жанр устного народного творчества неизменно привлекал внимание ученых, вызывал научно-познавательный интерес и в различной степени изучен зару­бежными (Дж.Фрезер, Э.Тайлор), русскими (В.Пропп, Г.Потанин, В.Радлов), казахскими (Ч.Уалиханов, А.Байтурсынов, С.Сейфуллин, М.Ауэзов, С.Негимов) и многими другими фольклористами и этнографами.

Генезис слова исходит от арабского фатаа, аль-фатиха – первой суры священного Корана – памятника мировой исламской цивилизации. Его смысл направлен как на ритуальную, так и на воспитательную, социализирующую роль. Как верно в свое время писал академик Мухтар Ауэзов: «Мусульманский период жизни казахского народа отразился в песнях типа “бата”» [1, C.92]. Однако с течением времени бата сөз стали приобретать свет­ский характер, прогрессивно-демократическую направленность, стал выразителем духовного единения.

Особый феномен общечеловеческой ценности жанра бата-благопожела­ния подтверждается наличием аналогичного пласта культуры в устно-поэти­ческом творчестве многих народов. Синоним бата в казахском языке – алгыс (благодарность). Подобные понятия встречаюся и на языке саха, в  киргизском, ал­тайском, и др. Смыслу “бата” идентичен “алгыс”. В истории духовной культуры тюркских народов родоначальником искусства бата принято считать святого Деде Коркыта.

Бата произносится неторопливо, величаво, поэтически мерно, эпически торжественно. Мотивы бата могут быть самыми разными – напут­ствие на ратный подвиг, на защиту Отечества, благословление молодых, вступивших в брак, по случаю рождения младенца, предназначается отправ­ляющемуся в дальнюю дорогу путнику, а также и молодым талантам, посвя­тившим себя служению искусству, вставших на самостоятельный творческий путь. В музыкально-поэтической традиции казахов, например, на айтысах акынов, одержавший победу (часто старше по возрасту), обычно дает бата потерпевшему поэтическое поражение сопернику. В аспекте последнего ин­тересен пример функционирования жанра благословения в туркменской традиционной культуре, о котором высказывались известные фольклористы-востоковеды В.Успенский и В.Беляев [2].

Истоки жанра бата богато представлены в казахском эпическом насле­дии. Одним из его ранних образцов является записанный академиком Виль­гельмом Радловым (1837-1918) бата из эпоса «Сайын батыр» [3, С.132]. Парадигмы жанра наличествуют и в богатырских эпических сказаниях, таких как «Кобыланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Ер Кокше», «Едыге батыр» и др.

В музыкально-сценической драматургии казахских опер исключитель­ная функция бата сөз находит свое дальнейшее претворение. Театрально-об­разный строй бата, его художественно-содержательная и жанровая эсте­тика важнейшим компонентом органично вошли в казахскую оперу, сущест­венно влияя на ее языковую, сюжетную и композиционную структуры. Подвергаясь трансформации соответственно закономерностям музыкально-сценического искусства и приемам профессионального письма, стали в ней важнейшим компонентом. Таковы многообразные функции бата в опере: – благословение матери Толегена – ак бата (он бата), проклятие отца Толегена – терс бата («Кыз Жибек»), бата жырау Ер Таргыну («Ер Таргын»), бата Жер-Ана Алпамысу («Алпамыс»), бата престарелой матери Ажар молодому воину Кайрату, отправляющемуся на фронт («Гвардия, вперед»), бата Аналык сыну Биржану («Биржан – Сара»), бата Абыза молодым («Енлик – Ке­бек»), бата панфиловцам, отправляющимся за защиту Москвы, великого жы­рау ХХ века Жамбыла («Двадцать восемь»). В данных оперных произведе­ниях функция бата проявляется как в обобщающих макроуровнях, так и в бытовых – микроуровнях.

Сила эмоционального воздействия бата, его типы, временная про­тяженность и расположение в архитектонике всего оперного сочинения весьма различны. Они в определяющей степени исходят из сюжетно-драма­тургической концепции творческого замысла, соответствуют художествен­ными задачам, отведенным для их воплощения и раскрытия. В казахской опере процесс трансформации бата специфичен, подчинен националь­ному колориту. Его универсальная единица – ритмо-интонация – соответст­вует структуре стихотворного текста, мелодически совпадая с семи и вось­мисложником. Бата в казахской опере органично исходит из основ традици­онной эпической культуры, излагаясь в декламационно-речитативной форме, естественно переходя в развернутые ансамблевые сцены, арии и ариозо.

Классическими примерами творческого использования бата в рамках жанра европейского оперного искусства представляются две его разновидности из «Кыз Жибек» Е.Брусиловского. Здесь исконно национальная форма поэтического фольклора в контексте лиро-эпического сюжета служат для динамизации драматургической линии оперного произведения.

Новаторски интерпретирован жанр бата в опере Газизы Жубановой «Енлик – Кебек» по либретто лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова. Главные герои этого лирико-трагического повествования, став жертвами межродовых распрей и жестоких предрассудков, вынуждены покинуть род­ные края. И они обращаются с просьбой к эпику Абызу благословить их. Музыкальная канва бата Абыза развертывается неторопливо, мерно, по-эпически величаво. Интонации бата преднамеренно диатоничны, ритм – укрупненный, метр – равномерно-выдержанный.

В аспекте выявления драматургической роли бата в казахской опере ин­тересен и пролог оперы «Алпамыс». Во вступлении к опере Рахмадиев воспроизводит картину опустошенной и израненной казахской земли после вражеского набега. Музыка пролога архаична и печальна, она не только характеризует создаваемую сцену, но и более глубоко содействует передаче эпи­ческого сюжета. Постепенно музыка начинает приобретать тревожно-трагический оттенок… Безутешно ее горе, отчаянный крик, наконец, услышан… Приходит народный герой Алпамыс со своими сарбазами. Эта драматургиче­ски насыщенная картина завершается благословением Матери-Земли. Ком­позитор, мастерски обновляя жанровые признаки бата, используя богатей­шие приемы современной техники, вводит инновации: распевно-речевые на­родные интонации, разрастаясь, переходят в ансамблевую сцену – в дуэт Ма­тери-Земли с Алпамысом.

Анализ оперных произведений композиторов Казахстана, в которых музыкально-поэтические жанры фольклора получили новаторскую трактовку, можно продолжить.

Обобщая, отметим, что жанр бата – особый феномен в истории художественной культуры казахского народа. Имея в своей основе общечеловече­ские духовные ценности, бата является существенным жизнеутверждающим фактором и современной действительности. Природа жанра, вбирая в себя многовековые традиции народа, отражая его нравы и обычаи, по-новому воз­родившись в условиях Независимости, приобрела общественно значимую содержательность и предназначение. Бата – это вечно живой источник ду­ховной жизнестойкости нации, соединяющий пространство прошлого и на­стоящего.

 

Литература:

1.     Ауэзов М.О. Мысли разных лет. – Алма-Ата: Казгосиздат, 1961. – 541 с.

2.     Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка. – Алматы: Фонд Сорос – Казахстан, 2003. – 832 с.

3.     Радлов В.В. Алтын сандық. /Сост. С.Каскабасов, К.Исламжанов. – Алматы, 1993. – 256 б.