Филологические науки. Музыка и жизнь/ 4. Эпохи, стили, жанры

Касимова З.М.

Институт литературы и искусства им.М.О.Ауэзова, Казахстан

Жанровая систематизация свадебных песен

тюркских народов

Фольклорная музыка – одна из сторон духовной культуры каждого народа, отличающаяся своеобразием и уникальностью. Одним из важнейших ее видов является свадебно-обрядовый фольклор, демонстрирующий переход человека из одного жизненного цикла в другой, сопровождающийся многими различными обрядовыми действами, которые имеют символическое значение, связанное с духовными и религиозными взглядами людей. Свадьба – древняя, многофункциональная и значимая церемония, имеющая социально-правовое, общественно-политическое значение, заключающееся в создании новой ячейки – семьи. В ней сконцентрированы нравственно-этические устои, знания народа о жизнедеятельности, бытовом укладе, брачных и семейных отношениях в прошлом и настоящем. Вместе с тем в свадебном обряде заложен сложный комплекс разных видов искусства, богатый разными художественными элементами (музыка, поэзия, проза, изобразительное и прикладное искусство). И как один из типов народной драмы, вобравший в себя черты театральности, бытовал и бытует по сей день у многих народов мира.

Именно в этом виде фольклорного творчества наиболее полно проявляются национальные художественные традиции, которые сложились в результате демократических тенденций многих поколений [1]. Из-за того, что из века в век изменялся историко-социальный статус общественных формаций, соответственно тому видоизменялось художественное восприятие жизни, развивались и переходили в иное качество пути оценки и изображения окружающей среды и природы, каждый новый этап искусства обогащаясь, постоянно подвергается обновлению. Со временем, в результате этого, сохраняя стабильные элементы, меняются эстетические критерий народа, некоторые обычаи теряют свои устаревшие функции. В этой связи следует сказать о традициях, обогащённых новыми качествами, возникшими взаимовлияниями различных этнических культур. Свидетельство тому свадебно-обрядовый фольклор тюркоязычных народов, имеющих общие исторические и генетические корни.

В родо-племенном коллективе его члены вместе участвовали во всех мероприятиях и сообща принимали важные решения. Общее состояние всего общества было направлено в одно русло, что порождало чувство единства, взаимопонимание и взаимоподдержку. Вероятно этим объясняется бытование обрядов во все периоды истории человечества и во всех этнических культурах.

Свадебно-обрядовый комплекс состоит из множества ритуалов, которые несут в себе отпечаток архаики, раскрывающийся в изображении в них поверий народов, связанных с язычеством и прочими поверьями. Ученые-фольклористы, занимавшиеся исследованием этого обряда, свидетельствуют о древности его происхождения. Однако свадебные процессы со временем эволюционируясь, претерпевают изменения, связанные с вышеотмеченными факторами. Но они касаются лишь определенных сфер бытования всего цикла. Некоторые его ритуалы утратили свое значение, изменили функции со становлением новой идеологии, а некоторые вовсе забыты и на их места заняли другие.

Свадебные песни – один из основных компонентов обрядового фольклора, наряду со словесно-поэтическим, хореографическим и драматическим искусствами. Они имеют синкретический характер и обрядовую закрепленность, играют важную роль и выполняют определяющую функцию в обрядовом сценарии, наиболее действенной частью которого выступает музыка. Она глубоко воспроизводит мысли и чувства участников церемонии, усиливает ее эмоциональное и эстетическое воздействие.

Первые упоминания о жанрах свадебного обряда, в частности о песнях типа жар-жар (друг-супруг), встречаются в трудах известных восточных поэтов XV в. – Алишера Навои, в его трактате по метрике «Мизан-аль-аузан» [2, c.237] и Захираддина Бабура, в его фундаментальном «Трактате об арузе», где написано об общетюркском напеве оленг, каждая строфа которого заканчивалась повторным словом яр-яр [3, c.76]. В фольклористической науке первые попытки жанровой классификации обряда были проведены в конце XVIII – начале ХІХ вв. В этой связи выдающимися являются труды академика В.В.Радлова и А.Диваева, а также А.Левшина, Г.Потанина, Р.Пфеннига, Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина, А.Рыбакова, А.Эйхгорна, В.Беляева и мн.др. Наиболее углубленное изучение традиционного искусства, в числе которого – свадебно-обрядовый фольклор, в современной фольклористике началось в первой половине ХХ веке, со становлением филологии и музыкознания как самостоятельной области науки.

Исходя из значительного количества исследований и жанровых классификаций свадебно-обрядовой музыки, можно создать новую общетюркскую жанровую систематизацию песен, сопровождающих свадебный цикл, состоящий из 3-х периодов, которые прослеживаются в нижеследующем хронологическом порядке.

Песни І периода –сватовства, который состоит из двух этапов – предварительное и официальное сватовство [4].

Песни ІІ периода – урын бару (куйеулеу, куйеелее барау и т.д.) предсвадебный период, первое посещение и тайные встречи жениха и невесты.

Песни ІІІ периода – собственно свадьба, также состоит из двух этапов – проводы невесты (кыз узату той, кыз тоюу и т.д.) и свадебное торжество в доме жениха (келин тусиру, улы той и т.д.).

1.     Песни жаушы, яучи, яусы, джаучи, джауши и т.д. (жаушы – это посредник, уважаемый человек из рода жениха, которого его сородичи отправляют в дом будущей невесты для того, чтобы тот разведал обстановку и узнал мнение ее родных к возможному союзу их детей и родов).

а) Кол устар, кол ушлатар и т.д.

б) Шаш сипар, чач сыйпатар и т.д.

в) Жамбас сипар.

Песни этого периода поются во время первого и последующего свиданий молодых. Первым этапом является обряд кол устар, дающий право прикоснуться к рукам невесты, последующие – шаш сипар – погладить волосы, и жамбас сипар – дословно означающий погладить по бедрам.

 

1.        Прощальные песни невесты на проводах танысу, сынсу, сынсыу, сенляу, коршуу, арыз-олен, жар-жар, яр-яр, ёр-ёр, йар-йар, аужар хау-жар, аушадияр, бике-ау, сарын, уки-ау, такиямен коштасу (прощание с тюбетейкой), коштасу и т.д.

 

1.     а) Песни, посвященные сватам – саукеле, куда назы.

б) Словесно-поэтические состязания сватов – кудалар айтысы.

 

2. Песни, исполняемые на свадебном торжестве в ауле жениха – келін түсіру тойы, той бастар, той мубарок, беташар, бет ачар, килен каршылау телек, тороон кожондор, келин салом, той тарқар и т.д.

Таким образом, песни всего свадебного цикла тюркоязычных народов можно представить в вышеизложенном порядке, где охватываются все жанры и обряды исследуемого пласта фольклора этносов обозначенной языковой группы.

 

Литература:

1.     Об этом подробнее см.: Кузембаева С.А. Национальные художественные традиции и их конвергентность в жанре казахской оперы. – Алматы: Uniqe service, 2006.

2.     Ахметов З.А. Казахское стихосложение. Алма-Ата: Наука, 1964. – с.187-257.

3.     Гуллыев Ш. Туркменская музыка (наследие). – Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2003. – 208 с.

4.     Лобанова Н.П. К истории сложения института свадебной обрядности (на примере комплексов свадебных обычаев и обрядов народов Средней Азии и Казахстана) // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Наука, 1978. – 216 с., С.144-175.