Савинкина А.А.¹, Тебенова К.С.² , Заркенова Л.С. ², Ильясова Б.И. ²

Средняя общеобразовательная школа-интернат №5 для умственно отсталых детей¹, Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова²,

г. Караганда

Развитие внимания детей с нарушением интеллекта на уроках музыки

Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, выражающее преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она, как в фокусе, сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Известно, что внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности – практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления, таким образом, совпадают. Это положение оправдывается в самых различных областях деятельности. На сценическом опыте это правильно подметил К.С.Станиславский. «Внимание к объекту, - пишет он, - вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом...» [1].

Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно:

1) широкое и узкое внимание – в зависимости от их объема;

2) хорошо и плохо распределяемое;

3) быстро или медленно переключаемое;

4) концентрированное и флюктуирующее;

5) устойчивое и неустойчивое.

В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.

В настоящее время достаточно исследований по развитию внимания. Нами с целью развития внимания были использованы элементы музыкального воспитания. Задачи и содержание музыкального воспитания определяется общими целями всестороннего развития личности и, в частности, этического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия, эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса, развитие художественно-творческих способностей детей.

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека, а также на его психические функции. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. Прослеживание "чувственной программы" музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного "словаря эмоций", позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Одним средств музыкального воспитания является пение. Пение, как один из видов исполнительской деятельности способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Также с целью формирования у детей музыкальных способностей, развития у них слухового внимания, развития у них чувства ритма, тембровый и динамический слух используются музыкально-дидактические игры. Кроме указанного, данный вид музыкального воспитания позволяет побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях, в доступной игровой форме помогает им разобраться в соотношении звуков по высоте. Вместе с тем, музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Все вышеуказанное позволило нам применить комплекс музыкально-дидактических игр для развития у детей с умственной отсталостью внимания, в частности слухового внимания на уроках музыки.

Задачами музыкально-дидактических игр явились:

- развитие у детей музыкального восприятия и слухового внимания;

- игровое действие должно помочь ребенку в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки

- действовать с приобретенными знаниями.

Музыкальные занятия были построены с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и осуществлялись по заранее намеченному плану. Нами было реализовано 8 музыкальных занятий включающих в себя музыкально-дидактические игры "Узнай свой инструмент", «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?», «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори». Как и любая другая игра, музыкально-дидактические игры включали развитие игровых элементов действий.

Методика проведения музыкально-дидактических игр, предполагала поэтапное увеличение объема наглядного материала и усложнение содержания игры на каждом последующем занятии, что по нашему мнению способствовала концентрации и лучшей переключаемости внимания. С этой же целью нами были использованы различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.

Предложенная модифицированная методика, апробированная в практической деятельности, позволила сделать работу музыкального работника более интересной и эффективной для умственно отсталых детей с учетом их психических возможностей.

Проведенные в процессе обучения и развития психической деятельности игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» дали возможность детям с умственной отсталостью чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» способствовали развитию чувства ритма, точного воспроизведения мелодии, ритмического рисунка песни, попевок.

Таким образом, при коррекционно-развивающей работе следует помнить, что для повышения эффективности музыкальных занятий обучение должно быть комплексным. На каждом занятии должна быть охвачена работа по развитию фонетико-фонематического восприятия, по развитию слухового внимания, зрительного восприятия. Параллельно должна проводиться работа по обогащению словарного запаса.

 

Литература:

1.       Станиславский К.С.. Сборник сочинений. – Москва, 1989 г. – Т.2.