Философия/5.Философия религии

 

Романенко-Бурлуцкий Я. Л.

Ассистент кафедры философии ДонНАСА, аспирант, выпускник КДС МП

Какой закон учил исполнять Иисус Христос

 

В последнее время на постсоветском пространстве стало появляться все больше различных религиозных организаций иудейского происхождения, последователи которых утверждают, что настоящему христианину необходимо соблюдать ветхозаветный закон Моисеев наряду с новозаветным законом Христовым, поскольку, по их мнению, эти две законодательные системы лишь взаимодополняют друг друга и ничем существенным не отличаются. В истории христианства подобные взгляды  высказывались последователями секты «евионитов» или «иудействующих», чье учение было осуждено церковью в конце I – в начале II века н. э. [1,83-86]. Однако в контексте современной религиоведческой науки вновь возникает потребность в детальном рассмотрении этой темы, поскольку представители подобных религиозных течений вносят путаницу в систему сложных межконфессиональных отношений и нивелируют глобальную историко-культурную ценность христианской идеологии и практики.  Поэтому целью данной статьи будет детальное рассмотрение данной проблематики и поиск ответа на  один первостепенный вопрос: какой закон учил исполнять Христос?

В Библии [2] ветхозаветный закон Моисеев и новозаветный закон Христов действительно имеют некоторое сходство. К примеру, все заповеди закона Моисеева были заповеданы израильскому народу от Имени самого Бога-Иеговы, схожим образом и Христос все свои законы провозглашает от Имени Бога-Отца (Ин.7,16); закон Моисеев был предназначен  исключительно для израильского народа (Втор.4,1-2), Христос также подчеркивал, что Его миссия касается, прежде всего, народа «богоизбранного», то есть иудеев (Мф.15,24). Однако, несмотря на определенные сходства, необходимо основательно разобраться в том, имеются ли достаточные основания для того, чтобы отождествлять эти две религиозные законодательные системы и поставить между ними знак равенства. Можно ли с уверенностью утверждать, что два этих закона являются по существу одним и тем же законом, или же между ними есть непреодолимые принципиальные различия, которые делают закон Моисеев и закон Христов несводимыми друг к другу, в то время как их общие черты, в таком случае, могут лишь свидетельствовать о необходимой преемственной смене одного закона другим. Для решения этой задачи необходимо более детально сравнить эти две законодательные системы.

В Ветхом Завете Господь открывает Себя израильскому народу, прежде всего, как «Бог-Ревнитель» (Исх.20,5; 34,14), который гневается (Исх.4,14; Лев.26,23; Числ.12,9), ожесточает сердца (Исх.4,21; 10,1; 14,17) и истребляет своих врагов (Исх.23,23; Числ.14,12; 16,28-35; Втор.33,27). В соответствии с этим и ветхозаветный закон оказывается достаточно строгими и может показаться нам даже жестоким. К примеру, закон нередко предписывает карать смертью преступников и уничтожать целые города, если их жители уличены в вероотступничестве. При этом Бог не только повелевает людям безоговорочно карать преступивших закон безо всякой пощады, но и сам поступает соответствующим образом, показывая пример должного ревностного отношения к соблюдению всех заповедей  Закона. Так Господь повелевает до смерти побить камнями человека, собиравшего дрова в субботу и нарушившего заповедь субботнего покоя (Лев.20,14), а также низводит живыми под землю более двухсот пятидесяти непокорных израильтян, которые оспорили главенство Моисея и Аарона в еврейском обществе (Числ.16,32). В отношении соседних народов, ветхозаветное законодательство еще более сурово и неумолимо: семь народов, которые населяли Палестину до прихода израильтян, в соответствии с предписаниями Закона, должны быть полностью уничтожены, а их остатки навсегда изгнаны из земли, заповеданной иудеям, эти народы нельзя щадить, им нельзя желать ни мира, ни благополучия «во веки веков» (Втор.7,1-25;23,6). Более того, в законе Моисеевом Бог разрешает иудеям захватывать силой также и далекие чужеземные города, заставлять их жителей служить себе и платить дань, а в случае отказа повелевает предавать эти города огню, а их жителей мечу, и оставлять себе лишь добычу, к которой относятся также женщины и дети (Втор.20,10-17).

Основным принципом ветхозаветного закона Моисеева в том, что касается взаимоотношений между самими израильтянами, является принцип равного воздаяния, возврат добра за добро и зла за зло. К примеру, закон гласит: «Когда дерутся люди… если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх.21,22-25); и в другом месте: «…да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, руку за руку, ногу за ногу. Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему» (Втор.19,21). В целом  ветхозаветный закон не считает насилие абсолютным злом, но разделяет его на законное и незаконное, справедливое и несправедливое, оправданное и неоправданное. В законе сам Бог санкционирует смертную казнь (Исх.31,14;22,18-20), а также разрешает месть (Числ.35,19-32) и всякое «справедливое» убийство, необходимое при определенных обстоятельствах (Числ.25,6-9). При этом угодить Богу и не прогневать Его можно лишь строгим соблюдением всех заповедей закона, которые даны Им через пророка Моисея и детально расписаны в Пятикнижие Моисея («Торе»): «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога Твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными… доколе не будешь истреблен» (Втор.28,58-61).

В отличие от всего этого в эпоху Нового Завета Иисус Христос открывает людям, что Бог по своей природе добр и милосерд, Бог является воплощением абсолютной любви и блага, а потому он бесконечно любит  человеческий род. Мессия свидетельствует о Боге-Отце следующим образом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). В свою очередь Иоанн Богослов, самый преданный ученик Иисуса Христа,  выражает сущность божественной любви следующим образом: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4,8-10). И далее сам Иисус Христос свидетельствует о том, что Бог любит всех людей, не взирая на отношение к себе с их стороны, а потому заповедует и нам любить всех своих ближних, вне зависимости от того, что они делают по отношению к нам самим – добро или зло: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5,38-45).

Поэтому основным принципом новозаветного закона Христова становится не ветхозаветный принцип «равного воздаяния», но всепроникающая безграничная любовь, которая и должна определять все аспекты поведения людей. Любить другого человека – это значит относиться к нему,  наравне с самим собой,  как к высшей ценности и объекту для облагодетельствования, не ожидая при этом никакой благодарности взамен. Иисус Христос благодаря своим собственным словам не оставляет нам сомнений на этот счет: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними… Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6,31-36). Без любви и без соответствующего отношения к ближним, человек не сможет ни достичь совершенства, к которому призван, ни приблизиться к Творцу: «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга… Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1Ин.4,11-17).

Таким образом, в основе двух религиозных законодательных систем – закона Моисеева и закона Христова, как мы уже могли убедиться, лежат совершенно разные принципы: принцип «равного воздаяния» в Ветхом Завете и всепрощающая любовь в Новом Завете, что и обуславливает наличие тех неразрешимых противоречий, которые существуют между этими  законами и их отдельными предписаниями. Непримиримость ветхозаветного и новозаветного законодательств особенно видна тогда, когда речь заходит о тех заповедях Закона Моисеева, которые призывают к насилию, поскольку становится  очевидным, что Сам Иисус Христос вопреки требованиям Закона проявлял милосердие, сострадание и любовь к ближним даже в тех случаях, когда Закон запрещал это делать. Поэтому необходимо более детально  рассмотреть подобные случаи несовпадения новозаветных и ветхозаветных предписаний, чтобы благодаря их сравнительному анализу для нас не осталось бы никаких сомнений в том, что одновременное исполнение этих двух Законов невозможно и между ними нельзя поставить знак равенства.

Ветхозаветный Закон предписывает воздавать добром за добро и злом за зло, а также мстить своим обидчикам. В частности одна из  заповедей гласит: «…кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев.24,19), и другая заповедь: «Мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его, сам может умертвить его» (Числ.35,19). Однако Христос заповедует нечто иное, что, по-видимому, противоречит закону Моисея, но вполне соответствует закону божественной любви: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду… А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф.5,38-44). Иисус учит не воздавать злом за зло, но прощать ближним их прегрешения: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк.6,36-37), и еще: «Ибо если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14-15). Поэтому, когда апостол Петр спрашивает Христа о том, сколько же раз следует прощать окружающим их грехи, то слышит в ответе Спасителя ясное указание на то, что не нужно вести счет своим обидам, но следует прощать людям их прегрешения от всей души: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18,21-22). 

Также в Ветхозаветном Законе есть предписания, в соответствии с которыми необходимо предавать смерти всех тех людей, которые нарушают запреты, касающиеся половой жизни: девушку, если она лишилась девственности до вступления в брак (Втор.22,20-23), мужчину и женщину, которых застали в прелюбодеянии (Лев.20,10), блудников и блудниц (Лев.20,14; 21,9), кровосмесителей (Лев.20,11-12), мужеложников и скотоложников (Лев.18,22-23; Исх.22,19). При этом в Торе обозначается несколько видов казней для грешников такого рода: их надлежит умерщвлять через повешение (Числ.25,25; Втор.21,22), через сожжение (Лев.20,14; 21,9), а также побивать камнями до смерти (Втор.22,23). Но Христос в эпоху Нового Завета не поступает подобным образом. Например, в Евангелии описывается случай, когда старейшины Израилевы привели к Спасителю женщину, которую застали во время прелюбодейного акта, чтобы увидеть, поступит ли Христос с ней так, как требует того Закон. Согласно ветхозаветному предписанию, Иисус, как и любой иудей, должен был предать эту женщину смерти, однако Мессия не только не убивает ее, но даже и не наказывает виновницу, лишь предостерегает, чтобы она в будущем не грешила подобным образом: «Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8,3-11).

Кроме того, стоит отметить и тот факт, что Закон Моисеев делит людей по половому признаку и не дает равных прав мужчинам и женщинам. В частности, мужчинам разрешается иметь две жены одновременно (Исх.21,9-10; Втор.22,15-16), а также разводиться со своими женами в одностороннем порядке, единственно по желанию и усмотрению мужа: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…» (Втор.24,1-4). Однако Иисус Христос в подобных случаях учит поступать по-другому: Он запрещает разводы по любым причинам, кроме случаев нарушения супружеской верности одной из сторон, приравнивая сам развод к греху прелюбодеяния: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5,31-32). Мессия называет супружество учреждением Божьим, а сам союз двух супругов «единой плотью», а потому не позволяет людям разрушать то, что связал  Бог (Мф.19,3-10; Мк.10,2-9).       

И, наконец, в Ветхозаветном Законе есть постановления, которые обязывают карать смертью всех отступников от веры и противников божественного учения, если будут найдены, хотя бы, два свидетеля, готовые  подтвердить этот факт (Исх.22,18; Втор.17,2-7; Лев.20,27). При этом Закон запрещает оставлять в живых кого бы то ни было из нарушителей божественных заповедей, и повелевает казнить в таких случаях даже членов собственной семьи (Втор.13,6-11). Более того, закон Моисея предписывает предавать огню и мечу даже целые города, если в них появятся  проповедники иных богов и смогут увлечь жителей за собой: «Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь Бог твой дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», - то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем…» (Втор.13,12-15). Тем не менее, Иисус Христос не прибегает к насилию по отношению к своим противникам из среды иудеев, состоящих под Законом, и никогда не призывает к этому других. Более того, он оказывает помощь даже иноверцам из соседних народов, примером чему может служить исцеление дочери хананеянки (Мф.15,22-28), хотя проявлять милосердие к племенам, которые населяли Палестину до прихода израильтян, запрещается Законом Моисея (Втор.7,1-2).

В другом случае Христос запрещает своим ученикам Иакову и Иоанну просить Бога-Отца о том, чтобы с неба сошел огонь и уничтожил целое селение в Самарии за то, что здесь отказались принять Спасителя и следовать его учению, поскольку: «…Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9,51-55). Христос, вопреки требованиям Закона, заповедует своим ученикам не враждовать с теми городами, где не будут принимать истинного учения о Мессии, но мирно покидать их и идти в другие селения (Лк.10,10-11). При этом нельзя забывать, что не принимать Сына Божьего и Его учение – это все равно, что отвергать самого Бога-Отца: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин.5,23). Закон Моисеев предписывает предавать смерти всякого, кто не послушается священника или судью (Втор.17,12), поэтому можно предположить, что тем более повинны смерти по закону те, кто не принял учения Сына Божьего. Однако Христос не прибегает к насилию и не наказывает тех, кто противится Ему, но, более того, показывает пример незлобия и молится Богу-Отцу о прощении своих палачей, которые распинают его на кресте: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,32-34).

Таким образом, становится понятным, что в основе своей Закон Моисеев и Закон Христов несовместимы друг с другом, поскольку нет возможности соблюдать один Закон и при этом не нарушать постановлений другого. Более того, исходя из предписаний самого ветхозаветного законодательства, мы можем также утверждать, что никто не имеет права соблюдать Закон лишь отчасти, следуя одним заповедям и  пренебрегая другими, но каждый, кто считает себя подзаконным, обязан исполнять Закон Моисеев полностью, в том объеме, каким он дан в Торе: «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Втор.12,32), и далее: «Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего и не будет поступать по ним!» (Втор.27,26) и так далее по тексту (Втор.31,12; 32,46). И если никто не в состоянии соблюдать все постановления ветхозаветного закона таким образом, чтобы не нарушать при этом новозаветный закон Христов, то вопрос о том, нужно ли христианину соблюдать Закон Моисея отпадает сам собой.

И все же стоит отметить, что в истории израильского народа ветхозаветный закон имел огромное значение и принес немало пользы, невзирая на его очевидное несовершенство по сравнению с Законом любви Иисуса Христа. Нужно помнить о том, что Закон Ветхого Завета и Закон Нового Завета был дан одним и тем же Богом-Творцом только в разное время, и, следовательно, Закон Моисея должен был быть настолько же благим для людей своей эпохи, насколько благим является для нас новозаветный закон христианской любви. По какой же причине древним израильтянам был необходим именно такой закон, каким был строгий и неумолимый закон Торы?  Ответ дает Священное Писание – по причине  крайней жестокости их собственных нравов. Бог, беседуя с пророком Моисеем на горе Синай, называет еврейский народ народом «жестоковыйным»: «…посему знай ныне, что не за праведность твою  Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный» (Втор.9,6), и далее: «И сказал мне Господь: Я говорил тебе один и другой раз: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный» (Втор.9,13). Иисус Христос также обращал непосредственное внимание на этот факт, прямо указывая на то, что некоторые постановления Закона Моисеева были даны израильтянам исключительно из-за их жестокосердия: «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мф.19,7-9). В таком случае надо полагать, что Мессия вышел на проповедь к своим соотечественникам в то время, когда еврейский народ по большей части уже не был настолько «жестоковыйным» как прежде, а потому был готов к принятию более совершенного и благого закона, каким является закон самоотверженной христианской  любви. И если нравы современников Спасителя, стали чище и возвышеннее возможно во многом благодаря тем страданиям, что выпадали на долю израильского народа на всем протяжении его исторического пути, так, что немалое число иудеев стали способными воспринимать слова Иисуса Христа и следовать им, то имеет ли смысл христианам сейчас возвращаться к древнему закону, который был дан тогда еще «жестоковыйному» и «жестокосердному» народу? Что еще по нашему субъективному мнению может недоставать совершенному закону всепрощающей и всепроникающей любви, который принес в этот мир Христос?! Ответ очевиден.                   

 

 

Список литературы:

1.     Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. СПб.: «Труд», 1915. – 456с.

2.     Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское Общество, 2005г. – 1296с.

 

3.     Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем // Апологеты: защитники христианства. СПб.: «Сатисъ», 2002. – 189с.

4.     Милеант А. Исследуйте Писания: к познанию Библии (Ветхий и Новый Завет). М.: «Русский Хронограф 1991», 2002. – 384с.

5.     Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. К.: Изд-во им. Свт. Льва папы Римского, 2004. – 663с.

6.     Сорокин А. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. К.: «Пролог», 2003. – 313с.

 

Авторская справка

 

1.   Фамилия, имя, отчество:    Романенко-Бурлуцкий Ярослав Львович

    2. Место учебы, статус: ассистент кафедры философии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Донбасской Национальной Академии Строительства и Архитектуры, аспирант, выпускник Киевской Духовной Семинарии Московского Патриархата, религиовед-специалист                                                                                               

           3.  Электронный адрес:   JarLvov@yandex.ru