к.п.н. С.К. Бейсенбаев, магистрант С.А.Абдиева
Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова, Казахстан
Современное развитие
книжной графики
Графика,
искусство начертания - древнейший и вместе с тем сравнительно молодой вид
исскуства. Древнейший потому, что рисунок, главный вид графического
изоброжения, лежит в основе изобразительного искусства вообще. Изображая что - либо,
люди прежде всего начинали рисовать - обозначает формы предметов или фигур их очертаниями, контурами. Молодой же потому,
что как самостоятельное искусства, как отдельная художественная специальность, ясно
отличаемая от живописи, графика сформировалась сравнительно поздно, уже за
гранью средних векогов, в начале новогго времени. И в этом самоопределеним
графики немалая роль принадлежала книге, и особенно печатной.
Современная
графика далено вышла за пределы своей колыбели – книги. Она образовала
множество самостоятельных станковых, а тагже прихладных форм. Одного связь её с
книгой сохранилась и укрепляется. Художник остается постоянным учасникам
процесса формирования книги. Сфера его деятельности здесь весьма обширна и
многообразна. Он ведь не только иллюстрирует, но и создаёт внешний и внутренный
облик самой книги: рисунок
переплета, форзаца, титульного места, шмуцтитулов, спусковых и концевых полос с
заставками и концовками - вся то, что должно быть нарисовано или написано от
руки.
Таким образом, книжная графика - это не только графика
изобразительная. Она может быть также и орнаментальной и наконец, шрифтовой
(это нарисованное или написанное рукой художника заголовки). Да и
наборный шрифт, используемый в книге, это тоже ведь произведение
художника-специалиста.
Нужно
еще заметиь, что художник, работающи для книги, - это вавсе не обязаттельно
график, т. е. рисовальшик или гравер. Наредко имя художника стойт на книге, где
не видно ни одного штриха, проведенного его рукой. Что же он делал? Он
занимался форматом и пропорциями книги, выбором и сочетаниями материалов и
цветов. Он выбирал наборные шрифты, указывал размеры и размещение заголовков,
распологал на страницах и разворотах текст, а также готовые, не им нарисованные
иллюстрации. В зависимости от содержания книги это могли быть, например,
чертежи, репродукции документов или пройзведений искусства, фотографи.
Созданные таким способам книги без всякой «графики» могут быть интереснейшими произведениями искусства. Вот
почему в наши дни часто говорят уже не о «книжной графике» но об искусстве
книги.
Таким образом по отношению к
искусству книги графика – это только часть, хотя и значительная. И для того,
чтобы понять развитие книжного рисунка, изобразительного, шрифтового или
орнаментального, важно знать, какое место он занимал в то или другое время в
общем ряду художественных средств книжного искусства.
Рисунок в книге не самостоятелен,
он подчинен тексту, так или иначе падает нам этот текст; продолжает и
дополняет, иногда объясняет его,
подчеркивает какие-то стороны сюжета и стиля, обращает наше внимание на облик героев, на
происходящие действе. Графика может
ввести нас в дух иной эпохи, в мир чужих обычаев, другой климат – все это в
соответствии с текстом. Но любой текст
в разное время и разными художниками прочитывается и трактуется
не одинакова. И эта смена трактовок, изменение тех задач, которые себе ставит
иллюстратор или оформитель книги по отношению к содержанию и смыслу
литературного произведения, составляет, может быть, главную тему в истории
иллюстрация и книжного искусства в целом.
И наконец, никакой рисунок не
может быть включен в печатную книгу просто так, в сваём натуральном
виде. Он должен приобрести вначале полигравическую форму, способность
тирожироваться, должен стать оттиском. Эта, казалось бы, чисто техническая
подробность играет важную роль в развити книжного искусства. Приемы и способы рисования для книги тесно связаны с техническими возможностям
и воспроизведения –сперва рукодельными
(различные виды гравюры), а со втарой половины прошлого века – также и
фотомеханическими. Печатная техника вносила свои ограничения, заставляла
выбирать не любые, а подходящие для печати способы изображения.
И
эти способы получали собственную, только им свойственную выразительность. Гравюра
– это ведь не просто способ передачи свободного рисунка. У разных ее видов свой
художественные возможности и достоинства, широко используемыеьв книге. Есть
свои особенности и у фотомеханических
способов воспроизведения. С развитием полиграфической техники постепенно
ослабевают или отменяются прежние органичения в использовании в книжном рисунке
цвета, мягких переходов тона и т. д. но и теперь печатная, книжная графика
сохраняет некоторые технические особенности, отличающие ее от графики
свободной.
В
истори книги то та, то другая строна этой двойственности играла определяющую
роль и характериовала пути развития книжного С начала ХХ века книжная графика в
нашей стране развивалась быстро и бурно и воспринималась как многостороннее,
образно богатое, идеологически активное искусство в одном ряду со станково графикой
и живописью. И художники, работавшие в это время в области оформления книг,
вовсе не были по преимуществу узкими специалистами – декораторами. Напротив,
это нередко были мастера, определявшие своим творчеством также и самые бощие
пути развития нашего изобразительного искусства.
Современное книжная графика - это
мир без прочных границ, в котором каменная стена может обернуться
глубиной неба и в толще её поплывут облака, засветятся даление звёзды. Мир без тяжести где
дети летают по комнате и мы видим её откуда- то из под самого потомно, с высоты их полета. Комната, колется, едва
ли не опрокидывается. Здесь из, того и гляди, может оказаться верхом а верх -
низом. Но во всех своих превращениях этот мир остается уютным и добрым.
Сегодня многое здесь «режет глаз» художникам и критикам предыдущих поколений:
кукольность, пристрастие к открытым эффектам, манерная стилизация… Но видно,
что молодые художники талантливые и может быть, заставлять изменит и
пересмотреть кое-что искусстве в наших способах восприятия и оценках.
Литература:
1.
Петров В.Н. Владимир Васильевич Лебедев. Л., 1972
2.
Искусство шрифта. Работы московских художников книги. М., 1977
3.
Айдарова З. Бейнелеу өнері. Алматы: Атамұра, 2006
Добрый
день , к.п.н. С.К. Бейсенбаев, магистрант С.А.Абдиева Ваша работа принята!
Название секции: ФИЛОСОФИЯ. Философия литературы и
искусства
Авторы: к.п.н. С.К. Бейсенбаев, магистрант
С.А.Абдиева
Название работы: Современное развитие книжной
графики
Количество страниц: 4
Количество сборников: 1
Страна: Казахстан
Мобильный телефон: 87004175570
Почтовый адрес: к.п.н. С.К. Бейсенбаев, магистрант
С.А.Абдиева,112 квартал,ул. Железнякова 17,Шымкент, Казахстан, 160021
E-mail: nurshatkz@rambler.ru
Название конференции: Актуальные проблемы
современных наук
Реквизиты для оплаты: Получатель: ТОО
Уралнаучкнига , р/с 007467050 в УФ АО Казкоммерцбанка , БИК 194901706 , РНН
270100227586 , Адрес получателя: г.Уральск , ул.Гагарина 52/1
Сумма к оплате: 2000 казахских тенге ,в том числе
почтовая доставка заказным письмом 400 тенге
Счет для оплаты Вы можете заказать по электронной
почте info@rusnauka.com или факсу +38 0562 342961. Не оплаченные работы не
печтаются , не забудьте в назначении платежа указать фамилии авторов.После
оплаты просим выслать на отсканированную копию документа об оплате. После
опубликования Ваша работа будет выслана на адрес :к.п.н. С.К. Бейсенбаев,
магистрант С.А.Абдиева,112 квартал,ул. Железнякова 17,Шымкент, Казахстан,
160021
Ориентировочный срок публикации в течении 3-4
недели с момента проведения конференции.
Справки по телефонам +38 0562 357819 , +38 056
3701313 , e-mail: info@rusnauka.com