Турлаев А.В., Туякова Н.Б.
Карагандинский государственный университет им.
Е.А.Букетова, Казахстан
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ ИНСТИТУТОВ В
КАЗАХСТАНЕ
В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Становление правового
государства в настоящее время неразрывно связано с развитием институтов
гражданского общества. В Концепции развития гражданского общества в Республике
Казахстан на 2006-2011 годы, гражданское общество определяется как общество,
где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и
отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и
ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо
от государства и его органов общественных отношений: политических,
экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других,
отображает многообразие частных интересов. Общество становится гражданским лишь
на определенной стадии демократического развития
и формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания
народа. Становление гражданского
общества и развитие демократии в
стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество,
тем демократичнее государство. Предпосылками развития гражданского
общества являются появление у
граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и
возрастание статуса человеческой личности. Политическим фундаментом гражданского общества служат правовое государство и демократия, которые
необходимы для обеспечения всех прав и свобод личности, развития общества в
целях создания в нем обстановки стабильности, безопасности, справедливости и
сотрудничества. Экономическую основу гражданского
общества составляют многообразие
форм собственности и суверенитет индивидуальных собственников, которым
обеспечены законодательные гарантии равного признания и защиты. Одним из
главных базовых условий существования гражданского
общества является гласность,
которая обеспечивается через независимые СМИ. В условиях демократии институты гражданского общества и государства функционируют как разные, но
взаимозависимые части в общей системе. Отношения между властью и гражданским
обществом строятся на основе публичного соглашения, а взаимодействие направлено
на достижение компромисса [1]. Целенаправленный процесс формирования
институтов гражданского общества на современном этапе казахстанской истории
обусловливает научный интерес к проблемам, касающимся понимания сущностных и
содержательных аспектов отдельных
социальных институтов в советский период. Следует отметить, что именно в
советский период происходит развитие базовых общественных отношений, которые в
настоящее время нашли свое общественно-политическое развитие в качественно
новой форме.
Следует обратить
внимание что, идея самоуправления как базового элемента социалистической
демократии, находилась в основе советского общества и государства, объединяя и
сливая воедино государство и общество. Это слияние выражалось в создании
широкого представительства трудящихся, а затем и народа в Советах народных
депутатов (Советах депутатов трудящихся). Для первых месяцев советской власти
характерна пестрота организационных форм в строительстве местного советского
аппарата. Но реальное управление в государстве осуществлялось не через
формально признанные органы советской власти, а через пронизывающую все
государство партийную структуру. В период разработки первой советской
Конституции стали создаваться органы местной власти (комбеды, ревкомы), которые
имели, в том числе идеологические функции, заменяя конституционные органы во
многих уездах и губерниях. Развиваясь дальше как органы государственной власти,
Советы утратили многие признаки, которые могли характеризовать их как
демократические институты. Тем не менее, идеология советского периода развивала
идеи социалистической демократии, то есть народовластия, основанного на
принципах равенства, справедливости и социального обеспечения со стороны
государства и общественных организаций. Важным институтом советского общества
были профсоюзы. Невзирая на то, что профсоюзы были подконтрольны государству,
они распоряжались огромными средствами, управляли социальным страхованием,
организовывали санаторно-курортное лечение и отдых трудящихся, отдых и
оздоровление детей, руководили технической инспекцией труда, вели
культурно-массовую и спортивную работу, были главными распределителями
общественных фондов потребления. В тридцатых годах двадцатого века в ведение
профессиональных союзов были переданы управление государственным социальным
страхованием и государственный надзор за соблюдением трудового
законодательства, охраной труда и техникой безопасности. По решению 17-го
съезда партии на профессиональные союзы были возложены функции низовых органов
рабоче-крестьянской инспекции на
предприятиях и руководство общественным контролем над работой магазинов,
столовых, отделов рабочего снабжения [2, 172].
Одним из институтов
гражданского общества можно считать товарищеский суд. В Советском Союзе товарищеский суд представлял собой выборный
общественный орган, который согласно положениям о товарищеских судах был
призван содействовать «воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к
труду, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения правил
социалистического общежития, развития у них чувства коллективизма и
товарищеской взаимопомощи, уважения достоинства и чести советских людей»[3,
93]. Товарищеские суды создавались по территориальному и производственному
принципу (например, на предприятиях, в общественных учреждениях, средних и
высших учебных заведениях, колхозах, сёлах, и даже в отдельных домах). Число и
состав товарищеских судов определялся путём открытого голосования на общем
собрании коллектива. Срок работы одного состава товарищеского суда обычно
составлял два года. Функционировали товарищеские суды на общественных началах.
Товарищеские суды разбирали дела о нарушениях трудовой дисциплины, несоблюдении
требований по охране труда, о
недоброкачественном выполнении работ, о мелком хищении государственного и общественного
имущества, мелкой спекуляции, оскорблениях, административных
нарушениях, распитии спиртных напитков в общественных местах и т. п.
Товарищеские суды могли рассматривать дела об имущественных спорах между
гражданами на сумму до 50 рублей при согласии участников спора на рассмотрение дела в
товарищеском суде. Товарищеский суд имел право применить к нарушителям
следующие меры: обязать принести публичное извинение, объявить товарищеское
предупреждение, общественное порицание или общественный выговор, наложить
денежный штраф до 50 рублей и т. д. При рассмотрении дел о нарушителях трудовой
дисциплины (прогулах, опозданиях, преждевременном уходе с работы) товарищеский
суд был вправе поставить перед руководством предприятия вопрос о переводе
виновного на менее оплачиваемую работу [4, 56]. Если товарищеский суд приходил
к убеждению о необходимости привлечь правонарушителя к уголовной или
административной ответственности, он принимал решение о передаче материалов
соответствующим органам.
Свою деятельность
осуществляли и религиозные учреждения, несмотря на то, что начиная с
октябрьской революции, советская власть развернула борьбу за атеизм.
Относительная самостоятельность религиозных объединений от государства
позволяет их рассматривать в качестве важнейших негосударственных социальных
институтов, формирующих собственное, религиозное мировоззрение, принципиально
отличающееся от официального.
В рассматриваемый
период происходили значительные изменения в политической системе общества,
отразившиеся на деятельности социальных институтов. Так, к середине 30-х
гг. идеология марксизма-ленинизма
становится не только партийной, но и официальной, государственной идеологией.
Ее новый статус означал усиление борьбы с инакомыслием в стране. Для решения
этой задачи широко используются, прежде всего, приемы, связанные с
дискредитацией «враждебной» идеологии, каковой считалось, все, что не
вписывалось в официальную идеологическую доктрину. Особую роль здесь играл
партийный контроль за средствами
массовой информации, через которые осуществлялось распространение
официальных взглядов и их разъяснение. Изменениям подверглась и система
образования. Были полностью перестроены структура учебных планов и содержание
учебных курсов. В их основе теперь лежала марксистско-ленинская интерпретация
не только обществоведческих курсов, но порой и естественных наук. Курс на
отделение церкви от государства в конце 20-х - начале 30-х гг. сопровождался
массовым уничтожением церквей и мечетей, самих служителей культа с целью
ликвидации инакомыслия в его религиозном варианте. Под безраздельным партийным
влиянием оказалась творческая интеллигенция, идеологический контроль за
деятельностью которой, наряду с партийными органами, осуществлялся
пропартийными творческими союзами [5, 73]. Точно так же как единственной
партией в стране была ВКП (б), в профессиональном движении была монополия
огосударствленных профсоюзов, в молодежном движении - ВЛКСМ, в детском -
пионерской организации и т. д. [6, 59]. Тем не
менее, не утратил своего значения институт семьи, хотя и он находился
под сильным влиянием идеологии. Тем не менее, привитые в семье
морально-нравственные основы не позволили
сформировать советского человека
как безвольного и послушного исполнителя воли партии и правительства.
Наличие скрытой оппозиции, неприятия и недоверия ко всем реформам и
мероприятиям, осуществляемым советской властью, позволяет говорить о
присутствии в обществе того периода гражданского самосознания, которое
характеризовалась определенной критичностью и относительной самостоятельностью.
Именно эти черты общественного самосознания позволили в постперестроечный
период встать на путь формирования гражданского общества, основанного на
либерально-демократических идеях.
Таким образом, вопреки
мнению многих ученых и историков, анализирующих судьбу гражданских институтов
в СССР, о том, что в СССР не было институтов гражданского общества, можно
отметить, что именно в ту пору зародились мировоззренческие основы этих
институтов, которые в разные периоды советской истории принимали различные
формы выражения. Отдельные институты гражданского общества продолжали свою
деятельность, несмотря на то, что
государство пыталось осуществлять
тотальный контроль над ними. Соответственно современные институты гражданского
общества в Казахстане развиваются как на основе мировой политико-правовой мысли
и мирового опыта построения гражданского общества, так и на историческом опыте советского периода.
Литература:
1.Указ
Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 г. «О Концепции развития
гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы» //
«Казахстанская правда» от 29 июля 2006 г.
2.
Орлов А. С., Георгиев В. А. История России: с древнейших времен до наших дней.
– Москва, 1997.
3.
Догадов В. М. Товарищеский суд на производстве. – Л.: Изд. ЛГУ, 1980.
4.
Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2. Учебное пособие.
- Уфа: БашГУ, 2002.
5.
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940: Учебное пособие для вузов. -
М.: Высш. шк., 1999.
6.
Россия и мир. – Москва, 1994.