*112511*
Ярыгин Н. Н.
Политика Советского государства в отношении верующих
В результате
политических перемен рубежа 1980–1990-х гг. в нашем обществе наблюдается
своеобразный религиозный «ренессанс». Началось это с празднования 1000-летия
Крещения Руси, с нормализации отношений государства и церкви. Однако такая
картина наблюдалась далеко не всегда. Мы попытаемся проанализировать советскую
религиозную политику с начала коллективизации села до «перестройки» и отношение
верующих к ней.
В 1927 г. XV съезд ВКП(б) провозгласил курс на коллективизацию
села, которая в массовом порядке началась в 1929 г. В итоге, первая советская
пятилетка 1928–1932 гг. закончилась жесточайшим голодом в самых плодородных
регионах страны, где дело доходило до людоедства. Период с 1932 по 1937 г. Ем.
Ярославский назвал первой безбожной пятилеткой. Однако всесоюзная перепись
населения в январе 1937 г., при которой проводился опрос относительно
религиозной принадлежности, показала, что верующие в стране есть и в немалом
количестве.
Борьба большевиков с религией быстро
превратилась в борьбу с верующими. Повсеместно закрывались культовые здания,
верующие подвергались гонениям. К примеру, до октября 1917 г. в Вятской
губернии[1]
было 1126 православных храмов, а к началу войны их осталось 16, причём
исключительно в сельской местности, в областном центре из 39 храмов к концу
1930-х гг. все были закрыты. С 1918 по 1953 гг. в Вятском крае репрессировано 8
епископов и архиепископов, 5 протоиереев, 422 приходских священника, 83 монаха
и монахини, 37 диаконов, 41 псаломщик, 7 певчих, 13 просвирниц, 23 председателя церковных советов, 82 других
причастных к церкви лиц. За религиозные убеждения расстреляны 150 человек, 336
отправлены в места лишения свободы, 158 подверглись ссылке в отдаленные места
страны, в основном в Северный край, на Соловки, в Сибирь и Казахстан[2].
Кроме этого в Вятском крае с 1929 г. репрессировано 109 евангельских христиан,
среди них 8 человек расстреляны, 8 скончались в лагерях при отбывании
срока наказания[3].
Военное время внесло существенные коррективы в
отношение к верующим со стороны руководства страны. Вскоре после начала войны с
Германией И. С. Сталин обратился к народу страны с известным воззванием, в
заглавии которого не обошел вниманием и верующих: «Товарищи! Граждане! Братья
и сестры! (выделено нами. – Н. Я.) Бойцы нашей армии и флота! К вам
обращаюсь я, друзья мои!»[4]
Ничего удивительного здесь нет, он просто следовал той политике в отношении
верующих, которую большевики выработали задолго до октября 1917 г. Для
достижения стратегических задач (взятие власти) приемлемы любые средства, даже
временный союз с идеологическими оппонентами в лице «сектантов» для свержения
самодержавия. Когда необходимость в подобных «союзниках» отпадала, они
переходили в разряд «врагов революции». Почти такая же ситуация сложилась с
началом войны, здесь можно вспомнить и о патриотическом чувстве народа, его
вере, которая совсем недавно была втоптана в грязь. Главное – мобилизовать
народ на борьбу с внешним врагом и удержаться у власти. В ходе войны в стране
произошла своеобразная смена идеологического курса: от пролетарского
интернационализма к советскому патриотизму. Появились награды широко известных
в прошлом русских полководцев, в армию вернулись дореволюционные погоны и
звания, государственный гимн «Интернационал» ушел в прошлое, распущен
Коминтерн. В государственно-церковных отношениях тоже произошли заметные
изменения. По причине отделения церкви от государства нельзя было напрямую
контролировать религиозные объединения, и выход виделся в создании легальных
религиозных структур, «подотчетных» власти. Для этого 4.09.1943 г. И. В. Сталин
встретился с уцелевшими в ходе репрессий иерархами Православной церкви, и уже
8.09.1943 г. на поместном соборе произошло избрание митрополита Сергия
патриархом Московским и всея Руси. Для контроля государства над церковью в том
же году образован Совет по делам Русской православной церкви (выделено
нами, так как ранее данное наименование никогда не встречалось, это тоже
своеобразная дань патриотизму. – Н. Я.). В августе 1945 г. СНК
СССР предоставил религиозным организациям права юридического лица в вопросах
устройства культового здания, транспорта и церковной утвари, что дало толчок
заметному росту количества общин верующих в послевоенное время.
Предположительно, у И. С. Сталина после войны были довольно большие
планы относительно церкви, точнее, её использования в закулисной международной
политике. В послевоенное время в Москве планировалось провести Вселенский собор
всех православных церквей и таким образом утвердить первенство Московской
патриархии перед Вселенской, а Московского патриарха именовать Вселенским и
даже объявить Москву третьим Римом[5].
Впервые столь высокий статус Москве присвоил старец Филофей, инок Псковского
монастыря, в 1547 г. в послании к Ивану Грозному. Однако данное грандиозное
событие, речь даже шла о «восьмом» Вселенском соборе, не состоялось по причине
резко отрицательного отношения к подобной инициативе Вселенского патриархата.
Более того, вскоре И. С. Сталин утратил интерес к церковной тематике
по причине начала холодной войны и гонки вооружений. В итоге дело ограничилось
проведением 8–19.07.1948 г. юбилейных торжеств по празднованию 500-летия
автокефалии РПЦ[6]. Праздничная
дата 500-летия весьма условна, и справедливо называется здесь как начало
автокефалии[7].
В 1944 г. с подачи властей был создан
Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов (ВСЕХБ). Чуть позднее под
давлением государства в него вошли еще несколько протестантских объединений.
Для контроля над подобными религиозными объединениями в 1944 г. был организован
Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, а в 1965 г.
организовался единый союзный орган – Совет по делам религий при Совете Министров
СССР, который взял на себя функции наблюдения за всеми религиозными
объединениями, включая РПЦ.
В российской
евангельско-баптистской среде существует устойчивое мнение о том, что западные
союзники СССР по Второй мировой войне под воздействием баптистского лобби
Америки оказали влияние на руководство Советского Союза в плане смягчения
религиозной политики в стране во время войны и как следствие этого –
образование ВСЕХБ. Однако в доступных нам источниках ничего подобного не
имеется, есть лишь косвенные обращения к религиозной проблематике с момента
установления дипотношений между США и СССР в ноябре 1933 г. Например, в
«Декларации трех держав», принятой на Тегеранской конференции (28.11–1.12.1943
г.), говорится следующее: «Закончив наши дружественные совещания, мы уверенно
ждём того дня, когда все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь
действию тирании, и в соответствии со своими различными стремлениями и своей
совестью». Данные положения носят весьма общий характер и касаются целей,
которые ставят союзники в войне с Германией. Так, Рузвельт в послании к Сталину
за № 194 от 23.05.1944 г. пишет: «Союзники желают достичь в конечном счете
человеческой свободы – более широкой свободы – политической, духовной и
религиозной, а также большей справедливости – экономической и социальной»[8].
В посланиях американской стороны вообще отсутствуют какие-либо политические
требования к Советскому Союзу, в них идет речь исключительно о военном и
экономическом сотрудничестве в годы войны. Даже теоретически довольно трудно
представить здесь подобные требования в отношениях между двумя странами, так
как в американской Конституции изначально отрицается всякий приоритет
какой-либо конфессии. Первая поправка к Конституции США, являющаяся частью
Билля о правах, гласит, что Конгресс США не будет поддерживать какую-либо
религию либо утверждать государственную религию.
К концу 1940-х гг. политика Советского государства в
отношении верующих возвращается на круги своя: отказ в регистрации уже
существующим общинам, преследование лидеров и активистов. Собственно, на местах
колесо репрессий продолжало катиться по инерции с конца 1920-х гг., а веяние
«нормализации» отношений государства и церкви
времен войны, не достигнув провинции, заглохло на полпути в высоких кабинетах
местных чиновников. В отличие от довоенного времени высшая мера наказания в
отношении верующих уже не применялась, она была отменена Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 25.05.1947 г. Однако довольно часто верующих
приговаривали к длительным срокам лишения свободы, 25 годам заключения и 5
последующим годам поражения в правах. Нетрудно представить, что подобное
наказание в условиях ГУЛАГа часто вело к гибели заключенного. Лишь после смерти
И. В. Сталина в 1953 г. уголовные процессы над верующими прекратились.
Постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде
и мерах ее улучшения» от 7.07.1954 г. и «Об ошибках в проведении
научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10.11.1954 г. выдержаны в
духе партийного официоза, в них снова твердится, что партия всегда считала
необходимым избегать всякого оскорбления чувств верующих[9].
Данные документы можно расценивать как верх лицемерия в отношении верующих со
стороны руководства страны. В результате политических репрессий многие верующие
оказались в заключении, некоторые расстреляны, кто-то скончался в ГУЛАГе от
нечеловеческих условий существования, и всё это цинично называлось
«научно-атеистической пропагандой». Однако после этих постановлений началось
массовое досрочное освобождение верующих из лагерей, хотя освобождали их как
политзаключённых в последнюю очередь, первыми на свободу выходили, как ни
странно, уголовные элементы.
В 1959 г. на XXI съезде КПСС была провозглашена окончательная победа
социализма в стране и взят курс на построение коммунизма. Однако верующие
являлись серьезным препятствием в строительстве коммунизма, и в «светлое
будущее» предполагалось войти без них. Курс партии на построение коммунизма
предполагал исчезновение религии как таковой. Предчувствие «эры светлых годов»
у власть предержащих породило новую волну борьбы с религией – административную.
После более чем двадцатилетнего затишья партийная пропаганда вновь обрушилась
шквалом клеветы в адрес верующих. Главная партийная газета под названием
«Правда» задавала здесь тон. Один из её авторов писал, что баптисты истязают
своих детей, не желающих верить в Бога, морят их голодом, избивают, вплоть до
лишения их жизни, даже приносят в жертву. На религиозных «сборищах» царят
разврат, мракобесие, активисты и руководители общин – это вчерашние предатели,
бывшие полицаи и пособники фашистов, просто уголовные элементы и т. п.[10]
Подобные абсурдные обвинения в разврате в адрес верующих были общим местом
советской атеистической пропаганды со времён Союза воинствующих безбожников.
Общины Союза ЕХБ испытывали сильный прессинг со
стороны атеистического государства. Они вынуждены были с появлением в 1944 г.
Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и института его
уполномоченных на местах «сотрудничать» с властью и проявлять сервилизм. Иерархическая
пирамида ВСЕХБ строилась по аналогии с вертикалью КПСС, от должности
генерального секретаря ВСЕХБ до старшего пресвитера региона. Старшие пресвитеры
среди верующих именовались «страшными пресвитерами», соответствовали должности
первого секретаря обкома партии и в паре с уполномоченными на местах «держали
руку на пульсе». Можно с большой долей вероятности считать, что регистрация
религиозной общины в органах власти автоматически означала, что её руководство
шло на контакт с «органами». Уполномоченные весьма ценили такие руководящие
«кадры», если под курируемым пресвитером раскачивалось кресло, в общине
начинался ропот и недовольство им, то уполномоченный и старший пресвитер
прилагали много усилий для сохранения прежнего положения. В ход шли все доступные
средства. Если сохранить «нужного» человека у руководства общины не удавалось,
уполномоченный искренне сожалел и срочно подыскивал замену. При нежелании
пресвитера «сотрудничать» он быстро заменялся более сговорчивым руководителем
общины. К примеру, пресвитер горьковской общины ЕХБ Я. Н. Толпыгин по
этой причине был снят с регистрации 1.06.1959 г. якобы за нарушение
религиозного законодательства. Он также был отлучен от церкви 30.07.1959 г. за
«прелюбодеяние до истинного раскаяния»[11].
Дело по отлучению от церкви было полностью сфабриковано «органами», нашлись
даже свидетели «недостойного» поведения пожилого пресвитера из числа самих
верующих. В итоге в качестве старшего пресвитера по Горьковской и Рязанской
областям 6.06.1959 г. был зарегистрирован Г. Т. Булгаков.
Более сговорчивые пресвитеры на местах на партийные
деньги даже ездили в Москву на съезды ЕХБ. Например, в 1963 г.
уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по
Удмуртской АССР, организуя через партком «Ижмаша» командировку в Москву для
«подготовленного» баптиста Ч., признался: «Подобным образом был подготовлен
нами для участия во Всесоюзном съезде ЕХБ в нужном для нас направлении
пресвитер Ч.»[12] Легко
догадаться, в каком направлении был подготовлен подопечный и какую «политику»
он проводил на Всесоюзном съезде ЕХБ в Москве на партийные деньги.
Борьба с религией порой приобретала вполне
криминальный оттенок. К примеру, вокруг молитвенного дома горьковской общины
ЕХБ вдруг начались странные происшествия. В ночь на 31.05.1961 г.
неизвестные лица выбили стекла камнями в пяти окнах фасада молитвенного дома. В
ночь на 29.08.1961 г. произошла кража некоторого имущества в молитвенном
доме. В ночь на 3.06.1962 г. неизвестными лицами совершен поджог молитвенного
дома, часть здания обгорела. Случайными эти события назвать трудно, это тоже
была своеобразная форма «административной» борьбы с религией. Криминальные
происшествия вокруг молитвенного дома горьковской общины ЕХБ продолжались до
времён «перестройки». В ночь на 1.10.1982 г. два злоумышленника взломали замок
на двери подвального помещения культового здания и похитили 10 бутылок вина
«Кагор» по 0,7 литра, приготовленного для хлебопреломления[13].
Неизвестными лицами предпринимались неоднократные попытки поджечь молитвенный
дом. В 1983 г. во двор дома кидали зажженные рулоны, 4.04.1984 г. трое
хулиганов в 14 часов забрасывали во двор запалы, которые взрывались; один из
нападавших перебрался через забор и стал ломать ворота, а возмущенному сторожу
сказал, чтобы тот молчал. В мае 1984 г. были подожжены забор и туалет. В 2 часа
ночи 11.05.1985 г. неизвестные облили горючей жидкостью ворота и забор и
подожгли. В первый день пасхальной недели рано утром верующие обнаружили на
воротах ругательные слова, написанные краской, на второй день крышу и двор дома
забросали камнями. Ставни окон молитвенного дома приходилось держать круглые
сутки закрытыми во избежание последствий подобных хулиганских действий.
Неоднократно злоумышленники обрывали телефонный провод[14].
Можно сказать, что молитвенный дом постоянно находился в хулиганской осаде,
причем работники милиции, несмотря на многократные обращения верующих, никак не
реагировали на происшествия. Для воздействия на верующих со стороны властей в
ход шла и клевета. Так, в 1979 г. исполняющим обязанности пресвитера
горьковской общины ЕХБ становится В. Ф. Семёнов, очевидно не угодный
местным властям. Тогда в общину пришло
анонимное письмо, пестрящее цитатами из Библии, за подписью «Брат во Христе», в
котором В. Ф. Семёнов представлен в наихудшем виде. Отстранённый
ранее от руководства верующими Г. Т. Булгаков от авторства отказался.
Впоследствии выяснилось, что это письмо написал сотрудник соответствующих
органов для внесения очередного раскола в ряды верующих. Несмотря на это В. Ф. Семёнов
стал пресвитером Горьковской общины ЕХБ.
Таким образом, политика Советского
государства в отношении верующих в указанный период носила явно выраженный
репрессивный характер. Они подвергались заключению в лагеря, ссылке в
отдаленные районы страны, арестовывались в первую очередь руководители общин,
активисты. С началом войны давление на верующих в стране ослабло, руководство
прекрасно понимало, что без консолидации всех сил победы не одержать. В военное
время в отношении верующих были сделаны определённые шаги, смягчающие их
положение в обществе. Между тем после окончания войны гонения на верующих
возобновляются. Политические репрессии против них прекратились лишь после
смерти И. В. Сталина. Однако на рубеже 1950–1960-х гг. советское руководство
взяло курс на изживание религии административными мерами воздействия. В
дальнейшем не обошлось и без судебных преследований верующих, но до масштабов
сталинских репрессий было конечно далеко.
[1] Прежнее административное деление на территории Волго-Вятского региона было существенно изменено в связи с новой национальной политикой советского государства: в юго-восточной части Вятской губернии 4.11.1920 г. была образована Вотская автономная область. Нижегородская губерния 14.01.1929 г. преобразована в область, которая 15.07.1929 г. реорганизована в одноименный край (с 7.10.1932 г. – Горьковский край, с 5.12.1936 г. – Горьковская область, с 29.10.1990 г. – Нижегородская область) в составе 7 округов: Арзамасский, Вятский, Котельничский, Муромский, Нижегородский, Нолинский, Шарьинский, которые в свою очередь делились на районы. Из Горьковского края 7.12.1934 г. выделен Кировский край, а двумя днями ранее Вятка переименована в Киров. Кировский край 5.12.1936 г. преобразован в Кировскую область. Вотская автономная область с 1.01.1932 г. сменила наименование на Удмуртскую автономную область, а с 28.12.1934 г. – на Удмуртскую АССР, после преобразования Кировского края в область Удмуртская АССР стала самостоятельной административной единицей.
[2] Книга памяти жертв политических репрессий: В 4 т. /
Сост. В. В. Леготин и др. Киров, 2000. Т. 2. С. 450.
[3] См. Ярыгин Н. Н. Евангельское движение в Волго-Вятском регионе. М.: Академический проект, 2004. 224 с.
[4] Известия. 1941. 3 июля.
[5] Троицкий С. Где и в чем главная опасность? // Журнал Московской патриархии. 1947. № 12. С. 31–32.
[6] Хроника празднования 500-летия автокефалии в Москве // Журнал Московской патриархии. 1948. № 8. С. 3–6.
[7] Дело в том, что это событие отсчитывалось от заключения Константинопольской патриархией унии в 1448 г. с Римом, которая была заключена в надежде получить помощь от последнего в борьбе с турками. Однако реальной помощи не последовало, и уния была расторгнута, в 1453 г. Константинополь пал. Автокефалия церкви в Русском государстве утвердилась лишь в 1589 г., в правление Федора Иоанновича, когда Борис Годунов, реально правивший страной, собрал поместный собор с участием восточных патриархов. На этом соборе русский митрополит Иов был избран первым Московским патриархом.
[8] Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. Т. 2. Переписка с Ф. Рузвельтом и Г. Трумэном (авг. 1941 г. – дек. 1945 г.) / М-во иностр. дел. М.: Политиздат, 1989. С. 147.
[9] О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. – М.: Политиздат, 1981. С. 69, 75.
[10] Суконцев А. Слуги дьявола // Правда. 1968. 14 апр. С. 6.
[11] Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Фонд 5899 Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Горьковской области. Оп. 1. Д. 351. Л. 87–89.
[12] Шумилов Е. Ф. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век. Ижевск, 1996. С. 75.
[13] ЦАНО. Фонд 5899 Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Горьковской области. Оп. 1. Д. 352. Л. 68–69 об., 94.
[14] Там же. Л. 103, 105.
Сведения об
авторе:
Ф. И. О.: Ярыгин Николай Николаевич
Научная степень, звание: д. филос. н., доцент
Место работы: Вятский государственный гуманитарный университет
Должность: доцент кафедры философии и социологии
Рабочий адрес: 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26 каб. 405
E-mail: yaryginn@mail.ru