*112677*

К.филос.н. Шатилов С.Ф.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

 

ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ПЕТРОПАВЛОВСКОГО УЕЗДА В КОНЦЕ XIX

- НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

         До образования в 1895 г. Омской епархии территория Петропавловского уезда Акмолинской области в церковно-административном отношении входила в состав Тобольской епархии. К этому времени в станицах и поселках Сибирского казачьего войска, расположенных в Петропавловском уезде, функционировало 13 приходских церквей, кроме того в уездном центре г. Петропавловске – 5 храмов, из которых 3 были приходскими.

         В 1895 г. в составе Тобольской епархии значилось 43 благочиния, объединявших 473 церкви. Как правило, благочиние включало в себя от 10 до 30 приходов. В Тобольской епархии в 1895 г. в городских благочиннических округах количество приходов колебалось от 4 до 19, в сельских – от 4 до 20. В среднем на один благочиннический округ приходилось 11 приходов. На один уезд (в Тобольской губернии – округ) приходилось несколько благочиний. Так, например, в Березовском округе было лишь 2 благочиния, Курганском – 5, Ишимском – 8.

Приходские храмы казачьих станиц и поселков, расположенных в сельской местности Петропавловского уезда не являлись центрами благочиний и были распределены между благочинническими округами Омского уезда Акмолинской области, Ишимского и Курганского округов Тобольской губернии. Такое их положение в церковно-административном устройстве сложилось исторически. Часть этих населенных пунктов, возникнув во второй половине XVIII в. в качестве военных укреплений на окраине Российской Империи и не имевшая еще церквей, была приписана к находящимся поблизости приходам южных округов Тобольской губернии. Позже, создав самостоятельные приходы, они приняли в свой состав поселения, возникшие на незначительном от них расстоянии в 20-30-х гг. XIX в., которые после образования собственных приходов также остались в составе тех церковных округов, в религиозную жизнь которых они были включены ранее. Образование в 1868 г. Петропавловского уезда церковных границ не затронуло и приходы всех станиц и поселков в церковно-административном отношении продолжали оставаться в составе благочиний с центрами на территории Тобольской губернии и Омского уезда Акмолинской области. Такая практика несовпадения границ благочиний с границами административно-территориальных единиц - округов и уездов, а иногда губерний и областей, была обычным явлением. В свою очередь, некоторые населенные пункты, расположенные на территории Тобольской губернии, относящейся к Тобольской епархии, находились в церковном подчинении епархии Омской. Так, к  приходу поселка Кабаньего Петропавловского уезда были приписаны деревни Воздвиженская, Успенская и Чулочная Курганского округа Тобольской губернии по причине близкого к нему расположения.  В результате, к концу  XIX в. сложилась следующая картина церковно-административного устройства Петропавловского уезда: церковь поселка Лебяжинского входила в состав  благочиния священника Виктора Калугина с центром в с. Крутинском, Омского уезда, Акмолинской области, церковь станицы Полуденной – в благочиние протоиерея Дмитрия Кузнецова (с. Ильинское, Ишимского округа, Тобольской губернии). К благочинию священника Иосифа Арзамасова (с. Теплодубровное, Ишимского округа) относились церкви станиц Пресновской, Становской, Вознесенской и поселков Архангельского, Надеждинского, Боголюбовского, Ново-Никольского и Новорыбинского, к благочинию священника Иоанна Редькина (с. Иковское, Курганского округа) - церкви станицы Пресногорьковской, поселков Кабановского и Песчанского.  

Исключение составляли лишь храмы г. Петропавловска. Они были объединены в единственном благочинническом округе, расположенном на территории Петропавловского уезда, в административном центре – г. Петропавловске, под руководством настоятеля Вознесенского собора протоиерея о. Алексея Михайловского. При этом территория этого благочиния не ограничивалась лишь городской чертой, так как к Покровской казачьей церкви были приписаны казачьи поселки Кривоозерный, Бишкульский, Новопавловский и Плоский вместе с имевшимися в них часовнями, отстоящие от церкви, соответственно, в 10, 15, 7 и 25 верстах.

Коренные изменения в церковно-административном устройстве Петропавловского уезда, выразившиеся, в первую очередь, в организации благочиний на его собственной территории, начались с учреждением в 1895 г. Омской епархии. Необходимость создания новой епархии была вызвана дальнейшей колонизацией края, увеличением количества населения, ростом городов и образованием новых поселков.

Указом Святейшего Синода от 14 марта 1895 г. за № 1094 было приказано: «Учредить Омскую епархию и в состав оной включить всю Акмолинскую и Семипалатинскую области и, кроме того, те местности Томской и Тобольской губерний, управление коими из Омска облегчается близостью расстояния и удобствами сообщения». К новой епархии отошли 18 церквей Петропавловского уезда, а также построенная к этому времени в г. Петропавловске Всехсвятская Новокладбищенская церковь и церковь, строящаяся в единственном  тогда в уезде крестьянском селении – Явленном.

Образование новой епархии потребовало пересмотра существовавшей ранее системы церковно-административного устройства, который выразился в изменении количества, состава и границ благочиний. В результате проведенных мероприятий на территории Петропавловского уезда оформились два благочиния – Петропавловское городское, объединившее городские приходы и храмы, и благочиние с центром в станице Пресновской, объединившее приходы казачьих станиц и поселков, расположенных в юго-западной части уезда. К последнему был отнесен и крестьянский приход село-Явленной Михаило-Архангельской церкви, строительство которой было завершено в 1898 г. При этом приходы станицы Полуденной и поселка Лебяжьего, находящиеся в восточной части уезда,  по-прежнему оставались в составе благочиннических округов соседних уездов – Ишимского, Тобольской губернии и Омского, Акмолинской области, поскольку находились на более близком с ними расстоянии. Однако на этом процесс дальнейшего развития церковно-административного устройства не завершился.

Как отмечалось выше, время создания Омской епархии совпало с расширением колониального процесса в Сибири и Казахстане и увеличением потока переселенцев в Акмолинскую область из внутренних малоземельных губерний России – Курской, Пензенской, Орловской, Рязанской, Полтавской, Черниговской, Киевской, Херсонской, Екатеринославской и других. В результате реализации переселенческой политики в Петропавловском уезде с 1894 по 1896 гг. возникло более 20 крестьянских переселенческих поселков – Успенский, Полтавский, Борки, Ивановский, Ильинский, Александровский, Михайловский, Рождественский, Николаевский, Троицкий и другие, православное население которых приписывалось к близлежащим приходам казачьих селений.

Практически сразу после заселения во многих поселках начался процесс строительства храмов и создания самостоятельных приходов. Новые церкви строились в основном на средства фонда им. Императора Александра III, основанного специально для этих целей вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Всего по Омской епархии за десять лет - с 1894 по 1904 г., было построено около 100 церквей. На территории Петропавловского уезда – 14. На средства фонда создавались храмы в селах Михайловском (1899), Троицком (1899), Архангельском (1899), Благовещенском (1901), Семипольском (1901), Макарьевском (1904) и других. На его же средства в 1900 г. была построена Мариинская церковь в поселке при железнодорожной станции Петропавловск. Церкви возводились и на совместные средства фонда и прихожан – в селах Ильинском (1900), Николаевском (1900), Дмитриевском (1900), Полтавском (1903), Борках (1906).

Столь стремительный рост населения края, увеличение числа приходов потребовали дальнейшего совершенствования системы церковно-административного устройства уезда. В результате, уже к 1900 г. на территории Петропавловского уезда создается  3 благочиннических округа: Петропавловское городское благочиние (благочинный – настоятель градо-Петропавловского Вознесенского собора, протоиерей Алексей Михайловский), благочиние 1-го округа Петропавловского уезда (благочинный – настоятель станице-Пресновской Михаило-Архангельской церкви, священник Никанор Попов), благочиние 2-го округа Петропавловского уезда (благочинный – настоятель село-Явленской Михаило-Архангельской церкви, священник Порфирий Кубенский).

         В состав городского благочиния входили семь храмов. Четыре из них имели приходы - Вознесенский собор, Петропавловская Крепостная церковь, Покровская казачья, Мариинская железнодорожная, две были безприходными - Васильевская (Зенковская) старокладбищенская и Всехсвятская кладбищенская. Покровская Тюремная церковь значилась приписной к Покровской казачьей.

Благочиние 1-го округа Петропавловского уезда включало 11 приходов станиц и поселков Сибирского Казачьего войска. Благочиние 2-го округа состояло из 7 приходов, образовавшихся в крестьянских селениях. Такое деление было основано на разграничении благочиний по сословному признаку: если первое состояло только из казачьих приходов, то второе - только из крестьянских. Очевидно, одним из критериев такого разделения явилась форма собственности на землю. Все казачьи поселения располагались на землях, принадлежавших Сибирскому Казачьему войску, а крестьянские – на государственных.  Неслучайно, долгое время даже священники в обыденной практике именовались либо казачьими, либо крестьянскими.

Приходы казачьих церквей Петропавловского уезда были многолюдными, поскольку, как правило, состояли из нескольких населенных пунктов. Так, к приходу Михаило-Архангельской церкви станицы Пресновской относились казачьи поселки Ново-Михайловский, Лапушинский, Островский и Казанский. Общее число прихожан здесь составило 4791 чел. Значительным по количеству населенных пунктов и числу прихожан был и приход Спасской церкви поселка Новорыбинского. Вместе с православным населением поселков Кладбинского, Богатинского, Железничного и Миролюбовского он объединял 3754 чел. В то же время, имелись приходы, состоявшие только из одного населенного пункта: приход  Богодице-Покровской церкви поселка Надеждинского был представлен одним этим поселком, но со значительным числом православного населения в 2219 чел.

Благочиние 2-го округа церквей Петропавловского уезда включало приходы сел Явленного, Николаевского, Троицкого, Покровского, Петровского, Михайловского и Новопокровского. В состоявшем из жителей одного населенного пункта приходе Михаило-Архангельской церкви с. Явленного значилось 2321 прихожан. Самым многочисленным был приход Богородице-Казанской церкви с. Николаевского. Вместе с населением приписанного поселка Спасского в нем проживало 2330 прихожан. Приходы сел Троицкого, Михайловского, Петровского и Новопокровского также имели приписные поселки. В некоторых из приписных поселков уже имелись собственные церкви (п. Александровский) или  еще  только строились (п. Ильинский). Самым малочисленным был приход церкви с. Покровского - без учета временно приживающих, в нем насчитывалось 1345 прихожан.

В 1902 г. в переселенческих поселках Петропавловского уезда продолжался процесс строительства новых храмов и открытия самостоятельных приходов. Новые приходы были открыты в селениях Полтавском, Архангельском, Благовещенском, Макарьевском, Семипольском, Дмитриевском, Федоровском и Всесвятском.

В 1901 г. на территории Петропавловского уезда было официально разрешено открытие Архистратиго-Михайловской женской общины – первого очага монашеской жизни в Омской епархии, начало которой было положено в 1895 г. вдовой есаула Сибирского Казачьего войска Анной Васильевной Казиной. В этом же году началось создание еще одной обители в уезде – Николаевского мужского монастыря на урочище Кара-Оба, находившегося у пограничной с Тургайской областью реки Убаган, в 350 верстах от уездного г. Петропавловска (ныне – территория Костанайской области).

Все эти изменения привели к необходимости дальнейшего пересмотра существующих границ и состава благочиний и были направлены на приведение системы церковно-административного деления уезда в соответствие с его административно-территориальными границами. Изменение границ благочиний и количества в них приходов было прерогативой епархиальных властей.  Поэтому в марте 1903 г. протокольным постановлением Омской Духовной Консистории за № 37 в целях достижения удобства в управлении было решено создать на территории Петропавловского уезда четыре благочиннических округа путем перераспределения между существующими благочиниями старых и новых приходов и передачи относившихся ранее к благочиниям других уездов, и образования одного нового округа.

В результате, Петропавловское городское благочиние, переименованное в 1-й благочиннический округ Петропавловского уезда, кроме семи городских церквей получило в свой состав приход села Полтавского, а также переданные из благочиний Омского и Ишимского уездов приходы станиц Лебяжинской и Полуденной и административно вошедшего в состав Петропавловского уезда казачьего поселка Конюховского. Общее число приходов этого благочиния – 8.

2-й благочиннический округ Петропавловского уезда состоял из 11 приходов с центром в с. Явленном. Кроме приходов крестьянских селений Явленного, Покровского, Петровского, Александровского, Ильинского и Николаевского, в него вошли и казачьи приходы станиц Архангельской (с приписной Новокаменской церковью) и Вознесенской, а также поселков Надеждинского, Боголюбовского и Новоникольского.

В  3-й благочиннический округ (центр – станица Пресновская) вошли 10 приходов станиц Пресновской и Новорыбинской, поселков Кабановского и Становского, а также сел Михайловского, Троицкого, Архангельского, Благовещенского, Дмитриевского и  Семипольского.

К 4-му благочинническому округу (центр – с. Новопокровское) отошли 8 приходов западной части Петропавловского уезда – станицы Пресногорьковской и поселка Песчанского, крестьянских сел Макарьевского, Феодоровского, Ново-Покровского и Всесвятского, а также Архистратиго-Михайловская женская община и Николаевский мужской монастырь на урочище Кара-Оба.

Такое церковно-административное  деление смогло преодолеть сословную ограниченность благочиний, привести их границы в соответствие с территориальными границами уезда и делало управление приходами удобным вследствие их близкого расположения с центром благочиннического округа. Теперь религиозная жизнь всего населения уезда протекала в рамках общей территории, что также способствовало более тесному сотрудничеству властей духовных и светских в решении многочисленных экономических, социальных и духовных проблем.

Литература:

1. Тобольская епархия. Часть вторая. Отдел второй. Описание церквей и монастырей Тобольской   епархии. Выпуск четвертый. Омск: Типография А.К. Демидова, 1892.

2. Духовный регламент. Полный Свод Законов Российской Империи. Т.VI. № 5718; Устав Духовных Консисторий. СПб.: Издательство Юридического книжного магазина Н.Мартынова, 1900; Тарасов Т.И. Церкви, школы и причтовые дома, сооруженные на средства Фонда им. Императора Александра III. СПб., 1904

3. Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, се, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск: Типография А.К. Демидова, 1900.

4.  «Омские Епархиальные Ведомости». 1903, № 7.