*113141*
Шуляк Е.В.
Ханты-Мансийская
государственная академия
Женщины-врачи на земской службе
Земская медицина являлась одним из
важнейших направлений деятельности органов земского самоуправления, учреждённых
в России согласно «Положению об уездных и губернских земских учреждениях» от 1
января 1864 года. Главной фигурой
земского здравоохранения являлся земский врач, среди которых были и женщины.
Они появились на земской службе лишь в начале 80-х годов XIX века в связи с тем, что доступ в высшие образовательные
учреждения был для женщин закрыт. В 1872 году при медико-хирургической академии
в Петербурге были учреждены курсы ученых акушерок, которые позднее были
преобразованы в женские врачебные курсы.
Cреди выпускниц курсов были представители различных
социальных групп и, в том числе, из дворян и разночинной интеллигенции.
В конце 70-х годов XIX века выпускницам курсов, успешно выдержавшим
испытание была разрешена врачебная практика в городских, земских и других
учреждениях. В 1882 году из всех женщин-врачей, занятых врачебной практикой 33
% состояло на службе в земстве[1].
В связи с тем, что немногие врачи желали
работать в сёлах России, где не могло быть доходной частной практики, а была
лишь перспектива служить в земстве,
земские учреждения принимали на работу женщин-врачей без каких-либо
ограничений в их деятельности. Кроме того, это было практичнее: к ним охотнее
обращались за медицинской помощью женщины и девушки, они быстро находили
контакт с детьми. Они были незаменимы в деле оказания медицинской помощи
мусульманскому населению, так как магометанкам можно было обращаться за
медицинской помощью только к женщинам.
Мировоззрение многих женщин-врачей
складывалось под влиянием народнической идеологии, с которой они знакомились
уже в годы учёбы. Поэтому наиболее
распространённым мотивом профессионального выбора у них являлось желание
служить народу, сформированное под её влиянием.
Прибывая на место работы в глухие сёла
России, многие из женщин-врачей испытывали чувство депрессии, что происходило
из-за смены привычного образа жизни, круга общения, разлуки с родными и
близкими. Стараясь преодолеть это состояние, они стремились найти контакт с
коллегами-врачами, занимались научной и творческой деятельностью, принимали
участие в съездах медицинской общественности, выступали с публикациями на
страницах известных российских газет и журналов.
Им приходилось работать в условиях
отсутствия специального помещения для приёма больных, дефицита медикаментов,
инструментов и перевязочных материалов, многочисленных утомительных разъездов.
Они нередко проживали в крестьянских избах, где вели амбулаторный приём и
выполняли операции. Обслуживая экстренные вызовы к больным, земским
женщинам-врачам приходилось преодолевать огромные расстояния по сельскому
бездорожью, невзирая на непогоду и время суток.
Хотя в литературе и в народе их с
насмешкой называли «стрижеными девками»[2],
однако они очень скоро завоевали авторитет у местного населения, оказывая
широкопрофильную медицинскую помощь, развивая лечебное и санитарно-профилактическое
направление земской медицины. Кроме того, важнейшей задачей их профессиональной
деятельности являлась борьба с невежеством сельского населения, в связи с чем
неотъемлемой частью их деятельности являлась культурно-просветительская
деятельность.
Приступая к службе в земстве, они
практически не имели опыта врачебной практики и при разрешении некоторых
проблем, связанных со здоровьем пациентов, могли обратиться лишь к книгам по
медицине.
Существенную помощь в работе
женщинам-врачам оказывали фельдшеры и фельшерицы-акушерки, получившие
образование в фельдшерских школах. Они занимались приготовлением несложных
лекарств, оказанием первичной медицинской и акушерско-гинекологической помощи,
хлороформированием пациентов во время операции. Малограмотные ротные фельдшеры
являлись ненадёжными помощниками, часто отличались пристрастием к алкоголю,
взяточничеству, слабо владели профессиональными навыками, а это, в свою
очередь, являлось причиной конфликтов между ними и врачами.
Следует отметить, что не всегда благополучно
складывались взаимоотношения между женщинами-врачами и земской администрацией.
Довольно часто её представители не желали вникать в проблемы земской медицины и
не прислушивались к мнению женщин-врачей.
Они полностью
посвящали себя служению народу, личная жизнь многих из них была неустроенной,
многие из них рано уходили из жизни в связи с постоянным эмоциональным и
физическим перенапряжением, связанным с работой. Однако, несмотря на все
лишения и трудности, женщины-врачи в своих трудах и мемуарах оставили
многочисленные свидетельства морального удовлетворения, получаемого от своего
нелёгкого труда. Так земский врач А.И. Веретенникова, служащая в одном из
уездных земств Уфимской губернии, нисколько не сожалела о своей нелёгкой работе
в земстве и признавалась, «что хотя в большинстве случаев картины прошлого
безотрадны, унылая природа края, в который забросила меня судьба, мало привлекательна,
но воспоминания об этом прошлом, о моей земской службе, о времени, проведенном
в том краю, о среде, в которой мне пришлось вращаться, принадлежат к числу
самых дорогих и незабвенных воспоминаний моих, затрагивают самые чувствительные струны
моей души»[3].
Женщины-врачи, служащие в земстве,
внесли достойный вклад в развитие медицинской помощи сельскому населению
России. Их профессиональная деятельность была ярким примером служения своему
народу и Отечеству.