*111674*
К.и.н. Ушницкий В.В.
ИГИиПМНС СО РАН (Якутск)
О происхождении якутского орнамента
Улла Йохансен автор работы «Орнаментальное искусство якутов» утверждает
о том, что: «Анализ орнаментов на древнеалтайских археологических находках и их
сопоставление с современным орнаментальным искусством Сибири показывает, что
только саха имеют узоры необычно похожие или даже идентичные алтайским узорам
V-III в. до н.э.
Это свидетельствует о том, что предки саха жили в области пазырыкской
культуры, на Алтае или в его окрестностях до их прибытия в район
на юге и западе от Байкала. Короче говоря, чтобы попасть туда, они должны были
пройти приблизительно 900 км. по руслу реки»[1].
Многие пазырыкские узоры Улла Йохансен находит полностью
идентичными якутским узорам. На пазырыкских находках также нет ни одного
растительного узора, который бы не имел параллелей в орнаментальном искусстве
современных саха. Особый интерес вызывает развитие мотива головы барана –
аргали, который особенно часто встречается в 1 Пазырыкском кургане. Эти характерные орнаменты в конце прошлого
столетия были известны только саха. Как
утверждает Улла Йохансен, в любом случае орнаменты свидетельствуют, что предки
саха пришли на Среднюю Лену не как изолированные и воинствующие племена, а
как экономически развитые, социально
дифференцированные сообщества, имеющие контакты с важнейшими культурными
центрами своего времени[2].
Монографию
немецкой исследовательницы посвященного происхождению якутского орнамента резко
критиковал С.В.Иванов с позиции критики
формально-сравнительного изучения орнамента.
Он указывал, что «орнаментальные мотивы могут оказаться различными по
своему происхождению и в силу этого несравнимыми»[3].
Однако
через двенадцать лет С.В.Иванов уже сам опубликовал статью «К вопросу о
хуннском компоненте в орнаменте якутов», в которой фактически поддержал
гипотезу У.Йоханзен. Статья С.В.Иванова
была посвящена, лишь «одному из сопутствующих типов якутского орнамента» -
тому, который «состоит из простых арочек (дуг) или из арочек с ромбовидным,
крестовидным или звездчатым добавлением на местах их соединений». Сопоставив
этот орнаментальный мотив с похожими узорами на керамике курыкан, древних
уйгуров, таштыкской культуры и хунну, С.В.Иванов пришел к выводу «о
преемственности якутского арочного орнамента от орнамента хуннского времени» и
при этом не исключал, «что простейший арочный орнамент был разработан
первоначально теми неолитическими племенами, которые позже вошли в состав как
тунгусов, так и предков хуннов»[4].
В
первом издании монографии по древней и средневековой истории Якутии
А.П.Окладников сравнил изображения львиных фигур и растительных мотивов на луке
якутского седла со сценами охоты на тигров и копытных животных, помещенными на
луку седла, из алтайского могильника Кудыргэ, относящегося к VI-VII вв., то есть
к эпохе тюркских каганатов.
А.П.Окладников считал, что «такое сходство, очевидно, не случайно и
свидетельствует о связи якутских изображений львов на седлах с древнетюркскими»[5].
По
указанию В.А.Кореняко, С.В.Иванов не стал заниматься сравнительным разбором
изображений на якутском и древнетюркском седлах, имеющих некоторое
композиционное и сюжетно-иконографическое сходство[6]. Вместо этого он указал на конкретный
иконографический источник и убедительно установил, что львиные фигурки на луках
якутских седел являются подражаниями
русским образцам[7]. Тем самым,
он доказал, что для интерпретации
возможных стилевых параллелей вовсе не обязательно строить
ретроспективные гипотезы с охватом в тысячу и более лет, так как необходимые
для объяснения факты могут быть не столь удалены от нас[8].
Попытку
дать полную сводку якутско-раннекочевнических параллелей предпринял
А.И.Гоголев. Он утверждает о «грифоноподобном» украшении курительной трубки,
скульптурных конских головах на передних луках седел, женских украшениях в
форме колец с парными изображениями конских голов и о некоторых орнаментальных
мотивах на художественных изделиях из металла[9]. По словам В.А.Кореняко, представленный им
материал лишь очень условно и приблизительно можно назвать реминисценциями
раннекочевнической культуры, поскольку ни одной достаточно точной стилевой
параллели он не содержит[10].
М.М.Носов
рассматривая узор, называемый «лировидным», и пытаясь восстановить его
эволюцию, автор пришел к выводу, что «факт возникновения» данного
орнаментального мотива «путем постоянной стилизации силуэта скотской или
оленьей головы говорит о самостоятельной выработке этого узора самим якутским
народом», причем в пределах XVII-XIX вв[11].
О сравнении якутской орнаментики с материалами раннекочевнического искусства
М.М.Носов не говорил даже как об альтернативной возможности[12].
Таким
образом, орнаментальное искусство якутов складывается в XVII-XVIII вв. и развивается
в XIX в. Огромное
влияние на ее стилистику оказали древнетюркские, степные мотивы, так и
орнаментальное искусство русских и народов Дальнего Востока. В орнаментальном искусстве якутов,
выделяются две основные группы: геометрический и растительный. Зооморфные (со
стилизованным изображением животных), антропоморфные (со стилизованным
изображением человека), орнитоморфные (со стилизованным изображением птиц)
мотивы не всегда достаточно четко читаются в структуре якутского орнамента и
часто сливаются с группой геометрических по начертанию узоров. В растительной орнаментике имеются мотивы,
традиционные для орнаментальных культур, связанных с Востоком, Передней Азией,
что позволяет отнести якутскую растительную орнаментику к восточному стилю.
Вместе с тем некоторые виды и формы якутского народного искусства несут на себе
печать европейских стилей барокко, классицизма, орнаментальные мотивы которых в
русской передаче отразились в якутском косторезном искусстве, архитектурных и
мебельных формах. Собственно, они почти никогда не выступали в первозданном
виде, подвергались геометризации в духе местных представлений, что связано с
общесибирской тенденцией, наиболее ярко выразившейся в архитектуре[13].
Литература:
[1]
Йохансен У.П. Орнаментальное искусство якутов.
Историко-этнографическое исследование. – Якутск: Компания «Дани Алмас»,
2008.
[2] Там же.
[3] Иванов С.В.
Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в.
Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. – М-Л.,
1963. С. 31.
[4] Иванов С.В. К
вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов // Якутия и ее соседи в
древности (Труды Приленской археологической экспедиции). – Якутск, 1975. – С. 174-184.
[5] Окладников А.П.
Прошлое Якутии до присоединения к Русскому государству. – Якутск, 1949. – С. 231-233.
[6] Кореняко В.А.
Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. – М.: Вост. лит.,
2002. – С. 48.
[7] Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический
источник (по материалам ). Народы Севера и Дальнего Востока. – М. – Л.,
1963. – С. 553-554.
[8] Коряняко В.А. Указ.соч. – С. 48.
[9] Гоголев А.И. Скифо-сибирские истоки традиционной
культуры якутов // Скифо-сибирский
мир. Искусство и идеология. –
Новосибирск, 1987. – С. 143-149.
[10] Коряняко В.А.
Указ.соч. – С. 49.
[11] Носов С.М. Стилевые признаки якутского узора // Сб. материалов по этнографии якутов. – Якутск, 1948. - С. 110, 111, 114.
[12] Коряняко В.А. Указ.соч. – С. 49.
[13] Тишина
Т.П. Орнамент в якутском народном
искусстве XVIII - XX веков. Опыт комплексного исследования // Автореферат на соискание к.искусств. М., 2006.