*112943*
Исторические
науки. Этнография
д.и.н. Васильева С.В.
Бурятский
государственный университет, Россия
Изменение
общественного статуса семейской женщины в Забайкалье в конце XIX начале
XX вв.
Развитие российской государственности,
формирование общечеловеческих ценностей и интересов, с одной стороны, и
развитие национальной идентичности и возвращение к традициям и опыту прошлых
поколений с другой, вызывают потребность изучения этнической самореализации
различных слоев и групп. Именно поэтому женщины как социально-демографическая
группа населения представляют собой особый интерес.
В разных культурах, в
разные исторические эпохи женщина занимала не одинаковое положение, и отношение
к ней было неоднозначным. Важные экономические и социальные изменения в жизни
российского общества вызвали женщин на борьбу за существование и потребовали от
них непременного участия. Так, женщины стали активно и стремительно вторгаться
в сферы, ранее традиционно считавшиеся мужскими — политику, экономику,
управление, науку, армию. Этот феномен XX века, получивший название «женская
революция» способствовал кардинальному пересмотру обществом своего отношения к
женщине, актуализовав на рубеже двух тысячелетий проблему определения места и
роли женщины в современном мире.
Не смотря на то, что в
процессе модернизации общества, границы деятельности женщины были значительно
расширены, говорить о полном равноправии между мужчиной и женщиной не
правомерно даже к современному обществу. Особенно это актуально для современной
пореформенной России, когда результатом социально-экономических и политических
преобразований стало проявление многих социальных проблем, в том числе
ухудшение положения женщин. Для более успешной реализации женской политики в
Республики Бурятия и в целом в России необходимо использовать исторический
опыт, а также учитывать этнокультурный фактор. В связи с этим становится
актуальным исследование положения семейской женщины в историческом аспекте. Это
позволяет проанализировать положительные и отрицательные стороны статуса
женщины в прошлом, и дать объективную оценку роли женщины в современном
обществе.
Семейские проживают в основном в
юго-западной части Забайкалья. Это потомки старообрядцев (староверов), которые
выступили в XVII в. против церковной реформы
Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям со стороны
правительства и официальной православной церкви. Для староверов религия
оказывала огромное влияние на внутрисемейные отношения. Власть в большой
неразделенной семье принадлежала,
прежде всего, отцу, если даже он преклонного возраста: «его слово – закон для
всей семьи, даже старики родители слушаются своего сына, считая его кормильцем
своей семьи» [1]. Однако независимо от того, кто являлся главой семьи,
остальные члены семьи относились к нему
с большим почетом и уважением: «он дает тон всей семье, от его воли
зависят все домашние, и если попадется
самодур, то тяжеленько приходится его ближним: без спроса главы семьи не
начинается работа, не покупается одежда и т.д.» [2]. Жена, относясь с уважением и почтением к своему
мужу, во многих вопросах имела громадный вес, поскольку от умения и хозяйской
смекалки женщины зачастую зависело благосостояние дома. «С женой глава семьи обращается большей
частью ласково, часто советуется о делах, иногда даже подчиняется её советам»
[3].
Таким образом, в семье функции между
мужским и женским разделялись не столько по ролям, сколько территориально.
Женщине принадлежало внутренне пространство, а мужчине – внешнее. Это делало
хозяйку дома сильной фигурой. Кроме того мужчины часто отсутствовали – служба,
война, торговые поездки и т. д. Женский авторитет обеспечивался властью над
священным очагом и едой, влиянием на детей, мастерством в изготовлении одежды и
т. д.
Натуральный характер хозяйства
старообрядцев возлагал на женщин многочисленные обязанности. Помимо
приготовления пищи, ухода за скотом, и
огородом, уборки жилищ, воспитания детей и т.д., женщины должны были заниматься
шитьем одежды, обуви, головных уборов и постельных принадлежностей на всех
членов семьи, изготовлением предметов домашнего убранства и обихода. Как
отмечает А. М. Леонов: «В селе Верхний Жирим Республики Бурятия до сих пор
вспоминают Евдокию Максимовну Емельянову (бабу Авдотью). Всю жизнь она шила и вышивала. Шила
сарафаны, расшивала рубахи и «карманы» (настенное украшение в виде больших
карманов или подушечек). Вся деревня ходила к ней с работой. Однако так
случилось, что Бог не дал ей родных детей. Она воспитала приемную дочь, которой
передала своё умение. Умерла баба Дуня в глубокой старости, но и сегодня во
многих домах хранятся расшитые её золотыми руками бесценные, чудные по красоте,
вещи: «карманы», сарафаны, одеяла» [4].
Кроме того, необходимо отметить высокое мастерство женщины, что бы было
связано, очевидно, с веяниями западноевропейской культуры, перенесенными на
русскую основу: «Семейская женщина прядет не
веретелом, а на самопрядке, которая у нас в России называется саксонской,
следовательно, тоже западного изобретения. Она шьет, прикалывая шитье к швейке,
ловко вставленной в донце, как гребень, с которого прядут» [5].
По свидетельству П.А Ровинского, на вопрос: «Откуда ты всё знаешь, где же ты
читала это Андреевна? (так звали хозяйку). Нигде не читала, я не грамотна, да и
незачем бабам грамоте учиться. У нас вот Евсей (старший сын) читает. И в каждом
доме у нас кто-нибудь из мужиков да умеет читать. А наше дело женское: стряпня
да ребятёнки» [6].
Однако в действительности семейская
женщина не ограничивалась такой скромной ролью в семье. Замужняя женщина,
пользуется большим влиянием в семье: муж ничего не предпримет, не
посоветовавшись с нею, он советуется с ней иногда и о делах общественных. У
жены хранятся деньги, некоторые жены ведут все счета и мне два раза случилось,
что муж не знал, сколько платит он разных повинностей, про то лучше жены знали .
Таким образом, семейская
женщина, оставшаяся без мужа, могла вести хозяйство самостоятельно.
Семьи старообрядцев, как правило, были
многодетные, так по сообщению Ю. Д. Талько-Грынцевича: «часто встречались семьи
с 12 детьми, а я видел женщин, которые имели по 20-24 ребенка» [7]. К рождению
ребенка родители относились с большой ответственностью: «В присутствии женщины,
ждущей ребенка, нельзя было громко и
резко говорить; свекровь, мать мужа, строго следила, чтобы невестка
избегала неприятных встреч, незнакомых
людей, чтобы сама не говорила «худого слова» и не делала ничего «черного» [8].
Таким образом, в
конце XIX начале ХХ вв. в формировании семейных отношений и
воспитательного процесса старообрядцев-семейских сохраняются черты традиционной, по сути, средневековой модели. К
ним относится иерархичность внутренней структуры семьи, четкое разделение
ролей, традиционность воспитательного процесса, стремление к хозяйственной
самодостаточности.
Однако в 20-е гг. XX века начинают складываться
новые семейные отношения, ослабляются патриархальные устои, происходит ломка
традиционного бытового уклада, что выражается в отходе от церкви, в
несоблюдении постов и в зарождении новых гражданских обрядов, первоначально в
среде сельских активистов. Многие матери начинают сочетать домашнюю работу с
общественным трудом в колхозе, не смотря на большое подсобное хозяйство,
которое требует забот: «Женщины
работающие в колхозе обычно встают в 5 часов утра и стараются вытопить печь и
сварить сразу завтрак, обед и ужин, ложатся позже всех, когда заканчивается
работа по дому, на такие трудности женщины идут из-за недостатка работников в
семье, чаще это вдовы, одинокие матери» [9].
Кроме того, раньше невестка в доме
считалась первой работницей, не имела никаких прав, без разрешения не могла
переступить порог чужого дома. С установлением советской власти большинство
невесток, живя в доме у мужа, работает в колхозе, оставив детей на полное
попечение родителей. По данным Г.И. Ильиной: «Многие старики, всей душой
принявшие советскую власть и понимающие тягу молодежи к новой культуре, не
препятствуют детям, невесткам, зятьям участвовать в общественной и культурной
работе на селе. Сами посещают лекции, кино. Но бывает и так, когда свекр
считает, что невестка не должна ничего знать дальше порога своего дома, никого
не знать, кроме родителей, детей и мужа» [10].
Исследователи отемечают, что
«семейская женщина давно уже перестала считать себя ниже мужчины. Многие старушки говорят, что не видели они белого света в молодости, так «хоть,
под старость подышать вольным духом, пожить спокойно, без понукания!».
Современные «семейские» девушки и женщины очень бойки и словоохотливы,
чего не было раньше. Смело вступают в
разговор с мужчинами, спорят» [11].
О том, что традиционное общество было не
готово принимать женщину нового типа служит и пример в с. Десятниково, где на
организационном заседании Сельского Совета две крестьянки были выбраны в члены
Сельсовета, за что были осмеяны родственниками мужа. Однако выборные женщины
подвергались не только насмешкам, но и противодействию со стороны
родственников, а зачастую и избиению мужьями. Не раз семейские женщины слышали
предупреждения от родных или мужей, что их выгонят из дому в случае работы в
Сельсовете. Несмотря на такое давление, ни одна крестьянка в 1926-1927гг. не
просила об исключении ее из состава Сельсовета, как это было в 1925г., когда в
селе Куналей член Сельсовета подала заявление об исключении ее из состава Сельсовета, т.к. ей стыдно ходить
по улице и домашние житья не дают [12].
Советское государство в начале XX в.
поставило на повестку и такое специфическое направление как государственная
политика по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность. В период
становления Советской власти именно это направление рассматривается как
приоритетное, охватывающее все формы и направления работы с женщинами, иными
словами, социальная политика, здравоохранение, защита материнства и детства,
просвещение и образование, труд и занятость женщин выступали как атрибут нового
социалистического общества, строительство которого возможно через активную
общественно-политическую деятельность.
Следует выделить особенности государственной
политики по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность в
национальных регионах нашей страны, где наряду с общегосударственными
политико-правовыми механизмами привлекались специфические инструменты,
направленные на повышение политической, правовой и бытовой культуры женского
населения. В Бурятии советская
государственная политика по вовлечению женщин в общественно-политическую
деятельность охватывала несколько этнических групп, проживающих на территории
республики: бурят, эвенков и русских (в том числе и семейских). Основными
методами работы с женским населением являлись индивидуальный (хождение по
домам, юртам); создание небольших групп
из наиболее активных и развитых коммунистическх ячеек, организации
изб-читальней); массовый (общие собрания, митинги, конференции делегатские
собрания).
Экономические,
социально- культурные преобразования
20-хх гг. XX в. предоставили женщинам больше прав и возможностей для
участия в жизни общества. Внутрисемейные отношения приобрели новые черты, т. к.
женщина стала принадлежать не только кругу близких родственников, но и стала
полноправным членом социума: для неё открылась дорога в женотделы, ревкомиссии,
партийные и государственные органы. Вместе с тем провозглашенное равенство
между мужчинами и женщинами в значительной степени выступало как использование
женского потенциала для решения политических, идеологических экономических и
других задач государства, а также существенных проблем неравного положения
женщины.
Таким образом, первые
шаги на пути «превращения женщины в полноправного члена общества» показали, что
простое предоставление равных политических прав с мужчиной было явно
недостаточно даже для пассивного участия значительного количества женщин в
строительстве нового общества. Однако в связи с социально-экономическими
изменениями в республике все же прослеживается тенденция к улучшению правового
положения семейской женщины и повышению ее роли в семье и социуме.
Примечание
1.
Леонов А. М. Возвращение
к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)
Забайкалья. – Москва: Педагогика, 2001.
- С. 15
2.
Там же. – С. 18
3.
Попова А.М. Семейские.( Забайкальские старообрядцы).–
Верхнеудинск, 1928г. - С. 15
4.
Там же. – С. 34
5.
Этнографические
исследования в Забайкальской области действительного Члена Отдела П. А
Ровинского // Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов
и историков / Леонов А. М. – Москва:
Педагогика, 2001. – С. 94
6.
Ровинский П. А.
Материалы для этнографии Забайкалья // История и культура семейских Забайкалья.
Хрестоматия. Ч. 1 / сост. В. Л. Петров, Е. В. Петрова. – Улан-Удэ: Изд-во
«Бэлиг», 2005. – С. 140
7.
П. Ф. Калашников. Юлиан
Талько-Грынцевич о семейских. К 150-летию со дня рождения//История, культура и
язык старообрядцев Забайкалья: Тез. Рег. науч.-практ. конф. 19-20 окт. 2000, г.
Улан-Удэ. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят.госуниверситета, 2000. – С. 13
8.
Леонов А. М. Возвращение
к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)
Забайкалья. – Москва: Педагогика, 2001. – С. 54
9.
Ильина Г. И. Об изучении
современного быта «семейских»/ Г. И. Ильина // Этнографический сборник. Вып.
1./ Отв. ред. К. М. Петрова – Улан-Удэ: Бурят.книжное изд-во, 1960. – С. 119
10. Там же. -129
11. Там же С. 130.
12. НАРБ Ф. 248. Оп.1. Д. 35.Л.17.