*112518*
ст.преподаватель
Исматов Б.А.
Южно-Казахстанский
государственный педагогический институт, Республика Казахстан
Духовные ценности казахской традиционной музыки как фактор активизации
познавательной деятельности будущего педагога-музыканта
Сохранение и передача накопленных
знаний из поколения в поколение в казахской культуре в целом, и в частности,
музыкальной, передавалась через «степную» профессиональную музыкальную школу. В
современной музыковедческой науке она трактуется как традиционная, т.е. национальная.
Феномен (лат. Traditio –
передача, предание) в философском словаре трактуется как «исторически
сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды,
общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы
социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных
социальных группах в течении длительного времени [1]. В науке феномен
«традиция» характеризуется как преемственность знаний и методов исследования. С
педагогической точки зрения под традицией понимается приобщение подрастающего
поколения к духовным ценностям национальной этнической культуры. «Традиции, -
отмечает М.Х.Балтабаев, - это элементы социального и культурного наследия,
передающиеся в определенном сообществе, социальной группе в течении длительного
времени. Традиции являются необходимым условием жизнедеятельности социальной
системы ... развитие языков, искусства, этнических культур ... преемственность
и верность ... лежат в основе гуманизации социальных процессов и гуманитаризации
образования, в утверждении национального достоинства народа Казахстана» [2,
с.72]. Приобщение подрастающего поколения нашего государства
к его духовным ценностям стала для современного общества реальной социальной
необходимостью. По этому поводу президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев
говорил о том, что «...в воспитании нового поколения целесообразно обращаться к
самому простому, понятному и в тоже время глубоко нравственному и духовному в
жизни каждого народа - к традициям. Их роль в жизни народа неоспорима,
культурные традиции позволяют человеку «не потеряться», а приспособить свой
образ жизни к стремительным изменениям; современного мира» [3, с.10]. Далее М.Х.Балтабаев, характеризует
культуру как «исторически развивающуюся систему» созданных человеком
материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации
поведения, а также обусловленный способом материального производства процесс
развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой
деятельности социально значимой и направленной на освоение и изменение мира, в
котором живет человек» [2, с.35]. Автор считает, что «искусство, обладая
необычайно широкими возможностями трансляции всего предшествующего культурного
опыта грядущим поколениям ... выступает механизмом, обеспечивающим саморазвитие
человеческой сущности, вскрывает внутренние источники ... развития духовной
культуры» [2, с.47].
По мнению Ю.Б.Алиева, среди общих
задач художественного образования, отражающих опорные положения дидактики автор
выделяет следующие положения: «приобщение к общепедагогическим художественным
ценностям, реализация возможности индивидуального выбора видов и жанров
искусства, развитие индивидуального вкуса, комплекса эстетических потребностей;
обретение духовной автономии, гуманизация и наполнение образцами высокого
искусства всех... учебных курсов; развитие положительных установок на освоение
национального и интернационального моментов в личной художественной культуре» [4,с.45]. Так,
«эстетически окрашенные переживания значительно расширяют зону развития общей и
художественной культуры, реализуют опережающую функцию искусства, способствуя
становлению высокого эстетического сознания... Опора на совместные дидактически
концепции позволяет оснастить процесс художественного образования
активизирующими методами формирования индивидуальных художественных вкусов,
потребностей... Совершенствование системы художественного образования должно
сопровождаться эстетизацией всех сфер школьной жизни» – считает автор [4, с.46].
Общеизвестно, что музыкально-педагогическая
деятельность учителя музыки многогранна. Ценным является мнение
Л.Г.Арчажниковой о том, что «многоплановость и многопрофильность работы учителя
музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание
музыки, и хоровое пение, и ознакомление с основными музыкальными понятиями, и
музыкальное творчество (в различных проявлениях)...» и при осуществлении всего
этого требуется овладение множеством знаний и умений и навыков на музыкальном
инструменте» [5, с.43], в том числе и на домбре. Потому как
музыкально-творческая деятельность учителя музыки связана с изучением
музыкальных произведений. С этой позиции деятельность специалиста данного
профиля требует не только знаний рекомендательного характера музыкальных
произведений, его выразительных средств, но и творческого его переосмысления -
умения исполнять и интерпретировать изучаемые музыкальные примеры.
Художественно-исполнительская
деятельность будущего учителя музыки немыслима без развития интеллектуальной
деятельности, музыкальных способностей, личностных качеств, взглядов,
отношении, работоспособности, заинтересованности в достижении высоких
результатов. Развитие музыкальных способностей является сложным и важным
моментом в ходе работы над музыкальным произведением. Следует принять во
внимание и то, что весь процесс индивидуальных занятий по дисциплине «Основной
музыкальный инструмент - Домбра», основывается на эмоциональной основе
переживания и сопереживания при изучении музыкального материала, на творческом
диалоге педагога и студента, студента с автором (композитором) исполняемого
произведения создающий своеобразный «дуэт» взаимоприятия и обмена способностями
в интерпретации изучаемого музыкального материала на инструменте. На примере
изучения знаменитых кюев «Қос-алка», «Бес-торе», «Туркменкюй» знаменитого композитора XIX века
Даулеткерия Шигаева будущие специалисты - педагоги музыканты, в целом могут
соприкоснуться с богатым инструментально - музыкальным наследием казахского
народа.
Эта точка зрения
обязывает будущего учителя музыки владеть творчески игрой на музыкальном
инструменте, и в частности на домбре. В контексте нашего исследования
активизации учебно-познавательной деятельности будущего специалиста может быть
рекомендована программа «Мурагер» разработанная А.И.Раимбергеновым, который не
только разработал ее, но и методически ее оснастил инструментами,
специализированной литературы, электронными учебниками. Автор отмечает
«возродить знания народной культуры через традиционные формы миропонимания,
мышления, ... сознание, которое должно быть подключено к тем вековым
музыкальным психологическим, социальным реалиям, вне которых оно не существует»
[6, с.93]. Поэтому, в плане подбора музыкального материала по дисциплине
«Основной музыкальный инструмент – Домбра» руководителю педагогу-музыканту
следует обратить внимание будущих специалистов-студентов на техническое
овладение индивидуальной игрой на инструменте (домбра) и приобщения
коллективному его к исполнительству.
Применительно к
деятельности педагога-музыканта активизация учебно-познавательной деятельности
будущих специалистов по дисциплине «Основной музыкальный инструмент – Домбра»
способствует, несомненно, процессу развития его духовно-нравственной,
эстетической культуры. И это очень важно. Потому как понимание роли искусства и
культуры, возможности музыкального искусства в воспитании личности, умение
видеть, ценить и любить прекрасное, вырабатывать у обучающихся стремления
приобщения к прекрасному, формирует возвышенные чувства, посредством
соприкосновения к творчеству великих творений музыкантов, художников. С этой
позиции будущий специалист становится подлинным субъектом обучения, который
активно участвует в учебно-познавательной музыкальной деятельности.
Например, кюй «Қос-алқа» Даулеткерея пронизан
лиричностью, характеризующий художественный образ красивой девушки.
Художественным элементом в образе женской красоты композитор представляет пару
серег «Қос-алқа». Музыка «Қос-алқа» ритмически напоминает
покачивание серег во время ходьбы...» – отмечает Ахмет Жубанов в книге «Струны
столетий» [7, с.93]. Поэтому в игре данного кюя, в исполнительском плане,
желательно, исполнителю отобразить именно этот художественный момент
музыкального воплощения грациозно-качающегося мелодического развития
музыкального материала. Удобная тесситурная палитра мелодического развития
интонационного построения всего материала - сцеплено на интервальных переходах,
которые, эмоционально, усиливают дополнение художественного образа данного
произведения. Не останавливаясь на всех исполнительских,
художественно-технических задачах отметим, словами П.В.Аравина, который сравнил
творчество Даулеткерея с горным цветком «камне-ломом». «Удивительно искренне,
простое и великое в своей простоте искусства Даулеткерея выдержало испытание
временем. Подобно горному цветку оно пробивалось в нашу жизнь через толщу
народного горя и засияло сейчас всеми радужными красками художественного
мастерства» [8, с.58] - считает автор. И наша задача заключается в том, чтобы
передать это художественное достояние, бережно сохраненное учеными
исследователями, музыковедами А.Затаевичем, А.Жубановым, Б.Ерзаковичем,
П.Аравиным будущему подрастающему поколению.
Литература
1.
Философский энциклопедический
словарь / Гл.ред. Л.ф.Ильичев, Д.Н.Федосеев и др. –М.: Советская энциклопедия, 1983.
–с.427.
2.
Балтабаев Х.М. Основы музыкально-эстетического
воспитания учащейся молодежи средствами педагогической традиционной
художественной культуры. Автореферат дисс. докт.пед.наук. –Алматы, 1994. -68с.
3.
Назарбаев И.А. Идейная
консолидация общества как условие прогресса Казахстана. –Алматы: ФПИ «Казахстан
в ХХІ веке»,
1993. –с.10.
4.
Алиев Ю.Б. Художественное
образование в школе // Педагогика, 1991. -№10. –с.42-45.
5.
Арчажникова Л.Г. Профессия –
учитель музыки. Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1984. -111с.
6.
Раимбердиев А. Традиционные
методы музыкального воспитания в современной казахской общеобразовательной
школе. // Музыкальное образование в Казахстане. Составители Р.Р.Джердималиева,
А.А.Момбек. –Алматы, 2006. -290с.
7.
Жубанов А.К. Струны столетий. –Алматы: Дайк-пресс,
2001. -280с.
8.
Аравин П.В. Степные созвездия. Очерки и этюды о
казахской музыке. –Алма-Ата: Жалын, 1978. -184с.