*112959*
К.п.н. Паршуков В.Г.
Филиал НОУ ВПО
«Столичная финансово-гуманитарная академия» в
г. Салехарде, Россия
Педагогическая культура как элемент
институализации педагогической профессии
Социальные институты со времени их возникновения были
и остаются своеобразной системой упорядочения жизни общества, ибо с точки
зрения философии позитивизма институциональный подход к изучению социальных
процессов обеспечивает в обществе солидарность и согласие. Под социальным
институтом мы понимаем систему внутренних и внешних связей, социальных норм и
образцов поведения, направленную на удовлетворение основных потребностей
общества. Социальные институты по отношению к индивиду имеют объективный
характер, ибо они существовали до появления конкретного индивида и будут существовать
после его смерти. Таким образом, социальные институты имеют над индивидом
«принудительную власть.., благодаря силе своей фактичности и механизмам
контроля, которыми располагают» [1, с. 32].
Социальный институт (и педагогическая профессия здесь
не исключение) делает поведение индивидов, в него входящих, контролируемым, это
касается ценностных оснований, установок и образцов поведения, символических
культурных признаков, устного и письменного кодекса. Институт педагогической
профессии нацелен «на приспособление воспитанника к конкретным требованиям дня»
и на формирование его творческой личности, т.е. педагог работает «для будущего,
участвуя в формировании личности как синтеза всех богатств человеческой
культуры» [Там же, с. 43].
Для современного выпускника вуза должны быть
свойственны многие личностные качества: открытость новому, гибкость мышления,
готовность к развитию неординарных идей, использование интуиции, постоянное
самосовершенствование и самообразование – вот далеко не полный перечень личностных
особенностей, который продолжает обсуждаться в социально-педагогической и
психологической литературе в качестве свойств креативной личности. При переходе
к компетентностному подходу в подготовке кадров всё чаще приходится
сталкиваться с проблемой готовности педагога высшей школы к принятию неопределенности и риска в
подготовке будущих специалистов. Это связано, во-первых, с тем, что достаточно
часто меняются образовательные стандарты, при этом менталитет потребителей
образовательных услуг (как бы нам ни нравилось данное понятие, но реальность
такова, что современное российское образование всё чаще понимается как услуга),
работодателя остаётся во многом неизменным. Во-вторых, достаточно большое
количество преподавателей ещё не готово быстро меняться как с точки зрения
творчества, так и с точки зрения новых реалий в профессиональном образовании.
Поскольку педагог одновременно является субъектом и
образовательного процесса, и образовательной деятельности, выходящей за рамки
учебного заведения, то предполагается, что он должен овладеть соответствующими
ценностными смыслами, нормами, способами и средствами этой деятельности, т.е.
специальными способностями, а это не
что иное, как педагогическая культура или, по Е.И. Исаеву, инкультуризация.
Процесс инкультуризации фиксирует
достаточно очевидный факт – чтобы быть культурным человеком, необходимо
«по-человечески общаться с предметами жизнедеятельности человека, освоить
общечеловеческие способности (язык, речь, письмо, информационные технологии и
т.п.), понять смысл совершаемых действий и усвоить способы
деятельно-преобразующего взаимодействия с миром, овладеть средствами и нормами
культуросообразного поведения и общения. Инкультуризация превращает индивида в
умелого субъекта, способного к осуществлению многообразных форм деятельности и
поведения в родной ему культуре» [2, с. 190-192]. Ведь ещё К.Д. Ушинский
утверждал, что в деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя
голову учителя.
В нашем случае
мы будем оперировать понятием формирование как обретение
человеком определённой социальной «формы» - педагогической культуры – под
влиянием наследственности, среды, целенаправленного воспитания, образования и
собственной активности личности в процессе инкультуризации для продуктивной
педагогической деятельности.
Понятие педагогическая культура определим
поэтапно, начиная с базовой составляющей – культура – как «человеческая
(социальная) деятельность в её ценностной, процессуальной, предметной и
результативной определённости» [4, с. 113]. В социологии культуре придаётся
особый смысл и определяется ей ведущее значение в общественной жизни, поскольку
«именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения определяет ту
социальную среду, взаимодействуя с которой, индивиды и социальные группы определяют
своё поведение» [2, с.25]. Будучи важнейшим социальным регулятором и
функциональным элементом общества, культура воздействует не только на общество
в целом (интегральная функция культуры), но и на различные его группы,
коллективы, индивиды, составляющие организации и коллективы, воспроизводя
социальный порядок, обусловливая социальный контроль и культурный отбор.
Что касается прилагательного педагогическая,
в нашем определении по отношению к культуре оно выполняет роль своеобразного
указателя на определённую часть общества - педагогов. Это – «система отношений,
ценностей, норм и правил, традиций, знаков, установок, используемая для
регулирования поведения педагогического коллектива и отдельных его членов в
разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность,
общие для педагогического коллектива» [3, с.475]. Понятие педагогическая
культура характеризует уровень развития сущностных сил человека,
занимающегося педагогической деятельностью, его способностей и дарований;
совокупность знаниевых, информационных, мировоззренческих, социальных,
политических, нравственных, поведенческих, исследовательских, организационных и
иных компетенций. Это и осознание человеком себя как субъекта педагогической
деятельности, умеющего принимать адекватные решения и нести ответственность за
свои действия и поступки.
Б.Т. Лихачёв вместо понятия педагогическая
культура использует понятие педагогическое искусство, которое
представляет как «совершенное владение педагогом всей совокупностью
психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединённое с
профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией , нравственно-эстетическим отношением к
жизни, глубокой убеждённостью и твёрдой волей» [5, с. 283]. Профессор
предлагает модель педагогического искусства, состоящую из нескольких
компонентов:
·
системы
целей, ориентиров и стимулов, где цели делают осмысленной всю педагогическую
деятельность, а без овладения педагогическим целеполаганием невозможна
продуктивная педагогическая деятельность;
·
глубоких
знаний о ребёнке на основе социальной педагогики и психологии, психологии
развития, физиологии;
·
этико-эстетических
принципов педагогического субъект-субъектного взаимодействия;
·
социологических
характеристик ребёнка и выстраивания взаимоотношений детей в группе;
·
знания
технологий и искусного владения техниками общения, умения слушать и слышать
ребёнка.
В
зависимости от подхода к рассмотрению понятия педагогическая культура
его можно наполнить разным содержанием. При функциональном подходе это
понятие наполняется всеми областями внешней и внутренней культуры педагога
как человека: культура поведения,
нравственная культура, личные потребности, интересы, эстетические вкусы,
культура речи, внешний облик и т.п. При профессиональном – в первую
очередь рассматривается культура педагогического труда, в том числе способность
организовать время и место работы, умение использовать профессиональные знания,
умения, приёмы, технологии для получения высоких результатов деятельности.
В
рамках социального подхода педагогическая культура предстаёт в виде
всеобщей формы культурно-исторического развития личности и общества, где путём
трансформации социальных культурных ценностей когнитивного (познавательного),
поведенческого и институционального плана личность педагога обретает
профессиональные компетенции, аксиологические (ценностные) ориентиры,
человеческую индивидуальность, педагогическое мастерство в определённом
социокультурном контексте.
Педагогическая
культура не мыслится нами в отрыве от организации, т.е. педагогического коллектива. Высокая
организационно-педагогическая культура имеет свои признаки, в частности, в виде
точно определённых и всем понятных ценностей, ориентиров и норм, принятых всем
коллективом. Организационно-педагогическая культура выполняет следующие
функции:
· объединение всех членов коллектива;
· формирование имиджа организации,
отличающего её от других;
· возникновение чувства общности всех членов
коллектива;
· усиление вовлечённости в дела
педагогического коллектива и чувства преданности ему;
· усиление системы социальной стабильности,
сплочённости в педагогическом коллективе и обеспечение стандартов поведения;
· выполнение роли средства, формирующего и
контролирующего формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения
данного коллектива, т.е. институциональной инкультуризации, поскольку
педагогическая культура в конкретном коллективе постигается через историю
учебного заведения, ритуалы, символы, традиции, наблюдение, обобщение опыта и
т.д. (в процессе инкультуризации медленно и сложно происходит, с одной стороны,
освоение традиций культуры, с другой – зарождение и накопление изменений,
приводящих к возникновению новых традиций, в том числе формируются локальные
культуры и контркультуры);
· определение стандартных путей решения
возникающих проблем.
В случае утраты значимых для
коллектива ценностей в нём неизбежно снижается общая педагогическая культура.
Это нередко приводит к потере педагогическим коллективом значимых ориентиров,
снижению результатов деятельности, статуса среди подобных образовательных
учреждений. Это же можно отметить и в целом относительно института
педагогической профессии: снижается социальный статус педагога и, как
следствие, - теряется престижность педагогической профессии, нивелируются
базовые для неё ценностные основания.
Литература:
1.
Введенский В.Н. Развитие
педагогической профессии как социального института: теория, методология,
практика. Монография.- СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004.- 230с.
2.
Исаев, Е.И.
Педагогическая психология: учебник для бакалавров/ Е.И. Исаев.- М.:
Издательство Юрайт, 2012.- 317с.
3.
Коджаспирова Г.М.
Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,
2004.- 528с.
4.
Лебедев С.А. Философия
науки: Словарь основных терминов.- М.: Академический Проект, 2004.- 320с.
5.
Лихачёв Б.Т. Педагогика:
Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебн. заведений и
слушателей ИПК и ФПК.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт-М, 2001.- 607с.