*113174*
Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов
К.п.н.
Кудрицкая Е.В.
Глазовский
государственный педагогический институт, Россия
Развитие профессионального мышления будущего учителя музыки
Творческая
деятельность является следствием активного развития процессов мышления. В
философии, психологии и эстетике образное мышление рассматривается как
оперирование образами-представлениями, в музыке – музыкальными образами.
Мышление
детализирует процессы слушания и восприятия музыки; оно оперирует
представлениями о звуках музыкальной ткани, гармониях, интонациях, которые в
свою очередь рождают реальные образы, чувства, эмоции [1].
Логическое
мышление в музыкальной деятельности человека затрагивает процессы восприятия,
представления, воспроизведения, запоминания и узнавания музыки. Н.А.
Римский-Корсаков назвал «чувством музыкальной логики» способность ощущать
законы связи аккордов, тональностей, слышать голосоведение и ритм [2].
В
основе музыкального мышления лежит синтез художественной эмоции и логического
постижения музыкального материала, «музыка есть эмоциональное познание» –
гласит один из постулатов Б.М. Теплова [3]. Только проникновение в
выразительно-смысловой подтекст интонации, с одной стороны, и осмысление
логической организации звуковых структур - с другой, создает в своем синтезе
музыкальное мышление в подлинном смысле этого понятия, - отмечает Г.М. Цыпин
[4]. Этот вид мышления формируется и развивается, как и всякая способность, в
соответствующей деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Его специфика - в
опоре на жизненный и профессиональный опыт индивидуума, на его «тезаурус». Все
это аккумулируется и воплощается в музыкальных образах.
Музыкальное
мышление базируется на таких психических процессах, как воображение и
ассоциативное мышление. Наиболее значимыми для подготовки учителя-музыканта
являются следующие виды ассоциаций: а) локальные межхудожественные ассоциации
(простейшая связь языковых элементов разных видов искусств - связь музыкальных
и речевых интонаций); б) частично-системные ассоциации (сопоставление элементов
в художественных произведениях); в) внутрисистемные ассоциации (отражение более
глубоких и существенных пластов разных художественных произведений); г)
межсистемные ассоциации (опосредованная связь разных художественных образов)
[5].
Очевидно,
что степень восприятия насыщенности музыки ассоциациями может быть различной, в
зависимости не только от авторского замысла, но прежде всего от культуры
воспринимающего ее слушателя или исполнителя. Чем богаче их ассоциативный опыт,
тем больше откроют они в музыке ассоциаций самого различного плана,
способствующих, прежде всего, пониманию воспринимаемой или исполняемой музыки,
проникновению в ее внутренний образный мир.
Б.В.
Асафьев утверждал, что развитие мыслительной деятельности в процессе слушания
музыки есть основа формирования музыкального опыта, следовательно, музыкальной
культуры индивида. Считая музыку прежде всего «искусством интонируемого
смысла», он доказывал, что умение ее воспринимать ведет к новому роду обогащения
жизненного опыта – к привычке мыслить не только понятиями, но и музыкальными
представлениями разной степени сопряжения и разной степени напряжения [6].
Согласно
Б.В. Асафьеву, фрагменты музыкальных впечатлений фиксируются и накапливаются в
памяти с самых ранних лет. На их основе сознанием усваиваются («на слуху»)
самостоятельные «тон-ячейки», из которых возникают звуковые представления, все
более рельефно оформленные в структурном отношении, предоставляя слуху
определенные опорные точки для создающихся впечатлений. Сознание закрепляет
несколько ритмических, мелодических или гармонических стержней (чаще всего
короткие напевы), – они становятся
«своими». Именно «свои» интонационные стержни и становятся в дальнейшем путеводной
нитью, позволяющей осуществлять сцепление различных звеньев музыкальной мысли,
рождая в итоге целостный музыкальный образ. Таким образом, «устремленность к
художественной целостности становится ведущим фактором художественного
мышления» [7].
По
утверждению Ю.Н. Тюлина, только соответствие слушаемой музыки привычным общим
представлениям дает ключ к ее пониманию. Здесь вступает в силу психологический
закон «апперцепции», наложения впечатлений на нечто знакомое, приобретенное
предварительным опытом, своего рода закон психологического резонирования [8].
Как и Ю.Н. Тюлин, большое значение «эмоционально-ассоциативным связям
формально-конструктивных элементов» в музыкальном произведении придает В.Дж.
Конен. Музыка композитора, по ее мнению, «живет только потому, что ее
«технические» элементы таят в себе возможности эмоционального и
идейно-ассоциативного воздействия» [9].
Рядом
со звучанием всегда присутствует зрительный образ, реальное движение, событие и
т.п., которые позволяют воспринимать музыку как часть зрелищно-образной картины
мира. «Как показывает практика, – отмечает А.П. Шаховской, – без всякого труда
и сложностей зрительные ассоциации
возникают во время прослушивания или исполнения вокальных произведений». Он объясняет это
«вписанностью» зрительных образов в
словесный текст: по сути, через вокальную музыку (= музыку со словом)
обнаруживается наиболее простой путь от музыкального звучания к изобразительным
образам. Но важно помнить, – продолжает А.П. Шаховской, – что в процессе
обучения музыканта не должна даваться установка на изобразительное,
«живописное» слышание музыки, ибо это воспитывает не слушателя, а, условно
говоря, «зрителя». Даже рисуя образы природы, композитор стремится не только и
не столько изобразить что-либо, а прежде всего выразить ощущение человека,
воспринимающего внешний мир. То есть здесь на первый план выступает
представление о музыке как искусстве, имеющем «выразительную», а не
«изобразительную» сущность [10]. Эта выразительная сущность проявляется в том,
что характер музыки, ее настроение, ее эмоционально-смысловое содержание могут
рождать в слушателе определенные ассоциации, мысли, воспоминания, иногда
зрительные образы. Такой акцент на психологическом содержании музыки
благотворно сказывается на развитии культуры музыкального восприятия.
Большое
значение в профессиональной подготовке будущих учителей музыки имеет теория
интонирования Б.В. Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. Вслед
за А.Н. Серовым Б.В. Асафьев утверждает ведущее значение вокального начала в
музыке. «Немыслимо представить себе музыку без дыхания. Ни одно произведение
нельзя исполнить, не внося в него дыхания. Дыхание обусловливает ту или иную
степень песенной напряженности... Вот эта степень песенного напряжения, или...
энергия песенности и есть мелос. В противовес тому, что мыслится и
высказывается в слове (логос), мелос выступает как то, что мыслится (то есть и
чувствуется, и постигается), но высказывается в интонации, то есть поется со
словом и без слова» [11]. Асафьев утверждает вокальный генезис интервалики,
считая, что лишь а posteriori она
была закреплена в инструментализме, хотя последний и привнес в нее свои
особенности.
Все
вышесказанное свидетельствует о том, что для полноценного понимания и освоения
музыкального произведения будущим учителям музыки, студентам-музыкантам педвуза
необходимо развивать свое мышление – логическое и образное, музыкальное и
ассоциативное, на основе формирования и накопления музыкального опыта, а также
«интонационного словаря», или музыкального тезауруса.
Литература:
1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студ. и
преподавателей. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1997. - С. 199.
2. Теплов Б.М. Психология
музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. – С. 60.
3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.
М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.
4. Цыпин Г.М. Музыкант и
его работа: Проблемы психологии творчества. - М.: Сов. композитор, 1988. - С.
137.
5. Рапацкая Л.А. Основы
общехудожественной подготовки учителя музыки. Учебное пособие по курсу «История
русской музыки». - М., 1996, МГОПУ. - С. 66-67.
6. Асафьев Б.В. Избранные
статьи о музыкальном просвещении и образовании, 2-е изд. - М.: Музыка. Ленингр.
отд-ние, 1973. – С. 129.
7. Асафьев Б.В. Слух
Глинки. // Асафьев Б.В. Избр. труды, Т.1.- М.,1952. - С. 313-318.
8. Тюлин Ю.Н. О программности
произведений Шопена, 2-е изд. - М., 1968. - С.65.
9. Конен В.Дж. Театр и
симфония, 2-е изд. - М., 1975.
- С.28-32.
10.
Шаховской А.П. Ассоциации в системе музыкально-образного мышления //
Исследование проблем творчества: Сб. статей. - Глазов: ГГПИ, 2000. - С. 18-20.
11. Асафьев Б.В.
Симфонические этюды, 2-е изд. - Л., 1970. - С.83.